В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`...Россия кровно заинтересована в стабильности в центральноазиатском регионе` Назад
`...Россия кровно заинтересована в стабильности в центральноазиатском регионе`
- Евгений Михайлович, как Вы оцениваете уровень сотрудничества России и Казахстана в сфере обеспечения безопасности?

- Прежде чем говорить о каких-либо оценках уровня сотрудничества России и Казахстана в сфере обеспечения безопасности, давайте определим, какие вызовы безопасности существуют на сегодняшний день.

Наверное, первое, что беспокоит Россию и Казахстан в этой сфере - это проблема транспортировки и распространения наркотиков. В последние годы наркотики идут из Афганистана и отчасти Пакистана (афганское сырье перерабатывалось в Пакистане) в Центральную Азию. Через Таджикистан, Кыргызстан и далее Казахстан наркотики поступают в Россию и Европу. Частично наркопотоки из Афганистана идут в Россию через Туркменистан и Азербайджан, далее через Черное море в Европу. Все это проблемы, с которыми невозможно бороться в одиночку.

Взаимодействие между Министерством внутренних дел РФ, которое борется с этой проблемой, Федеральной службой безопасности РФ и соответствующими ведомствами Казахстана имеется. Но, увы, за наркотрафиком стоят очень большие деньги, фантастические организационные возможности, техника, и говорить о том, что уровень сотрудничества нас удовлетворяет, нельзя, но не с точки зрения политики, а в плане борьбы за жизни наших молодых поколений. В обозримом будущем главное - переломить тенденцию, сделать все, чтобы потребление и распространение наркотиков пошло на спад.

Существует проблема организованной преступности, которая частично связана с наркобизнесом, но не сводится к нему. В области борьбы с оргпреступностью тоже есть взаимодействие между соответствующими службами Казахстана и России. Однако главная проблема заключается скорее не в самом сотрудничестве, а в том состоянии, в котором находятся структуры, отвечающие за безопасность. Из-за недостаточно высокой оплаты уходят квалифицированные кадры, ощущается недостаток соответствующей техники и т.д. Если и в России, и в Казахстане эти проблемы удастся решить, включая и такой сложный вопрос, как коррупция в рядах соответствующих служб, что как раз создает условия для того, чтобы преступность могла развиваться и получать внутреннюю информацию, то никаких серьезных препятствий для взаимодействия между нами в борьбе против преступности не будет. Кроме того, надо отметить, что многие старшие офицеры очень хорошо знают друг друга, потому что работали в рамках единого Министерства внутренних дел СССР. И то, что сейчас одни российского, а другие казахстанского гражданства, в профессиональном отношении значения не имеет. У преступников нет национальности, и те, кто борется против преступников, должны выступать как единое, профессиональное и интернациональное сообщество. Только в этом случае удастся улучшить ситуацию. Кроме того, есть проблема нелегальной миграции, которая идет через Казахстан. С нелегальной миграцией тоже связана преступная деятельность. Чтобы перебраться из одной страны в другую, несчастные люди, спасающиеся от нищеты, голода, а нередко и преследований, платят деньги. С нелегальной миграцией связана такая страшная вещь, как торговля женщинами. Нелегальные мигранты попадают в полностью зависимое положение от тех людей, которые предоставляют им работу, возможность жить, но работа эта самая тяжелая, самая низкооплачиваемая. Условия жизни просто не достойные человека. В этом плане решение данного вопроса тоже наша общая задача.

И еще одна проблема, та, о которой сейчас так много говорится - проблема терроризма.

Последовательность перечисленных проблем неслучайна. И сегодня, во всяком случае, в том, что касается Центральной Азии и Казахстана, проблему терроризма я бы не поставил на первое место, потому что ситуация в регионе кардинальным образом изменилась.

Что вообще представляет собой террористическая деятельность? Прежде всего, это преступная деятельность, но связанная с определенными политическими целями: дестабилизацией ситуации в том или ином регионе, в той или иной стране, расшатыванием режима и в конечном итоге либо отделением какой-либо территории, либо свержением режима и установлением своего порядка. На сегодняшний день угроза такого политического терроризма в регионе снята. Я думаю, что безопасность не может рассматриваться сама по себе. Безопасность всегда должна быть связана с вопросом "безопасность кого?". В Законе о безопасности России говорится о безопасности личности - общества - государства. Причем личность ставится на первое место. И вот с точки зрения безопасности личности - общества - государства, на сегодняшний день в Центральноазиатском регионе проблема терроризма отступила на задний план. И не надо создавать миф о терроризме. Хотя возникает впечатление, что есть силы, которые начинают такой миф создавать.

- Какие, по Вашему мнению, проблемы препятствуют или выступают в качестве сдерживающих моментов развития двусторонних отношений в целом?

- Мне кажется, что не стоит пускаться в детальное объяснение тех или иных предпринятых действий, будь то изменение торгового режима, тарифов или решение вопросов таможенной политики и нератификации некоторых соглашений и т.д. Важно, что в настоящее время есть стремление устранить те самые препятствия и сдерживающие моменты, в законодательной сфере в том числе. Например, неоднократно высказывалось мнение о том, что принятие Закона о финансово-промышленных группах, которого нет в настоящее время в Казахстане, в значительной степени облегчило бы наше экономическое сотрудничество. Но все-таки главное не в этом. Главное - исполнение подписанных международных соглашений как двусторонних, так и многосторонних. Неисполнение соглашений как раз составляет самую большую сложность. Это вызывает критику в адрес такой региональной организации, как СНГ, хотя критиковать мы можем только самих себя. Здесь нет какого-либо лидера по неисполнению, все участники недисциплинированно относятся к коллективным соглашениям. Исполнение двухсторонних соглашений на порядок выше, но и здесь тоже есть большие резервы по повышению дисциплины исполнения подписанных документов. Вот главная проблема, которая имеется на сегодняшний день.

- Каковы основные направления внешней политики России в Центральной Азии и Каспийском регионе?

- Эти направления определены. Об одном из них мы только что говорили. Это обеспечение безопасности. Россия кровно заинтересована в политической, экономической и социальной стабильности в Центральноазиатском регионе. Дестабилизация любой из стран Центральной Азии, тем более что они очень связаны, неизбежно отрицательно отзовется на других странах региона и отрицательно отзовется на России. Поэтому очень важный для нас момент - это обеспечение стабильности. Россия не станет выступать в качестве какого-то учителя жизни, объяснять, что тот или иной политический режим нужно подкорректировать. Мы считаем, что выстрадали у себя демократию, которая, конечно, еще нуждается в совершенстве. Но к демократии у каждой страны, у каждого народа свой путь. Со стороны легко советовать. Но, советуя со стороны, не несешь никакой ответственности за то, что неправильные советы, неправильные рекомендации и тем более давление могут привести к дестабилизации все-таки достаточно хрупких еще режимов в Центральной Азии. А то, к чему может привести дестабилизация, мы видим по трагическому опыту в Таджикистане.

Во-вторых, для нас Центральная Азия очень важна как рынок для российских товаров. Мы заинтересованы в увеличении товарооборота с Центральноазиатскими странами. Заинтересованы в том, чтобы покупательная способность населения росла, тем более что по целому ряду товаров население вновь проявляет интерес именно к российской продукции. То есть центрально-азиатский рынок - это тот рынок, где мы в значительной степени конкурентоспособны.

Есть еще один важный момент. Он касается интересов стран - производителей сырья: энергоресурсов, металлов, ценных металлов. В последнее время много говорилось о конкуренции между производителями. На самом деле эта конкуренция регулируемая, более того, интересы производителей вполне можно согласовывать. Сам факт того, что уже не один год существует организация ОПЕК, говорит о том, что основные производители нефти могут согласовывать свои позиции. Сейчас мы видим, как проводится работа по согласованию интересов стран ОПЕК и основных производителей нефти, не входящих в ОПЕК. Соответственно, к этим странам относятся страны СНГ, прежде всего Россия и Казахстан. На рынках цветных и черных металлов также Россия и Казахстан являются значимыми игроками и как значимые игроки, для того чтобы рынок был более прибыльным именно для нас как производителей, мы должны найти способы согласования своих позиций, научиться более грамотно отстаивать свои интересы.
Наконец, Россия является страной, для которой небезразличен вопрос о сохранении суверенитета, о сохранении независимости. С этой точки зрения, дорожа своей свободой, мы ценим и свободу других государств. Мы исходим из того, что в международных отношениях должны сохраняться принципы демократии, точно так же, как они должны в идеале соблюдаться и во внутренней политике. Более того, нарушение принципов демократии в международных отношениях будет отрицательно сказываться и на внутриполитической ситуации страны.

- Какова, по Вашему мнению, степень готовности России к вступлению в ВТО? Какие проблемы Вы видите?

Дискуссия, которая шла в России по вопросу вступления в ВТО, явно имеет один пункт, по которому подавляющее большинство экспертов согласны - стратегически России необходимо вступать в ВТО. Но для нас очень важно, чтобы условия вступления для России не были дискриминационными. Сам факт вступления в ВТО в значительной степени имеет не только экономический, но и политический характер. Есть ряд стран - членов ВТО, экономики которых лишь условно соответствуют нормам этой организации, тем не менее они были приняты. Российская экономика по большинству параметров явно соответствует нормам ВТО. В некоторых отношениях внешнеторговый режим России является даже более либеральным, чем целого ряда развитых стран, но есть секторы нашей экономики, которые еще некоторое время будут требовать определенной защиты. Есть необходимость в оказании государственной поддержки сельскому хозяйству, и в этом мы не являемся чем-то исключительным. Хорошо известны формы поддержки сельскому хозяйству со стороны Европейского союза, известно, насколько эффективно поддерживается сельское хозяйство в Соединенных Штатах Америки, и то, чего добивается Россия для сельского хозяйства, является отнюдь не антилиберальным шагом. Это просто понимание специфики данного сегмента экономики и понимание уровня развития сельского хозяйства в России, в конечном итоге - это защита наших национальных интересов.
Есть некоторые проблемы, связанные с обеспечением интересов российских юридических лиц в сферах банковских услуг и страхования. Существуют серьезные сомнения, насколько безболезненно перенесет вступление в ВТО наша автомобильная промышленность. Хотя, с другой стороны, мы понимаем, что определенный рыночный прессинг на наших автопроизводителей необходим, так как в России это довольно емкий рынок и спрос на автомобили достаточно высок, в том числе на автомобили нашего собственного производства. Подчас это влияет отрицательно в том плане, что не прикладывается достаточно усилий для улучшения качества выпускаемой продукции. Существующая конкуренция недостаточно жесткая, она не является стимулом к осуществлению необходимых структурных изменений в производстве. Недостаточно обеспечивается дисциплина труда. У нас еще с советских времен не принято критиковать рабочих, но рабочих, которые плохо работают, видимо, надо не критиковать за плохую работу, а в одних случаях штрафовать, в других случаях отправлять на рынок труда. Или ты работаешь, и эта работа достойна этого слова, или ты не работаешь и получаешь пособие по безработице. Увы, иного не дано. В любом случае вступление в ВТО - это серьезное испытание не только для правительства, это серьезное испытание в целом для всей нации.

- Большое спасибо, Евгений Михайлович.



http://www.kisi.kz/old/Parts/Intervu/int_Kozhokin.html

Док. 493112
Перв. публик.: 19.09.06
Последн. ред.: 19.09.08
Число обращений: 157

  • Кожокин Евгений Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``