В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ученым РАН нужны серьезные партнеры Назад
Ученым РАН нужны серьезные партнеры
Во время недавнего визита в Россию генерального директора по маркетингу и вице-президента по мировым рынкам компании InnoCentive Али Хуссейна состоялась его встреча с директором Института проблем химической физики РАН академиком Сергеем Алдошиным.

Подробнее об этой встрече и документе, подписанном в ее рамках, корреспонденту "Поиска" рассказал Сергей АЛДОШИН:

- Мы далеко не первый раз встречаемся с представителями компании InnoCentive. Как известно, InnoCentive выступает в роли связующего звена между крупными промышленными компаниями, у которых возникает необходимость в решении тех или иных научных проблем, и учеными разных стран, готовыми взяться за поиск ответов. На сайте InnoCentive (www.innocentive.com) такие задачи представлены и сопровождаются информацией о сумме возможного вознаграждения. Любой исследователь, располагающий доступом в Интернет, может принять участие в конкурсе решений и предложить свой вариант. Если он будет признан верным, ученого ждет вознаграждение.

Когда компания InnoCentive в 2003 году провела на XVII Менделеевском съезде по общей и прикладной химии в Казани презентацию своих возможностей, реакция со стороны российского академического сообщества оказалась неоднозначной. Потому что та форма сотрудничества, которую InnoCentive предложила РАН, вызывала много вопросов и не вполне соответствовала интересам академии. Она была скорее приемлема для вузов. Главным вопросом тогда стал вопрос интеллектуальной собственности: если такое сотрудничество распространить на РАН, это может привести к тому, что ряд разработок, которые сделаны в институтах и по закону принадлежат организации-исполнителю, уйдет за рубеж.

Кстати, когда мы вместе с представителями InnoCentive начали обсуждение этой темы, еще и на российском законодательном уровне не было окончательно решено, как именно будет государство относиться к той интеллектуальной собственности, что возникла в результате работ, профинансированных из бюджетных средств. Тогда речь шла о том, что она должна принадлежать государству. Совсем недавно этот трудный вопрос был официально решен. В частности, согласно недавнему постановлению Правительства РФ, разработки невоенного характера, созданные за счет бюджетных денег, будут принадлежать организации-исполнителю.

Несколько лет назад и этой ясности не было. Но и тогда о передаче частным образом результатов работ, полученных в организации-исполнителе, другой компании не могло быть и речи. И потому вести сотрудничество в рамках, предложенных InnoCentive, для РАН было неприемлемо.

Приняв во внимание положения российского законодательства в области интеллектуальной собственности, руководители компании несколько раз приезжали в Москву и Черноголовку для ведения переговоров. Целью этих встреч был поиск наиболее приемлемого варианта сотрудничества InnoCentive с российскими академическими структурами, который позволил бы соблюсти законодательство РФ, не создавая конфликтную ситуацию как с научными институтами, так и с отдельными их сотрудниками. Итогом продолжительных дискуссий стал вариант соглашения, приемлемый для обеих сторон. После тщательной "шлифовки" юристами соглашение было окончательно подготовлено и подписано руководителями Института проблем химической физики РАН и компании InnoCentive во время недавнего визита Али Хуссейна в Россию.

По условиям этого документа, все вопросы участия сотрудников академического института в решении тех или иных задач, которые сформулированы и представлены на сайте Inno-Centive, будут согласовываться с руководством института. Это необходимо для того, чтобы можно было понять, является ли решение, предложенное конкретным ученым, его собственной идеей или оно все-таки результат работы коллектива (лаборатории, института), где он трудился не один год. Ведь если решение задачи, представленной на сайте InnoCentive, предлагает студент, оно действительно принадлежит ему, он отыскал его благодаря своему таланту и сообразительности. Но в случае представителя академического института - все несколько иначе.

Мы также договорились с InnoCentive, что если наш сотрудник принимает участие в решении проблем, означенных компанией, то 10 процентов от заявленной суммы вознаграждения полагаются институту. Это тоже некая гарантия того, что институт будет в курсе проводимых изысканий.

Кроме того, если задача, представленная для решения на сайте InnoCentive, достаточно объемна и сложна, а у института есть способ ее решения, который им оценивается в сумму гораздо большую, чем та, что обозначена InnoCentive, то, по условиям соглашения, возможно проведение дополнительных переговоров. InnoCen-tive в этом случае берет на себя обсуждение создавшейся ситуации с компанией-заказчиком, выставившей на сайте Всемирного форума ученых свою задачу-заявку. Как известно, имена компаний-заказ-чиков, чьи задачи представлены на сайте www.innocentive.com, не объявляются. И ученый, предлагая свой вариант решения, не знает, кто им воспользуется. Полагаю, что для решения каких-то небольших задач такая форма взаимодействия "заказчик-исполнитель" приемлема. А вот для крупных проблем - нет.

Руководители компании InnoCentive - люди деловые и активные. Сегодня они уже задумались о возможности подписания подобного соглашения о сотрудничестве со всей Российской академией наук. Но, полагаю, это пока вопрос будущего. Хотелось бы сначала посмотреть, как сработает недавно подписанное двустороннее соглашение. Информация о нем и его условиях будет доведена до внимания всех директоров химических институтов РАН. И каждый из них сможет самостоятельно решать, готов его институт к такому взаимодействию или нет. Если результаты будут положительными и достаточно масштабными, тогда можно поставить вопрос о выработке общего соглашения между РАН и InnoCentive.





http://www.ras.ru/


Док. 493603
Перв. публик.: 16.12.05
Последн. ред.: 20.09.08
Число обращений: 171

  • Алдошин Сергей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``