В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава РИСИ Евгений Кожокин: Для России важно, чтобы лозунги Оранжевой революции не остались лозунгами Назад
Глава РИСИ Евгений Кожокин: Для России важно, чтобы лозунги Оранжевой революции не остались лозунгами
В октябре 2004-го года, аккурат перед президентскими выборами, российский политэксперт Евгений Кожокин как-то подметил, что "среди пиарщиков Януковича и Ющенко мелькают узнаваемые российские лица, но россияне и в США в хоккей играют. Платят - вот и играют..."

И если в нынешнюю, уже парламентскую кампанию, в Украине российских лиц политологической наружности меньше не стало, то сам Евгений Михайлович, похоже, приехал сюда не за деньгами, а в сугубо в государственных интересах. Уже хотя бы потому, что много лет он возглавляет Российский институт стратегических исследований, созданный президентским указом в 1992 году как "государственная научно-исследовательская организация в целях информационно-аналитического обеспечения деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти в стране". Короче говоря, основными потребителями продукции РИСИ являются: Администрация Президента, Совет Федерации и Государственная Дума, их комитеты; Совет Безопасности, Правительство и его аппарат, министерства и ведомства. Сам Кожокин уверяет, что его институт не одинок в исследовании судеб постсоветских государств, как и информировании путинской администрации, которая, тем не менее, учитывает некоторые их "стратегические" рекомендации.

Однако его визит прошел почти незамеченным, за исключением небольшой пресс-конференции, где Евгений Михайлович не преминул снова завести украино-российский конфликт в финансово-экономическую плоскость. Уверяя при этом, что Россия исключительно заинтересована в том, чтобы этот вопрос не политизировался. Согласно его версии, рост цен на газ обусловлен ни чем иным как жестким требованием Евросоюза о либерализации цен на энергоносители на пути вступления России в ВТО. А так как Россия уже стала "дисциплинированным и прагматичным государством", теперь она строит рыночные отношения, и с Украиной тоже, поднимая цену на газ до евростандарта. И, мол, нечего на Беларусь, пенять, это особый случай, "с ней мы сложно и медленно выстраиваем единое государство с единой экономикой, вплоть до единой валюты", вот и цены у них внутренние.

А вот вопрос вступления Украины в ВТО и вовсе не стоит на повестке дня у россиян, куда более реальной выглядит перспектива вхождения в НАТО. Тут Кожокин высказал свое резко отрицательное отношение, причем ссылаясь как на российское экспертное общество, так и на власти. И снова-таки связал это только с экономическими мотивами. Мол, оборонные комплексы России и Украины связаны, "мы считаем деньги, мы от этого потеряем", потому что придется создавать целый ряд своих производств, а конкуренция на рынке вооружений жесткая... Только вот, как оказалось, встречался он в Украине вовсе не с специалистами по вопросам ВТО и НАТО, а с главами избирательных штабов партий-лидеров парламентской гонки. Говорит, что сильно Россия заинтересована в честных и прозрачных выборах в Украине, в прогнозированной парламентской коалиции и не менее прогнозированном правительстве. Да и неформальных контактов, похоже, украино-российским отношениям все же не хватает.

И хотя Евгений Кожокин не любит давать интервью, ему все же удалось задать несколько вопросов.

Евгений Михайлович, c какой целью вы приехали в Украину и с кем из политиков здесь встречались?

Я в основном встречаюсь с руководителями избирательных штабов. На сегодняшний день идет нормальная политическая кампания, и для нас очень важно, чтобы некоторые лозунги, которые прозвучали во время Оранжевой революции, не остались просто лозунгами. Это честные и прозрачные выборы, так как на прошлых выборах фальсификации действительно имелись, но не только на востоке, а и на западе Украины. И сейчас для того, чтобы заработала парламентская система очень важно, чтобы выборы были честными. И те возможности, которые имеются для того, чтобы фальсифицировать эти выборы, не были использованы.

А у вас есть основания предполагать, что предстоящие выборы в Украине будут не честными?

Очень высока ставка и высок соблазн к тому, и нас беспокоят эти вещи. Приходит информация о том, что люди, которые должны работать в комиссиях, отказываются это делать. Слишком много таких отказов. Если нет сбалансированного состава комиссий, то возникает предпосылка и для нарушений.

Есть также опасение, что, как на тех, так и на этих выборах будет занята предвзятая позиция ряда международных организаций. Россия Федерация стала более активно направлять своих наблюдателей по линии ОБСЕ, раньше, я считаю, это было нашей ошибкой. Но миссия ОБСЕ структурирована: есть руководство, долговременные и краткосрочные наблюдатели. Среди краткосрочных есть и квота РФ - 10%, но в руководстве миссии нет никого из России. А как показала практика, руководство имеет исключительное влияние на то, каким будет решающий документ по результатам выборов. Я считаю, что, наверное, и такой уважаемой организации как ОБСЕ нужно совершенствовать свою работу в плане объективности. Тем более, когда речь идет о столь значимых выборах, как сейчас в Украине.

И все-таки, с кем из украинских политиков вы встречались, и кто дал согласие на аудиенцию с вами?

Я назову по партиям. Уже встречался и еще буду с представителями трех крупнейших партий - Регионов, "Нашей Украины", встречался уже с представителем блока Юлии Тимошенко.

С кем именно, у БЮТ много представителей?

Я хотел встретиться лично с Юлией Владимировной. К сожалению, эта встреча не состоялась, так как предложение приехать на ее пресс-конференцию и где-то в углу пообщаться, это не тот формат, который мне представляется значимым.

Как вы считаете, какие политические силы с большей вероятностью смогут сформировать большинство в украинском парламенте? Этот вопрос был как-то затронут во время ваших встреч с главами избирательных штабов?

Я был бы тогда совсем неграмотный эксперт, если бы этот вопрос не задавал. Но то, что они отвечали мне, было сказано только мне, понимая то, что я не выйду на улицу, и тут же не буду пересказывать.

Какое большинство было бы наиболее приемлемым для России - Регионов и "Нашей Украины", "Нашей Украины" и БЮТ или БЮТ и Регионов?

Я не сторонник вмешательства во внутренние дела Украины, даже в форме интервью директора Российского института стратегических исследований.

А то, что вы приехали в Украину во время парламентской кампании и проводите встречи с главами штабов - это не вмешательство во внутренние дела нашей страны?

Нет. Я просто беседую с ними, и стараюсь минимизировать свои выступления, хотя отказаться от того, чтобы выступить перед украинскими журналистами я не мог. Потому как-то еще на встрече с Леонидом Кучмой сказал, что регулярно даю интервью китайскому, американскому, французскому телевидению, но за всю жизнь не дал украинскому телевидению. Почему? Потому что есть такая проблема, что очень интересует радикальное и провокационное выступление, а я не считаю себя ни радикальным политиком, ни радикальным экспертом.

Кто именно информирует Владимира Путина о ситуации в Украине?

Прежде всего, Министерство иностранных дел, потому что тут же у нас особое отношения сохраняется. Например, действует соглашение, подписанное в 90-е годы, о том, что Россия и Украина не ведут друг против друга разведывательной деятельности, и оно соблюдается.

Сейчас уже очевиден дефицит политиков в украинской власти, кому бы симпатизировала Москва. Кроме, главы СНБО Анатолия Кинаха, сложно еще кого-то назвать. На уровне каких госструктур идет наиболее нормальный украино-российский диалог сейчас?

Знаете, сейчас для диалога не самое лучшее время, потому что все украинские политики заняты выборами. Это ключевой вопрос, и мы понимаем, что когда пройдут выборы в любом случае диалог будет более позитивным. Здесь я обсуждал и то, что нужно вести также и неформальный, на уровне неправительственных организаций, на уровне экспертов. Этим вопросом я занимался, и скоро в Украине пройдет конференция и будет организован круглый стол, который продет в Москве.

Кого бы вы назвали среди друзей Москвы из нынешней украинской власти?

Зачем поднимать такие вопросы, кто друг, кто враг. Смотрите, Партия Регионов подписала соглашение с "Единой Россией", совершенно очевидно, что "Единая Россия" - у нас очень влиятельная партия и у них есть контакты, достаточно регулярные. Тут есть канал и положительное партийное взаимодействие. Соцпартия имеет своего партнера в России, Компартия тоже.

А с кем подписывала соглашение Наталия Витренко, она тоже частая гостя в РФ и выражает пророссийские позиции?

Она занимает абсолютно пророссийские позиции, и такого человека не могут в России не любить.



Галина Каплюк, "Главред"
http://www.rutoday.ru/news/1742/

Док. 493108
Перв. публик.: 22.02.06
Последн. ред.: 19.09.08
Число обращений: 141

  • Кожокин Евгений Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``