В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Сатаров: `Ксенофобия осуществляет экспансию` Назад
Георгий Сатаров: `Ксенофобия осуществляет экспансию`
Интервью с Георгием Александровичем Сатаровым, помощником президента РФ в 1994-97 гг., президентом фонда "ИНДЕМ", политологом, записанное в июле в Москве во время форума "Другая Россия".
Об отсутствии демократии и несоблюдении прав человека в России говорят на этой конференции все. Как Вы считаете, услышит ли это действующая власть?

Я думаю, что отношение власти к этому очень простое. Для них "все" воспринимаются чисто количественно, сквозь призму рейтингов, призму массового сознания, прежде всего.

Когда Вы говорите "все", Вы говорите о небольшой группе людей, которые об этом постоянно говорят, но не имеют возможности донести свою позицию до широких кругов граждан и повлиять на их отношение к власти.

Пока это так, власть довольно спокойно на нас смотрит. Когда мы организовывали два Всероссийских гражданских конгресса, нам особо не мешали. Какие-то дежурные пикетики они организовывали, осваивали свои бюджеты, но не более того.

В случае с конференцией "Другая Россия" их напугало, что мы выносим мусор из избы, поэтому и было организовано такое противодействие.

Однако с внутренней точки зрения власть все это не очень беспокоит: мол, они там соберутся-поговорят, и на общую обстановку это никак не повлияет.

В последнее время в России наблюдается сильный всплеск организованной ксенофобии - убийства, нападения, акции устрашения со стороны различных группировок. На Ваш взгляд, можно ли говорить о каком-то "заказе" власти, или это все-таки инициатива снизу?

У меня нет оснований предполагать, что это сознательно инспирировано и направляется. Вообще-то, ксенофобия всегда присутствует в том или ином количестве в обществе, но если власть не подает каких-то благожелательных сигналов, соответствующие группировки ведут себя смирно.

Так было, например, при Ельцине: были ксенофобы, в большом количестве продавались их газеты, но они не чувствовали себя столько вольготно и безнаказанно, как сейчас. В последние годы изменялась атмосфера, власть и своим бездействием, и своей риторикой подавала соответствующие сигналы, и ксенофобские группы начали пробу сил.

Помните, как это начиналось? Мина, подложенная под ксенофобским лозунгом - власть не прореагировала должным образом, значит можно попробовать большее. Это не реализация какого-то плана, а стихия, которая не чувствуя сопротивления, развивается и осуществляет экспансию. Но сегодня власть это с удовольствием подхватывает и использует. Это безусловно.

Также сегодня все чаще поднимается проблема соблюдения прав сексуальных меньшинств в России. Считаете ли Вы разжигание ненависти к геям и лесбиянкам, гомофобию, одним из проявлений ксенофобии? Не пришло ли время, когда государство и гражданское общество должны на это как-то отреагировать?

Здесь Россия, как и в других аспектах демократии, по отношению к Западу находится в положении ребенка к взрослому. Западные страны тоже пережили некоторые этапы в отношении к данной проблеме и изменения ее статуса среди других вопросов и т.д.

Россия оказалась в такой ситуации: с одной стороны, есть сексуальные меньшинства, которые во многом копируют поведение аналогичных меньшинств западных стран; с другой стороны - нет общества, правовой системы и сознания власти, которые могли бы относиться к данной проблеме, так же, как к ней относятся на Западе. Это проблема и для российской власти и для нашего общественного мнения.

Я не считаю себя большим специалистом в этой области, чтобы судить о том, как в этой ситуации должны вести себя государство и общество, но правозащитные организации должны защищать права любых меньшинств.




http://last24.info/read/2006/08/28/1/12991

Док. 493244
Перв. публик.: 28.08.06
Последн. ред.: 19.09.08
Число обращений: 160

  • Сатаров Георгий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``