В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иосиф Дискин: Путин честно отслужил свой контракт и хочет на волю Назад
Иосиф Дискин: Путин честно отслужил свой контракт и хочет на волю
На пороге предвыборных кампаний 2007-08 годов эксперты обсуждают возможные варианты развития событий. В интервью "Росбалту" свое видение политической ситуации в России изложил сопредседатель Совета по национальной стратегии, политолог Иосиф Дискин.

- Иосиф Евгеньевич, какие, на ваш взгляд, политические сценарии будут актуальны в ходе выборной кампании 2007-08 годов?

- Для начала мы должны определить, в какой стране мы сегодня живем. У нас проблема - есть экономический рост, но национальный пирог делится несправедливо. Растет социальная дифференциация. Да, растут зарплаты, доходы бизнеса, но аутсайдерами оказываются работники бюджетных сфер. Учителя, ученые, военные, не получая адекватного куска пирога, начинают беспокоиться. Кроме того, молодежь не чувствует своих перспектив. У нее создается ощущение, что захлопнулись все лифты вертикальной мобильности, что все уже расселись по своим местам, что формируется новая номенклатура. Создается ощущение, что никуда не пробьешься, и это острая ситуация.

Другой важной проблемой является неустойчивость положения бизнеса. Сегодня бизнес тревожит отсутствие внятной экономической политики и неустойчивость социальной стратегии. Дело даже не в объеме "наездов" силовых структур и налоговых инспекций на бизнес, но в их безнаказанности и гипертрофированных оценках средствами массовой информации. Сегодня СМИ постоянно твердят бизнесу, что, мол, завтра опубликуют списки тех, кто будет следующим.

Еще одна проблема - скрытое недовольство региональных элит. Вертикаль власти выстроена так, что региональная элита была взята под жесткий контроль. Сейчас Президент передает в регионы полномочия по решению множества вопросов. Но поскольку отсутствует политическое разъяснение, то идет политическое брожение.

Есть проблема с силовиками. В 2000 году они видели себя новой правящей кастой, но этого не произошло: власть и собственность остались в чужих руках. Зарплаты и статус силовиков сегодня невелики, они не получили того, чего ожидали. Когда некоторые политические аналитики кричат о силовых олигархах - это, конечно, миф.

Кроме того, парализована деятельность Правительства. Оно утратило динамику инициатив. Административная реформа на полгода вывела его из строя. Крайне негативно сказывается на работе Правительства противостояние премьера и министров экономического блока. В результате работа Правительства замедлилась, решения не принимаются. Яркий тому пример: три года не принималось решение по строительству нефтепровода до Находки.

Администрация Президента сосредоточила в своих руках огромную власть. Правительство без администрации ничего не решает, однако и в администрации отсутствует стратегическое штабное руководство экономикой. Ситуация с "Газпромом" показала, что сегодня у администрации нет механизмов быстрого принятия решений, а в головах - "оранжевая" революция, одна лишь мысль: "Что с нами будет в марте 2008 года?"

Общее недовольство населения связано с геополитическим унижением России. После празднования 60-летия Победы патриотические чувства были серьезно подняты и актуализированы, однако революции в Грузии, Украине и Киргизии создали у людей стойкое ощущение "изолированной крепости".

- Каким вы видите дальнейшее развитие ситуации?

- На этом фоне может возникнуть несколько линий противоборства. Власть сейчас не хочет и не способна проводить реформы, которые могли бы снять напряженность. Отсутствие информационной поддержки, объяснений того, что Президент чувствует повестку дня и идет в ее русле, приводит к тому, что людей, понимающих политику Президента, уже просто нет. В частности, люди не понимают, что Путин проводит политику национального компромисса. С одной стороны на него пытаются давить Зюганов и Рогозин, которые выступают против олигархов и призывают "гнать всех на нары", с другой стороны - он борется с влиянием Березовского-Ходорковского. Президенту приходится действовать по принципу "санкции поддерживают нормы, но санкции минимальны". И на примере Ходорковского Путин показал, что у него есть мужество применить минимальные санкции. Мало кто понимает, что Президент лавирует и делает минимум из того, что требует большинство населения. Если же он перестанет это делать, то начнется стремительная потеря легитимности власти.

- Каких шагов от власти следует ожидать в сложившейся обстановке?

- Сейчас для власти велик соблазн выстроить оппозицию: патриоты против агентов иностранного влияния. Для этого уже много сделано. Вынесен вопрос о суверенной демократии, вопрос об исключении внешнего управления поставлен на повестку дня, психологически население очень остро на это реагирует, и такая постановка позволяет консолидировать пропрезидентские силы, ставить вопрос "Вы с Россией или против?" Это игра с огнем. Хорошо, если это нормальный патриотизм, идущий вместе с реформами, с демократизацией, с экономическим развитием, с национальной консолидацией. Но следует помнить, что здесь очень просто можно скатиться в шовинизм.

- Вероятно, возможны и другие сценарии?

- Да, второй сценарий совсем другой: прогрессивные силы против коррумпированного авторитарного режима. Этот сценарий навязывается другой стороной - антиавторитарным фронтом, который обращается к реальным проблемам власти. Но то, к чему призывает оппозиция - "оранжевая революция" - не решит проблем страны. Это попытка на волне серьезного недовольства обеспечить передел собственности или вернуть к власти олигархию. В тот момент, когда будет идти нарастающая дискредитация власти, она будет терять поддержку, и тогда любая спичка будет способна поджечь ее хрупкую конструкцию.

Этой спичкой может быть любой теракт, но и не только. Например, выборы в Мосгордуму неизбежно станут "спичкой".

- Почему именно выборы в Мосгордуму?

- Во-первых, в Москве сконцентрированы основные "оппозиционные" силы: "лимоновцы", "Яблоко" и СПС. Во-вторых, Мосгордума будет утверждать мэра Москвы. Ставка велика. Мы можем получить "оранжевый" сценарий, который создаст ситуацию сильной неопределенности, подпитываемый мыслью "а где мы будем после выборов?" Очевидно, что здесь сразу появляется фигура Михаила Касьянова.

- Вы считаете, что Касьянов может стать лидером "оранжевой революции" в России?

- Он, конечно, не станет лидером "оранжевой революции" и никого консолидировать не будет. Он станет посредником, который ряду людей будет говорить, что если они его поддержат, то он обеспечит пропуск в постпутинскую Россию, а "оранжевым" он будет обещать, что выступит гарантом реализации последствий демократизации. Это очевидно.

- Какой же вариант развития событий, на ваш взгляд, был бы желателен для России?

- Существует третий сценарий. Это противостояние национальной модернизации против доктринеров. Понятно, почему он хорош, но для его реализации надо, чтобы люди поверили власти. А здесь необходимо соблюсти два условия. Во-первых, обеспечить информационную поддержку власти. Во-вторых, власть должна заявить о перечне реформ, который она проведет до 2007 года. До этого власть действовала как умела, и теперь ее задача в том, чтобы сосредоточиться на проблемах.

Наиболее вероятно объединение сценария "патриоты против агентов иностранного влияния" с модернизаторской коалицией. Это удержит Россию от скатывания в крайности и обеспечит нормальное будущее. Однако для этого в стране должна появиться эта модернизаторская коалиция, а сформировать ее может только Президент. В связи с этим нарастает необходимость инициативы подписания стабилизационного пакта.

С 1 января 2006 года председательство в G8 переходит к России, проведение саммита в Петербурге в июне следующего года - это главная внешнеполитическая задача России. В этой ситуации политические силы должны взять на себя обязательства не подрывать международный имидж России, а власть - провести реформы.

В России надо проводить новую экономическую политику. Сегодня все зашло в тупик. Невозможно проводить экономическую политику, когда ее поддерживают всего 15% населения - это уже авторитарный режим. Кроме того, необходимо пополнение среднего класса, необходимы резкое повышение уровня жизни и рост зарплат работников бюджетной сферы. Власть должна заботиться о группах, в которых живут настроения "оранжевой революции". Необходимо сократить задолженность по ЖКХ, а также дать им возможность участвовать в системе кредитования.

Должна быть проведена судебная реформа. Необходима борьба с коррупцией. Причем гражданское общество должно принимать в этой борьбе активное участие. Необходимо также обеспечить защиту бизнеса от "наездов" чиновников. Для этого было бы целесообразно ввести должность уполномоченного Президента по делам бизнеса. Кроме того, Президент должен взять на себя обязательства провести консультации по преемнику. Главное - не превратить это в кулуарные склоки.

- Возможен ли третий срок для Путина?

- Я считаю его честным человеком, и раз он сказал, что не останется - у меня не оснований ему не верить. Он поступит как человек, который не упивается властью. Он честно отслужил свой контракт и теперь хочет на волю.


15.07.2005
http://www.rosbalt.ru/2005/07/15/217629.html

Док. 493596
Перв. публик.: 15.07.05
Последн. ред.: 20.09.08
Число обращений: 174

  • Дискин Иосиф Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``