В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Бородавкин: Молдавия и Приднестровье готовы возобновить переговоры Назад
Алексей Бородавкин: Молдавия и Приднестровье готовы возобновить переговоры
Группа послов ОБСЕ посетила Молдавию и Приднестровье. О ситуации в регионе, урегулировании приднестровского конфликта собственному корреспонденту РИА Новости в Приднестровье Владимиру Сандуце рассказал постоянный представитель России при ОБСЕ Алексей Бородавкин.

- Алексей Николаевич, на Ваш взгляд, что может дать в практическом плане поездка в Молдавию и Приднестровье группы послов ОБСЕ, в составе которой Вы принимаете участие?

- Поездка послов ОБСЕ в Молдавию и Приднестровье позволила нам гораздо более подробно ознакомиться с ситуацией на месте, с позициями сторон, которые участвуют в разрешении приднестровской проблемы. Мы имели очень подробные разговоры с руководством Молдавии и очень довольны тем, что удалось организовать встречи в Тирасполе с президентом Смирновым, с его командой и с руководством миротворческих сил. Это действительно насыщенная трехдневная поездка, в ходе которой мы узнали очень много об этом регионе и проблемах, которые перед ним стоят.

Данный приезд в регион позволит лучше понять обстановку, позиции сторон, прежде всего, приднестровских партнеров, поскольку не у всех в ОБСЕ есть полное представление, с каких позиций выступает руководство Приднестровья. У этого руководства нет возможности напрямую доносить свои подходы к государствам-участникам ОБСЕ. Здесь же все было сделано напрямую, состоялся обстоятельный разговор с президентом Смирновым, и после этого послы будут давать соответствующие рекомендации своим столицам как дальше двигаться, каким образом выходить из той непростой ситуации на переговорах, которая сейчас сложилась и как их возобновить.

- После состоявшихся в Кишиневе и Тирасполе встреч с руководством двух сторон, какое общее впечатление сложилось у послов ОБСЕ? Есть ли надежды на возобновление переговоров?

- Общий настрой, который продемонстрировали и руководство Молдавии, и руководство Приднестровья дают основания для определенного сдержанного оптимизма. И та, и другая сторона говорит о необходимости возобновления переговорного процесса. И та, и другая сторона говорит о том, что урегулирование должно быть достигнуто на основе мира и взаимопонимания, сближения позиций сторон.

Для того, чтобы танцевать нужен, по крайней мере, партнер. Партнером у Молдавии на переговорах является Приднестровье. Это одна из сторон конфликта и с этим нужно считаться и работать надо в тандеме при помощи и содействии посредников и наблюдателей. Я думаю, что посредники и наблюдатели в переговорном процессе по схеме "пять плюс два" сделают со своей стороны все возможное для того, чтобы усадить стороны за стол переговоров.

Россия в этом процессе играет приоритетную, одну из лидирующих ролей. Мы не только посредник, но и гарант. И поэтому мы активно ведем разговор не только в многостороннем формате, но и работаем со сторонами в конфликте, как с Молдавией, так и с Приднестровьем. Разговор идет конструктивный, и мы надеемся, что нам удастся возобновить переговорный процесс.

- Вы побывали в расположении штаба совместных миротворческих сил. Существует мнение о необходимости смены миротворческого формата. Что Вы думаете по этому поводу?

- По мнению Российской Федерации, имеет место множество подтверждений тому, что миротворческая операция в нынешнем формате действует достаточно эффективно. Все инциденты, все происшествия, все столкновения, которые происходят в зоне безопасности в последнее время, к сожалению, их стало больше, урегулируются с помощью именно миротворцев. Но нужно иметь в виду, что миротворцы нигде в мире не выполняют роль переговорщиков, у них совершенно другие задачи. Поддержание стабильности в зоне конфликта, в зоне безопасности, разведение сторон в конфликте и стабилизация обстановки, вот это их функция. И с этой функцией миротворцы справляются блестяще.

Я считаю, что те нарекания, которые имеются у молдавской стороны к миротворцам, они скорее отражают не то, что контингент действует не эффективно, а нечто другое. На наш взгляд, позиция Молдавии заключается в том, что она не удовлетворена ходом переговоров, не удовлетворенна тем, что конфликт не разрешается на тех условиях, на которых Молдавия хотела бы видеть результат урегулирования.

Несмотря ни на что, миротворцы будут продолжать выполнять свои функции. Это не означает, что после достижения урегулирования не нужно будет изменить формат миротворческой операции. Когда и если мирное урегулирование будет достигнуто, видимо, и другой потребуется формат.

- Находясь в Приднестровье, затрагивалась ли дипломатами проблема находящихся здесь российских боеприпасов и возможный их вывоз?

- По нашей оценке наличие боеприпасов на складах в Колбасном используется некоторыми западными партнерами для того и только для того, чтобы отказаться от ратификации адаптированного Договора об обычным вооружениях и вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Это не обоснованная позиция, мягко выражаясь, это позиция предвзятая, и мы с такой позицией, с таким подходом согласиться не можем.
Россия все предусмотренные ДОВСЕ условия выполнила и ратифицировала это соглашение, также как и некоторые наши партнеры по ОБСЕ. А вот натовские страны говорят нам, что не будут ратифицировать из-за Стамбульских обязательств, которые предусматривают целый ряд обязательств со стороны России. Мы убеждены в том, что самое главное обязательство - это было обязательство ратифицировать адаптированный ДОВСЕ. Вообще наличие этих складов никакого отношения к ДОВСЕ не имеет в принципе, потому что те боеприпасы, которые там находятся, не подпадают под действие этого договора.

То есть это все искусственно притянуто за уши по существу и делается только для того, чтобы уйти, избежать ратификации адаптированного ДОВСЕ. Все это уже стало просто каким-то ритуалом и единственное, что можно сказать, это то, что нашим партнерам надо задуматься, так как такая позиция абсолютно бессмысленна и контрпродуктивна и ее следует пересмотреть.

- Но вывозить боеприпасы из Приднестровья все-таки придется, не так ли?

- В последнем консенсусном согласованном документе ОБСЕ, который касается этого вопроса (декларация СМИД ОБСЕ в Порту), говорится, что Россия вывезет все эти боеприпасы и вооружения при наличии соответствующих условий. Когда эти условия были созданы, а именно в 2003 году, и когда эффективно шли переговоры по вопросам урегулирования, тогда мы вывезли едва ли не половину того, что там находится. Сейчас переговоры в тупике, и мы просто не можем осуществлять этот вывоз, потому что приднестровцы его притормозили.

Кроме того, существуют проблемы расчетов, что также добавляет некоторые сложности. Не все так просто, но мы убеждены, что если стороны сядут за стол переговоров, и если начнутся конструктивные переговоры и замаячит впереди свет в конце тоннеля в процессе урегулирования, то и возобновится вывоз боеприпасов из Приднестровья.

Мы посетили склад с боеприпасами в Колбасном, и послы при ОБСЕ своими глазами увидели и убедились в том, что там все в порядке и что никаких проблем, опасностей и угроз эти склады не представляют. Это является еще одним свидетельством тому, что нужно серьезно задуматься, особенно натовским странам, и поменять свою позицию по проблеме адаптированного ДОВСЕ.

- Возвращаясь к проблемам Приднестровья, хотелось узнать, есть ли выход из той общей ситуации, изменившейся после введения новых таможенных правил?

- Соответствующими согласованными документами, подписанными в 90-х годах, предусматривалось, что Приднестровье будет иметь право на самостоятельные международные связи. Это оправдано, и мы считаем это правильным, поскольку Молдавия и Приднестровье имеют различные бюджеты, а значит формирование налоговой базы должно оставаться, как мы понимаем, за этой территорией, за Приднестровьем. Сейчас, когда все предприятия Приднестровье переводятся под юрисдикцию Кишинева, Приднестровье лишается большей части доходов от налоговых поступлений. Существует еще ряд проблем. Вся структура, занимающаяся внешнеэкономической деятельностью, разбалансированна, есть проблемы с ввозом на территорию Приднестровья материалов и сырья, остаются проблемы с вывозом готовой продукции. Эти проблемы, образно говоря, "зависли". В результате огромные убытки несут приднестровские предприятия, их российские и украинские контрагенты. Мы полагаем, что вопрос надо решать на основе диалога, подписания "транзитного протокола", который предлагает Россия и Приднестровье, опять же за столом переговоров. И никуда от этого не уйти.

13/11/2006
http://www.rian.ru/interview/20061113/55593566.html

Док. 493516
Перв. публик.: 13.11.06
Последн. ред.: 20.09.08
Число обращений: 136

  • Бородавкин Алексей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``