В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с директором департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андреем Клепачом. Назад
Интервью с директором департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андреем Клепачом.
Правительство РФ утвердило подготовленный Минэкономразвития прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 год и основные параметры прогноза до 2008 года. Одобренные показатели роста ВВП на 2006-2008 года на уровне 5,8-6,0% не достаточны для выхода на траекторию по удвоению ВВП за 10 лет. Более того, в Минэкономразвития отмечают, что прогнозируемые на ближайшие три года темпы роста являются очень оптимистичными и даже их будет достичь непросто.

О том, почему экономика России не может расти в ближайшие годы темпами, необходимыми для удвоения ВВП за 10 лет, с каким проблемами столкнется российская экономика и как предлагается переломить наметившуюся тенденцию торможения роста в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Алексею Уварову рассказал директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрей Клепач.

- Андрей Николаевич, каким Вам видится развитие российской экономики в ближайшие три года?

- Наша оценка роста ВВП России в 2005 году составляет 5,9% и это умеренно-консервативная оценка, учитывая хорошие результаты июня-июля, рост может составить 6 и более процентов. Тем не менее, наш консерватизм обоснован, так как высоки риски увеличения оттока капитала, продолжения стагнации нефтедобычи и отечественного автомобилестроения. На 2006 год прогнозируем рост ВВП на уровне 5,8%, на 2007 - 5,9%, на 2008 год - 6,0%. Этот прогнозные показатели (на 2006-2008 годы-ИФ) можно назвать уже очень оптимистичным. За счет чего это оптимизм? В частности мы исходим из оптимистичных гипотез по улучшению инвестиционного климата и уменьшению оттока капитала. Предполагается, что роста чистого оттока капитала не будет и, более того, уже в 2007 году может возникнуть чистый приток капитала, как за счет увеличения иностранных инвестиций и кредитов, так и за счет сокращения бегства российских капиталов. Во-вторых, мы предполагаем, что не будет провалов в конкурентоспособности ключевых секторов промышленности, например, автомобилестроения. В первом полугодии, как известно, выпуск легковых автомобилей заметно сократился, но по итогам года мы ожидаем небольшой плюс, правда, в основном за счет сборки иномарок. В других секторах машиностроения ситуация лучше и мы ожидаем в них более существенного роста. Столь пристальное внимание к машиностроению объясняется тем, что хотя его доля в промышленности примерно одна пятая, именно этот сектор, вместе со связью и информационными технологиями, а также торговлей должны вытягивать общие темпы роста экономики, компенсируя замедление роста нефтедобычи и металлургии. В легкой промышленности производство снижается, но мы закладываемся на то, что оно перестанет падать. Пищевая отрасль растет, но достаточно медленно, в том числе из-за отставания аграрного сектора. Поэтому наиболее прямой путь к ускорению роста лежит через подъем отечественного машиностроения, тем более темпы роста инвестиций ожидаются довольно высокими. Но и здесь есть тоже ряд проблем, вызванных не только серьезной конкуренцией со стороны импортного оборудования. Так перспективы производства энергетического оборудования серьезно зависят от того, как пройдет реорганизация отрасли, в связи с упразднением РАО "ЕЭС России" в 2007 году, и удастся ли не допустить падения инвестиций в электроэнергетике в переходный период. Естественные монополии это очень важный фактор экономического роста, и пока, если судить по проектам их инвестиционных программ, они работают не на ускорение, а на торможение развития. И дело здесь не в недостаточной высоте тарифов естественных монополистов, а в слабости стратегической составляющей их программ, отсутствие долгосрочного горизонта, что касается в первую очередь Газпрома. Потенциал роста машиностроения есть, но пока он неустойчивый. В целом по промышленности прогноз роста на 2006 год составляет 4,6%, на 2007 - 4,7%, на 2008 - 5,1%. Но это также умеренно-оптимистические прогнозы. Если исходить из пессимистического сценария, то выше 4-4,5% можно не подняться.

- Что же необходимо сделать для перелома тенденции замедления темпов роста?

- Важнейший рычаг роста, который у нас есть и который является решающим с точки зрения перелома тенденции от торможения роста к повышению - это госинвстиции в рамках ФЦП и инвестфонда. Фактически значительное увеличение государственных инвестиций является одним из ведущих фактором, который может поменять тенденцию замедления роста на его ускорение. Конечно, если считать, что государственные инвестиции вытесняют частные, то ни о каком ускорении роста с их помощью говорить не приходится. Однако в российском случае государственные инвестиции, напротив, создают условия для увеличения частных. Они делают это не только через развитие транспортной инфраструктуры, но и что особенно важно, через поддержку становления инновационной системы, возрождение отечественного авиастроения и космонавтики, помогая российским компаниям и центрам вступать в международные альянсы и кооперацию. Если, попытаться заморозить государственную инвестиционную политику и все совместные государственно-частные проекты, то по оценкам Минэкономразвития, мы даже в оптимистичном варианте повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса не получим темп роста ВВП выше 5,2-5,6% в год. Пока в проекте перспективного финансового плана заложена тенденция снижения после 2006 года госинвестиций в процентных пунктах к ВВП: с 2,3% до 1,7%. Однако эти параметры еще будут уточняться к моменту утверждения в декабре Правительством Перспективного финансового плана. По нашей оценке, для выхода на целевые темпы роста ВВП, не менее 5,9-6% в год в 2007-2008 годах уровень инвестиционных расходов, включая ресурсы инвестиционного фонда не должен опускаться ниже 2,3% ВВП.

Конечно, вклад этих инвестиционных расходов в рост ВВП зависит не только от их масштабов, но и от эффективности программ и структуры инвестиционных расходов. В нынешнем году уже проведена большая работа по переформатированию федеральных целевых программ и повышению их эффективности. В настоящее время более половины инвестиционных расходов приходится на федеральные целевые программы решающие приоритетные социальные задачи или вопросы национальной безопасности. Однако вклад этих расходов в рост экономики невелик. В тоже время программы, направленные на развитие транспортной инфраструктуры и высокотехнологичной и наукоемкой деятельности, характеризуются достаточно весомым вкладов в рост ВВП, но на них пока приходится менее половины инвестиционных расходов. В ближайшие годы, нам необходимо повысить долю этого ядра федеральных целевых программ, которые определяют формирование нового не нефтяного мотора экономики. С ними необходимо работать качественно иначе, чем было раньше, включая и принятие обязательств по их финансированию как минимум на 3 года в рамках Перспективного финансового плана.

- Что это за программы?

- К числу таких программ можно отнести программу по гражданской авиатехнике, российскую космическую программу, программу по модернизации транспортной системы, включая новую подпрограмму по экспорту транспортных услуг. Кроме того, речь идет о группе программ, связанных с оборонным комплексом, которые носят высокотехнологичный характер, в частности программа национальная технологическая база, программа по уничтожению химического оружия. Министерству науки и образования планирует представить в 2007 году новую программу по приоритетным направлениям научных исследований и техники.

- Есть ли понимание того, что будет после 2008 года?

- Можно говорить о том, что 2008-2010 годы будут переломными. К этому времени, во-первых, станет ясно насколько мы адаптируемся к тому, что нефтяная отрасль перестанет быть мотором роста и, во-вторых, на 2008-2010 года приходится ряд новых вызовов. В частности, нужно предпринимать шаги по пенсионной реформе, потому что сильно вырастет дефицит Пенсионного фонда и балансировать его в рамках федерального бюджета, сохраняя при этом большой профицит бюджета, на мой взгляд, невозможно. Либо надо будет уходить на нулевой профицит федерального бюджета, либо предпринимать другие шаги, связанные с пенсионной реформой. Во-вторых, в связи с вступлением в ВТО, необходимо принять новые институциональные правила игры, научиться расти в условиях значительно более открытой экономики и сильной конкуренции. В третьих, будут выстроены другие взаимоотношения внутри ЕЭП и СНГ, которые возможно с рядом стран будут более интеграционными, а с рядом партнеров, напротив, станут ближе к модели отношений со странами дальнего зарубежья. Через 3-4 года станет и более явным дисбаланс в нашем экономическом соревновании с Китаем, учитывая быстрое сокращение различий в уровне жизни и наше растущее отставание от Китая в автомобилестроение и электронике. В четвертых, мы может потерять на этом рубеже нынешние позиции на мировом рынке вооружений, если не предпримем в ближайшее время экстренных шагов по развитию оборонно-промышленного комплекса.

Поэтому ситуация может быть значительно более острой с точки конкуренции, чем это можно сейчас представить. Это не означает, что нас ждут большие катаклизмы в 2009-2010 годах, хотя не исключаю того, что темпы роста могут резко снизиться и в силу ряда вышеперечисленных структурных факторов, и в силу того, что вполне вероятно к 2010 году определенное ухудшение мировой конъюнктуры. Определенный десятилетний цикл мировой конъюнктуры, сопровождаемый периодическими снижениями сырьевых цен, все же действует, и это может оказать негативное влияние на российскую экономику, если ее исключительная сырьевая зависимость не ослабнет. Повторюсь, что мы сейчас вступаем в переходный период, когда нужно сформировать новые источники роста, а с другой стороны вписаться в новые институциональные правила игры и новый расклад сил в мире. Это процесс не сиюминутный, думаю, что он растянется года до 2010-го, и может привести к тому, что темпы роста в этот период будут даже ниже наших оптимистических прогнозов. Главная наша задача - к 2010-му году надо создать другую экономику, которая позволит выйти на устойчиво высокие темпы роста в 6-7% в год.

- Согласно представленным Вашим министерством прогнозам на 2006-2008 годы реально ли говорить об удвоении ВВП за 10 лет?

- Удвоить ВВП к 2010-году российская экономика сейчас не может. Средний темп роста, который был за период с 2001 по 2005 год - 6% в год. 1999 и 2000 годы - это восстановительные годы после кризиса, когда экономика компенсировала провал 1998 года. О современном экономическом росте, который действительно отражает новые ценовые пропорции, новую структуру источников роста можно говорить с 2001 года. Соответственно для того, чтобы за 10 лет - с 2001 по 2010 год добиться удвоения нам в оставшиеся годы надо иметь темпы роста 8,4% в год. Проблема при этом в том, что мы не можем играть в цифры. И либеральная политика, которую предлагает Илларионов (советник президента по экономическим вопросам - ИФ), и интервенционистская политика, хотя ни о какой интервенционистской политике реально речи не идет, не могут обеспечить скачок темпов роста. Для того чтобы был обеспечен скачок темпов роста, нам действительно нужно создать другую структуру экономики, другой уровень бизнеса с точки зрения его конкурентоспособности и другой уровень экономических институтов. Все это сделать в течение одного-двух и даже трех лет невозможно, хотя именно на решение этих проблем направлена, в конечном счете, политика Правительства.

Фетишизируя темпы роста, мы недооцениваем реальные качественные проблемы, с которыми российская экономика начинает сталкиваться. Наша экономика сейчас находится на рубеже, когда наиболее вероятен не скачок темпов роста до 8% или 12%, а наоборот резкое падение темпов роста. То, что ВВП России в первом квартале 2005 года вырос на 5,2% - это не просто результат статистики и временного торможения - это именно тенденция. И если мы ее не переломим, мы - это не только власти, но и в первую очередь сам бизнес, то выше чем темпом в 5-5,5% в год мы в ближайшие годы расти не сможем. Конечно, устойчивый рост в 5-5,5% это тоже хороший результат на фоне медленно растущей экономики Европы, но нам действительно нужны более высокие темпы, чтобы решать наши внутренние проблемы и не проиграть соревнование с Китаем и Индией.

Причины этого снижения темпов роста обсуждались уже много раз. У нас исчерпан нынешний мотор роста в виде динамичного нефтяного сектора, который подтягивал нашу экономику вверх и обеспечивал высокие темпы роста в последние годы. Независимо от того, какими будут цены на нефть - 25 долларов за барр., 30 долларов или 50 долларов - нефтянка не может расти такими высокими темпами, как это было раньше - это очевидно всем. Даже если мы изменим налоговую нагрузку.

Другие сектора, которые могут обеспечить рост экономики темпом 8-10% в год, у нас еще в полной мере не сформировались. Единственный сектор, который устойчиво растет в последние годы на 20% и даже выше - это связь и информатизация. Удельный вес этого сектора в ВВП около 3%, вместе с высокотехнологичным машиностроением 5-6% ВВП. Нефтегазовый сектор, который не может уже расти быстро, весит примерно 26%.

Спрашивается - за счет чего обеспечивать высокие темпы роста? Не за счет какой политики, - а за счет какого сектора, где у нас очаг роста? Электроника, за счет которой растут Тайвань, Корея, а теперь Китай, и которые производят элементов памяти, процессоров, мобильных телефонов на десятки миллиардов долларов в год, у нас ее выпуск не превышает 800 млн. долл. в год. Разрыв в весовых категориях в 50-70 раз и это конкурентный рынок, на котором от государства зависит не так уж и много.

При всей относительности прогнозов, нам необходим долгосрочный 10-15 летний прогноз экономического и научно-технологического развития России в целом, и в разрезе макрогрупп регионов, включая картину развития и рождения новых перспективных рынков и видов деятельности.

Если хотим всерьез решать задачу ускорения темпов роста, даже с учетом того, что этого нельзя сделать за 1-2 года, мы должны тогда отдать приоритет перестройке научно-технологического сектора экономики, образования, запуску инвестпроектов, которые могли бы позволить сформировать серьезные очаги роста экономики. Понятно, что нельзя решать все эти вопросы только за счет казны, т.е. бюджета. Нам нужен многократно более высокий уровень притока иностранного капитала, новая финансовая структура экономики, новые механизмы институционального регулирования, и, в первую очередь, естественно другой уровень взаимодействия власти, общества и бизнеса. Но это взаимодействие не может возникать в вакууме - оно должно строиться вокруг проектов, которые поддерживаются и реализуются, и государством, и бизнесом. Когда низкий уровень государственных инвестиций и расходов перестанет сдерживать рост экономики, более явными станут и другие более фундаментальные барьеры - эффективность нашего труда, качество менеджмента частных компаний и государственных структур, наша способность созидательно реализовать ту свободу, которой мы обладаем.



http://www.cig-bc.ru/press/111/?i_9433=44504

Док. 493347
Перв. публик.: 02.09.05
Последн. ред.: 19.09.08
Число обращений: 169

  • Клепач Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``