В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий САТАРОВ: `ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИКТАТУРЫ НАДО СКОМПРОМЕТИРОВАТЬ ПАРЛАМЕНТ И ПРЕССУ` Назад
Георгий САТАРОВ: `ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИКТАТУРЫ НАДО СКОМПРОМЕТИРОВАТЬ ПАРЛАМЕНТ И ПРЕССУ`
В последнее время хочется выключить телевизор, не читать газеты. Возникает ощущение, что мир сошел с ума. Разъяснить нам, обычным гражданам, что же происходит там, наверху, и так сводит нас с ума, призваны многие специалисты. В частности, политологи. Как, например, мой сегодняшний собеседник Георгий Александрович Сатаров, человек с доброй улыбкой и хитрым прищуром глаз.
- Георгий Александрович, можно задать сначала плохой вопрос?
- Конечно.
- Как так получилось, что вас власть не съела, всюду вы аккуратно прошли между Сциллой и Харибдой, без судебных преследований? Вы были советником президента Ельцина, были к нему достаточно близки, и в то же время очень жестко о нем высказывались.
- Ну почему жестко? Да нормально.
- Но некоторые за такие же высказывания исчезали с политического горизонта, а вы получили орден в связи с переходом на другую работу.
- Не получил. Только указ получил.
- А где орден?
- А орден не вручили.
- Обидно?
- Нет, ерунда.
- И что меня огорчило... Вы говорили, что когда ушли из советников президента, стали независимым, то получили тут же и первый заказ администрации президента на написание речи.
- Послания.
- Что-то в этом есть для меня непонятное и не очень корректное.
- Проблем не было, потому что я во власть никогда не стремился и к политической карьере не готовился. Я попал туда случайно и закономерно ушел. И ушел, что называется, по обоюдному желанию. Мы с Борисом Николаевичем хорошо простились, все нормально. На самом деле все абсолютно закономерно и естественно. Интеллектуал-чиновник - это ненормальное сочетание. Интеллектуалы должны быть вне власти, но они должны с ней сотрудничать, помогать ей, в той мере, в какой помощь власти помогает стране, естественно. И когда я еще был в администрации, я пытался там внедрить какую-то аналитику, и внедрить ее именно на таких началах, что аналитиками должны быть независимые люди. Только тогда это будет не ангажированная, надежная аналитика. И когда я ушел и стал, я надеюсь, независимым, или остался независимым, это было естественное развитие вот этих идей. Другое дело, что потом все прервалось, но это неважно.
- Какая-то странная независимость.
- Я понял. Независимость достигается тем, что заказы идут не из одного места, из разных.
- С этим согласен. В последнее время политологи становятся не учеными в черных шапочках, а борцами. Которые иногда решают жестко поставленные задачи. И поэтому, когда во всех средствах массовой информации появляется очередной комментарий политолога к очередному рейтингу, возникает ощущение, что они сами начинают навязывать и диктовать общественное мнение. Кто будет избран, а кто нет.
- Во время этих выборов была очень распространенная тема для галдежа, что, дескать, опросы общественного мнения влияют на общественное сознание. Но они и обязаны влиять на общественное сознание. Я объясню, почему. Человек - существо социальное, во всех своих действиях. Например, когда вы одеваетесь, вы одеваетесь в соответствии с общественными ожиданиями. То же самое и политический выбор. Он не абсолютно индивидуален. Человек отождествляет себя с какими-то социальными группами. С людьми, такими же, как он. И человеку для политического выбора нужно знать мнение других. Для осмысленного выбора.
- Тогда возникает вопрос: насколько корректно...
- Во!
- Изначально был проведен первый опрос общественного мнения.
- Вот с этим я согласен. Но подозрение, что ведущие фонды изучения общественного мнения врут - это не очень правильное подозрение. Дело в том, что наиболее известные, серьезные исследовательские группы, они заинтересованы в своем реноме, они на нем живут. И им очень невыгодно подтасовывать результаты.
- Реноме у кого?
- У заказчиков. Потому что живут-то они...
- А заказчики часто кто?
- Заказчики? Какие-нибудь большие фирмы, которые заказывают маркетинговые исследования, например. Большая часть дохода социологов идет от таких исследований. Заказывают какую-то другую социологическую продукцию. Поэтому они дорожат своей репутацией. И если появляются какие-то искажения, то от не очень качественной выборки. Или не очень четко поставленного вопроса, или от поспешной интерпретации ответов на эти вопросы. Но сознательного выписывания нужных рейтингов там, как правило, нет.
- Когда я вижу: "Было опрошено тысяча семьсот пятьдесят человек, проживающих в городской и сельской местности", мне это ничего не говорит, потому что если я буду проводить опрос с одиннадцати до двенадцати дня, данные, которые я получу, будут отличаться от данных с девяти до одиннадцати вечера.
- Могу назвать четыре центра, данным которых я доверяю. Это ФОМ, ВЦИОМ, АРПИ, РОМИР, они в основном фигурируют как поставщики серьезной социологической информации. Они, в общем, работают достаточно качественно. И вот эти вещи, о которых вы говорили, они, конечно, понимают.
- Вам не кажется, что существуют две реальности? Первая реальность - объективная, а вторая - как ее преподносят окружающим?
- Бесспорно.
- И в этом плане мне очень интересны разговоры, которые постоянно ведутся о Семье. Мне кажется, что это чья-то гениальная задумка, потому что царь должен быть всегда добрым, в крайнем случае, дурно информированным. Поэтому создается такой ореол страхов вокруг неясного коллегиального органа. Раньше было политбюро, теперь стала Семья. Вы работали очень близко к президенту. Как действительно там принимаются решения? Есть ли Семья, или все-таки президент у нас монарх в абсолюте?
- Конечно, не монарх. До выборов 1996 года этого понятия не было вообще - Семья. И более того, Борис Николаевич, как человек немножечко домостроевский, очень не любил, когда семья с маленькой буквы, в буквальном смысле этого слова, пыталась что-то говорить ему об отправлении власти.
Во время выборов появление Татьяны Борисовны Дьяченко фактически было инициировано нами, штабом. Нам просто нужен был человек, который накоротко замкнул бы то, что рекомендовали мы, с самим Борисом Николаевичем. Фигура Дьяченко была в этом смысле оптимальна.
- А напрямую к уху нельзя было?
- Появился потом доступ напрямую, мы с президентом неоднократно встречались. Но помогла этому как раз Татьяна Борисовна.
- А что получилось потом? Есть Семья или нет Семьи?
- Потом была вот какая история. Незадолго перед первым туром Борис Николаевич впервые на одной из встреч с аналитической группой высказал такую идею: "У вас хорошо идет работа, мне нравится, как мы взаимодействуем, команда хорошая. И хорошо бы нам после выборов продолжить совместную работу". То есть структура типа аналитической группы, мозгового треста должна быть в администрации. И мы решили: да, раз президент об этом сказал, нужно делать. И естественно, оргсекретарем группы стала Татьяна Борисовна. Я рассказываю один в один, как это было. Даже разработали документы об этой группе: что она должна делать, как должна работать. Как у нас часто бывает, первая часть задачи была решена - Татьяна Борисовна стала сотрудником администрации президента. А вторая часть - нет. Аналитическая группа, как она задумывалась, так и не была создана. А Татьяна Борисовна осталась.
- А что такое Абрамович, Березовский, Волошин? Это политические фигуры?
- Это совершенно разные фигуры. Волошин по своему статусу руководителя администрации регулярно встречается с президентом, обсуждает с ним массу проблем. Что касается Абрамовича, я не уверен, что Борис Николаевич когда-нибудь его видел. С Березовским он встречался, когда проходили общие встречи с группой каких-нибудь олигархов. В девяносто седьмом - девяносто восьмом годах. Если Березовский какое-то влияние оказывает, то опосредованное, через того же Волошина, Татьяну Борисовну. Он может вкидывать какие-то идеи, они в трансформированном виде могут попадать к Борису Николаевичу. А уж что дальше с ними будет - это его дело.
- Георгий Александрович, Ельцина больше нет, или как активный политический деятель он еще всплывет на поверхности? Как было сказано где-то, после отставки Ельцина у него резко вырос рейтинг.
- Может быть, всплывет. Это зависит от многого. В практике демократических стран есть традиция использования отставных высокопоставленных политиков для решения каких-то политических задач. В Соединенных Штатах это очень распространено, в Англии Маргарет Тэтчер не утратила влияние. Но очень важный фактор -здоровье Бориса Николаевича. Понимаете, он как человек, который все сжигает в себе и не выплескивает наружу, он же работал на износ. Перенести все, что ему пришлось - это не так-то просто.
- А когда начинаются деньги? С какого момента появляется богатство у чиновников? И как соотносятся доступность к бюджету и возможность принимать решения - с моралью?
- Когда разрушили старую систему власти, идеологии и традиций, то одновременно размылась грань между дозволенным и недозволенным. Со многими новыми чиновниками, в том числе демократической волны, происходило следующее. Приходит к такому человеку предприниматель и говорит: "Мы с вами строим новую экономику. Для новой экономики чрезвычайно важна инфраструктура бирж. Надо биржу создать такую-то и такую-то. Помогите нам". Высокопоставленный чиновник, думает: "Господи! Совершенно очевидно, что это нужно. Конечно, надо помочь".
И он помогает, абсолютно бескорыстно. При этом, в силу отсутствия каких-то процедур, он помогает именно ему, конкретному предпринимателю. То есть не проводится тендер, и так далее, и так далее. Биржа создалась, биржа заработала. Предприниматель на этом зарабатывает. Потом чиновник едет куда-нибудь за рубеж. И предприниматель ему говорит: "Нам стыдно, что наши чиновники, когда приезжают за рубеж, выглядят такими нищими. Давайте мы вам поможем совершенно бескорыстно, вы же понимаете, нам от вас ничего не нужно".
- Уже ничего не нужно.
- "Биржу мы уже создали. Мы просто вам немного поможем". И они ему помогают, они его за рубежом обеспечивают машиной, дают карманные деньги на расходы, чтобы он мог сходить в магазин, купить шубку жене. И постепенно чиновник оказывается в ситуации, когда не от него все зависит. И это происходило очень со многими.
- А чиновники глупы и не понимают?
- Абстрактно-то все понимают, но когда начинают на себя примерять, обычно рассуждают так: "Ну я-то про себя точно знаю, что я не скурвлюсь. Я действительно заслужил это уважение..."
- Уж я-то настоящий демократ!
- Да, я заслужил, я сделал нечто полезное, и так далее. А потом оказывается поздно...
- Правильно ли я понимаю, что мы имеем дело с коррумпированной властью? И тогда возникает вопрос: как можно рассчитывать на оздоровление власти, если все вовлеченные в эту структуру развращены и на крючке? Нужна опричнина? Доброго царя со злой опричниной?
- Это не помогает. Нужно создавать такие правила игры, которые минимизируют коррупцию.
- А кто создаст? Дума? Так там доходы депутатов никогда не совпадают с расходами. Это что ж получается, среди всего черного вдруг появится один в белом фраке?
- На самом деле депутаты должны получать зарплату раз в десять больше, чем сейчас. Вообще, опыт такого рода противодействия коррупции существует, мировой опыт. Возьмем такую страну, как Сингапур. Она сейчас в рейтинге честности занимает место в первой десятке. А в середине семидесятых годов они были в чрезвычайно тяжелой экономической ситуации, предельно коррумпированы, и т.д, и т.п.
Первое мероприятие было - многократное повышение зарплаты чиновникам. Но одновременно с колоссальным ужесточением контроля.
- Да, но инициатором выступил премьер, который на самом деле является диктатором. И правит страной последние двадцать с лишним лет.
- Да, премьер, который говорил: "Я самый высокооплачиваемый, но самый нищий премьер". Намекая на то, что он не берет взяток, и живет только на зарплату.
- Этот же премьер расстреливал в доках пойманные гангстерские группы. Потому что Сингапур был местом жуткой преступности. То есть премьер в крови начинал. Означает ли это, что избранный президент должен своим указом ввести жесточайшие законы, минуя традиционный механизм их принятия, минуя Думу, и только тогда возможно возрождение России? С жесткой руки?
- На самом деле, что такое диктатура? Это одна из форм консолидации власти. Она может быть на какое-то время эффективна в небольших странах. А у нас срабатывает эффект масштаба. Здесь нужны другие средства консолидации власти. Сейчас еще трудно понять, что будет делать Путин.
- У меня много вопросов к исполняющему обязанности президента в первую очередь из-за освещения ситуации в Чечне. И методов разрешения этого конфликта. Во вторую очередь, мне невольно становится страшно, когда смотрю на нашу Думу. Я не знаю, кто выбирал этих людей. Вам не кажется, что в стране сейчас высок уровень разочарования результатами депутатских выборов?
- Это очень плохо. Что нужно для диктатуры? Надо ограничить, мягко говоря, парламентаризм и свободу прессы. Что нужно для того и для другого? Надо скомпрометировать и то, и другое.
- Абсолютно верно.
- Избирательная кампания скомпрометировала прессу?
- Так точно.
- То, что произошло после избирательной кампании, скомпрометировало парламентаризм?
- Да.
- После этого потенциальный диктатор может сказать: "Вы видите, что это такое?"
- "У нас нет другого выхода..."
- "Давайте вместе больше этого не допустим, и ну их всех к чертям. Ну, конечно, когда-нибудь снова введем свободу и парламентаризм". Вот одна из возможных траекторий, которая вытекает из этой ситуации.
- Так что же делать?
- Держать ухо востро и кричать. И пусть говорят, что мы пугаем, кричим и т.д. Я сам не люблю катастрофических прогнозов. Хотя бы потому, что для России они пока, тьфу-тьфу-тьфу, не оправдывались.
Но думать о том, что опасность диктатуры существует, и говорить об этом, показывать - надо. Даже тем фактом, что мы скажем и покажем, мы уменьшаем шанс на ее реализацию.




http://www.vsoloviev.ru/orange/text.mhtml?PubID=142

Док. 493208
Перв. публик.: 16.02.00
Последн. ред.: 19.09.08
Число обращений: 315

  • Сатаров Георгий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``