В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко на пресс-конференции в агентстве `Интерфакс`, Москва, 19 сентября 2008 года Назад
Выступление заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко на пресс-конференции в агентстве `Интерфакс`, Москва, 19 сентября 2008 года
Добрый день,

В начале хотел бы сказать несколько слов, а затем готов ответить на ваши вопросы.

Вступительное слово

16 сентября открылась 63-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Произошло это в непростое время: мир стоит на переломном этапе своего развития, и этот этап требует новых, содержательных, подчас нестандартных решений и идей.

Мы, в России, заинтересованы в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Рассчитываем, что начавшая сессия ГА ООН внесет свой весомый вклад в достижение таких целей и позволит сделать очередной шаг на пути к возобладанию многосторонних подходов в поиске ответов на глобальные проблемы.

Исходя из этого, Россия планирует продвигать на 63-й сессии Генассамблеи ООН три проекта резолюций, которые мы считаем важными с точки зрения обеспечения мира и безопасности и построения уважительных межгосударственных отношений - "Меры транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности", "Достижения в сфере информационных задач и телекоммуникаций в контексте международной безопасности", а также "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости".

На последнем проекте хотел бы остановиться отдельно. Он имеет непосредственное отношение к процессам, происходящим в Латвии и Эстонии, где на государственном уровне проводится курс на героизацию нацизма и оправдание его идеологии. Нежелание стран Евросоюза осудить попытки обеления нацизма в этих странах вызывает недоумение и очень нас беспокоит. На практике такая линия фактически вылилась в поощрение действий эстонских властей по эксгумации останков советских воинов и демонтажу памятника солдату-освободителю в центре Таллина в 2007 г. Расцениваем эти шаги Эстонии как недопустимую попытку пересмотреть роль стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом во Второй мировой войне.

Сессия Генеральной Ассамблеи ООН рассмотрит широкий круг вопросов, фигурирующих в повестке дня этой главной международной организации. Само собой разумеется, что в фокусе внимания будут такие актуальные мировые проблемы, как борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, снятие напряженности вокруг иранской ядерной программы, урегулирование в Афганистане, Ираке и на Ближнем Востоке. Мы также рассчитываем на серьезный разговор о положении в Косово и о путях преодоления кризисных ситуаций в странах Африки.

Исходим также из того, что на сессии будут обстоятельным образом проанализированы вопросы достижения Целей развития тысячелетия и финансирования развития. Отдельного упоминания заслуживает то, что в последнее время расширился круг международных приоритетов, который теперь включает и вопросы защиты окружающей среды, и тему продовольственной безопасности, и проблематику межцивилизационного диалога.

Российская делегация готова к конструктивному обсуждению всех этих сюжетов.

Глобальная и региональная проблематика

Всего в повестке дня 63-й сессии Генеральной ассамблеи ООН фигурирует свыше 150 пунктов. Хотел бы остановиться на некоторых из них.

Адекватный ответ мирового сообщества на вызов международного терроризма может быть обеспечен только на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, в первую очередь Устава ООН.

Выступаем за консолидацию центральной роли ООН в деле координации и продвижения международного антитеррористического сотрудничества. Важно, что всемирная Организация доказывает свою способность выполнять эту роль адекватно и эффективно. Принятая консенсусом Глобальная контртеррористическая стратегия ООН стала общеприемлемой платформой для дальнейшего наращивания контртеррористической деятельности для всех государств-членов Организации.

Приветствуем вступление в силу Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, последнего из тринадцати международных антитеррористических договоров.

Выступаем за завершение работы и согласование проекта Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму на основе текста, подготовленного координатором Спецкомитета ГА ООН. Принятие Конвенции подвело бы прочную правовую основу под международное антитеррористическое взаимодействие.

Россия выступает за укрепление центральной и координирующей роли ООН в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на следующих приоритетных направлениях: ужесточение международного контроля за прекурсорами, синтетическими наркотиками; пресечение использования Интернета для незаконного оборота наркотиков. Наркодельцы должны привлекаться к ответственности и включаться в санкционный список СБ ООН на основе его резолюций 1267 и 1735. Необходимо обеспечить максимально гибкую международную систему борьбы с наркотиками, способную адекватно отвечать на возникающие вызовы.

Сохраняет свою актуальность продвигаемая Россией инициатива о создании при координирующей роли ООН и при участии государств-соседей Афганистана, на который приходится до 92% общемирового производства опиатов, комплексной системы поясов антинаркотической и финансовой безопасности.

Констатируем феномен опасного сращивания терроризма и наркопроизводства, в результате чего международный терроризм стал обладателем мощной финансовой базы, позволяющей ему действовать в глобальном масштабе.

Необходимо продолжать взаимодействие по снятию напряженности вокруг иранской ядерной программы и урегулированию нынешней ситуации политико-дипломатическими методами. Важно вести диалог с иранцами, выводя их на конструктивные позиции, решать все вопросы через МАГАТЭ, определяя те шаги, которые Тегеран должен предпринять для восстановления доверия к своей ядерной программе.

Нас продолжает серьезно беспокоить непрекращающаяся террористическая активность талибов, аль-каидовцев и других экстремистских сил в Афганистане. Продвижение процесса национального примирения в Афганистане должно осуществляться при строгом соблюдении введенного резолюцией СБ ООН 1267 антиталибского санкционного режима. К участию в мирной жизни могут вернуться только не запятнавшие себя военными преступлениями лица. Любые попытки заигрывания с экстремистами, постепенное "вживление" их во власть чреваты лишь дальнейшей дестабилизацией.

Ситуация в Косово и вокруг него остается сложной, чреватой опасным развитием событий. Одностороннее провозглашение независимости края и его признание рядом государств идут вразрез с основополагающими нормами международного права, в первую очередь с Уставом ООН и резолюцией СБ ООН 1244, которая сохраняет свою силу в полном объеме. В соответствии с ней Миссия ООН в Косово должна продолжать осуществлять возложенные на нее функции и обязанности по временному управлению Косово. В этом контексте считаем противоправными попытки под ооновским "зонтиком" произвольно изменить формат международного присутствия в крае без решения СБ ООН. Убеждены, что единственным способом выбраться из косовского "болота" является возвращение процесса урегулирования в международно-правовое поле в интересах долгосрочной стабилизации на Балканах и предотвращение стимулирования многочисленных сепаратистских тенденций в мире. Россия намерена по-прежнему настаивать на том, чтобы СБ ООН играл ведущую роль в косовских делах на основе соблюдения существующих норм международного права, Устава ООН и решений самого Совета.

В вопросах ближневосточного урегулирования Россия делает упор на важность продвижения палестино-израильских переговоров, на выработку договоренностей по вопросам окончательного статуса. Стратегическим ориентиром остается создание независимого, суверенного и жизнеспособного палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем.

Позитивный исход этого диалога невозможен без встречных шагов сторон по реальному улучшению обстановки "на местах", прежде всего в сфере безопасности в соответствии с положениями "дорожной карты". В этой связи стоит приоритетная задача - разорвать круг насилия, прекратить ракетные обстрелы территории Израиля и ответные акции возмездия, снять блокаду сектора Газа и решить другие неотложные вопросы двусторонней палестино-израильской повестки дня.

Продолжающаяся израильская поселенческая активность и другие односторонние действия, предрешающие окончательный статус оккупированных в 1967 году арабских территорий, в том числе Восточного Иерусалима, затрудняют движение вперед. Важной предпосылкой для прогресса является и восстановление палестинского единства под руководством Главы ПНА.

Россия по-прежнему исходит из того, что общепризнанной международно-правовой базой арабо-израильского урегулирования являются резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, Мадридские принципы и арабская мирная инициатива.

Исходя из этого, мы выступаем за перезапуск других треков мирного процесса - сирийского и ливанского, а также за обсуждение перспектив общерегионального сотрудничества. Считаем, что позитивным импульсом мирному процессу может стать Московская встреча, идея проведения которой находит самую широкую поддержку.

Приветствуем достигнутые при посредничестве Катара и ЛАГ ливанскими лидерами договоренности, которые привели к достижению компромисса по кандидатуре президента Ливана и в целом дают шанс преодолеть затянувшийся внутриливанский кризис.

Мы глубоко озабочены развитием ситуации в Ираке. Добиться долговременной стабилизации в этой стране можно только общими силами всех политических внутрииракских фракций, стран-соседей, ООН и ее Совета Безопасности, всего международного сообщества. Цель - выработка баланса интересов основных политических объединений и этноконфессиональных общин Ирака. Важное условие прекращения насилия и кровопролития в Ираке - становление национальных сил безопасности. Их способность контролировать обстановку и реальные результаты политпроцесса должны позволить вывести из страны иностранные войска.

Мы выступаем за достижение справедливого, всеобъемлющего и жизнеспособного решения кипрской проблемы, предусматривающего создание двухобщинной двухзональной федерации при политическом равенстве греческой и турецкой общин и на основе соответствующих резолюций СБ ООН. Приветствуем запуск 3 сентября под эгидой ООН прямых полномасштабных переговоров между лидерами кипрских общин. Важно, чтобы переговорный процесс протекал конструктивно, а новые усилия ООН в кипрских делах содействовали кипрским общинам в урегулировании и были бы беспристрастными и объективными, строго в рамках мандата миссии "добрых услуг" Генсекретаря ООН без навязывания арбитража, готовых рецептов или искусственных сроков.

Выступаем за формирование комплексного подхода к урегулированию и предотвращению конфликтов, укреплению демократии, обеспечению устойчивого социально-экономического развития Африки. Приветствуем стремление африканских стран к повышению эффективности их миротворческого потенциала, в т.ч. работу по созданию Африканских сил постоянной готовности. Выступаем за тесное взаимодействие ООН с Африканским союзом в выработке согласованных подходов к разрешению конфликтных ситуаций в регионе.

Россия активно участвует в выработке и реализации мер по урегулированию кризисов в Африке и принимает участие в большинстве ОПМ ООН на этом континенте. Россия твердо привержена целям и принципам нового партнерства с Африкой, активно участвует в оказании комплексного содействия континенту как на двусторонней основе, так и в рамках существующих международных механизмов, в т.ч. по линии "Группы восьми".

Реформа СБ ООН

Мы понимаем необходимость адаптации ООН к меняющимся условиям в мире. Нам необходима реформа международных институтов при укреплении ее центральной роли. Эта позиция для нас остается неизменной. Ничего более эффективного, чем ООН, человечество за последнее столетие для поддержания режима глобальной безопасности не придумало.

По нашему убеждению, реформы - не самоцель, их задача - повышение эффективности Организации при сохранении ее межгосударственной природы. ООН создавалась в расчете на многополярность, она призвана обеспечивать баланс интересов всех государств. Это - здоровая основа для создания системы коллективной безопасности. И попытки заменить ООН "эксклюзивными форматами" имели бы для миропорядка самые разрушительные последствия.

Мы хорошо понимаем неудовлетворенность отсутствием прогресса в деле реформирования СБ ООН, дискуссия о чем идет уже более пятнадцати лет. "Магической формулы", которая примирила бы сторонников различных схем расширения членского состава Совета, не существует. С другой стороны, навязывать какую-то определенную схему недопустимо, т.к. это приведет к расколу ООН. Значит, нужно искать компромисс.

Позиция России в этой связи хорошо известна. Следует добиваться повышения эффективности Совета путем ограниченного расширения его численного состава. Увеличение же численного состава СБ до 25-26 членов, как это предлагается в ряде проектов, кажется нам чрезмерным.

Предлагаемые модели реформирования пока не пользуются преобладающей поддержкой государств-членов ООН. Попытка продавить эти схемы путем постановки их на голосование неизбежно поляризует Генассамблею. И даже в том случае, если один из проектов наберет необходимое по Уставу большинство в 2/3 голосов, Совет едва ли станет более авторитетным в глазах несогласного меньшинства, в состав которого наверняка войдут влиятельные государства. Таким образом, значение формально более представительного Совета будет нивелировано понижением его престижа в международных делах. А это представляется недопустимым.

Убеждены, что продвинуться в этом вопросе можно только путем поиска компромисса, в связи с чем считаем целесообразным предметно рассмотреть потенциальные возможности, которые заложены в т.н. "промежуточном решении", которое предполагает увеличение численного состава СБ только в категории непостоянных членов с удлиненным сроком пребывания в Совете и возможностью немедленного переизбрания (т.е. создается категория т.н. "полупостоянных" членов). Полагаем, что в условиях жесткого противоборства между сторонниками различных схем расширения СБ "промежуточная модель" или ее вариации могли бы оказаться полезными в интересах согласования компромиссной формулы реформы Совета.

Цели развития тысячелетия и финансирование развития

Россия всецело поддерживает усилия международного сообщества по достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Эффективное противодействие угрозам миру и безопасности в условиях глобализации невозможно без устойчивого социально-экономического развития всех регионов мира. В этом контексте большое значение имеет дальнейшее повышения эффективности оперативных фондов и программ ООН, ее специализированных учреждений. В 2005-2007 гг. были существенно увеличены ежегодные добровольные взносы России в ВПП, ПРООН, ЮНИСЕФ. Принято решение о начале выплат добровольных целевых взносов в Европейскую экономическую комиссию ООН и ЮНИДО.

Одно из центральных мест на сессии займут вопросы финансирования развития. Президентом России в 2007 г. была одобрена Концепция участия нашей страны в содействии международному развитию (СМР). Стабильно растет объем российского СМР. Без учета списания задолженности он в 2007 г. уже составил 210 млн. долл. и будет увеличен в ближайшие годы до 400-500 млн. долл.

Предстоит кропотливая работа по выработке оптимальных параметров совершенствования глобальной архитектуры содействия развития, которые бы учитывали интересы России и других формирующихся доноров. Переговорный процесс по этой тематике будет проходить в рамках подготовки к организуемой в ноябре-декабре с.г. в Дохе Международной конференции по финансированию развития. Он будет опираться на рекомендации Форума высокого по сотрудничеству в целях развития основной сессии ЭКОСОС 2008 г. и состоявшегося 2-4 сентября в Аккре III Форума высокого уровня по повышению эффективности помощи развитию.

Координация гуманитарной помощи

Россия позитивно оценивает деятельность системы ООН в укреплении координации гуманитарной помощи и отводит в этом плане первостепенную роль УКГВ.

Мы готовы к сотрудничеству в области совершенствования управления, укрепления глобального потенциала гуманитарного реагирования, улучшения координации и совершенствование предсказуемости финансирования.

Применительно к Международной стратегии уменьшения опасности бедствий мы придаем важное значение укреплению национальных возможностей по смягчению последствий стихийных бедствий, развитию систем раннего предупреждения стихийных бедствий, совершенствованию средств оценки, прогноза, предупреждения и смягчения последствий стихийных бедствий, осуществляемого посредством программ технической помощи и обмена информацией, в том числе оценки эффективности таких программ, разработке на основе имеющихся научно-технических знаний и с учетом экономических, культурных и национальных особенностей стран руководящих документов и стратегий уменьшения опасности стихийных бедствий.

Россия отмечает большое значение Глобальной платформы по уменьшению опасности бедствий. В ее деятельности важно избежать смешения мандатов международных организаций системы ООН, НПО и прерогатив национальных правительств.

Вопросы окружающей среды

В списке глобальных приоритетов международного сообщества проблематика защиты окружающей среды и устойчивого развития прочно заняла одно из первых мест. Россия активно участвует в деятельности Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) - основного органа системы ООН по реализации комплексных решений Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

Высоко оцениваем деятельность Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и выступаем за дальнейшее укрепление ее роли как ключевого механизма системы ООН по координации международной природоохранной деятельности. Важнейшим направлением считаем взаимодействие в рамках ключевых глобальных природоохранных конвенций, таких как Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), Конвенция о биологическом разнообразии (КБР), Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КБО), Венская конвенция по защите озонового слоя, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.

В рамках климатического процесса Россия всегда выступала и будет выступать за укрепление его конструктивных основ и придание международному режиму противодействия изменению климата подлинно универсального характера, т.е. участие всех государств. Убеждены, что любые новые договоренности в этой области должны подразумевать справедливый характер нагрузки на страны с учетом их индивидуальных особенностей и уровня социально-экономического развития.

Впереди две важнейшие встречи - конференции Сторон РКИК и совещания Сторон КП в Познани (декабрь с.г.) и Копенгагене (декабрь 2009 г.), которые призваны обеспечить разработку и принятие правовых документов, касающихся нового международного климатического режима. Российская сторона готова к конструктивной работе в рамках предстоящих форумов, активно участвует в уже ведущихся переговорах.

Свои обязательства по Киотскому протоколу Россия выполнит. Для этого у нас имеются все необходимые инструменты, включая соответствующую нормативно-правовую базу.

В контексте углубления понимания роли лесов в борьбе с климатическими изменениями Россия в октябре с.г. проводит Международную конференцию "Роль леса в управлении климатом: исследования - инновации - инвестиции".

Межцивилизационная проблематика

Отмечаем возрастающее значение в нашей работе межцивилизационной проблематики в целом и вопросов, связанных с деятельностью одного из ведущих механизмов межцивилизационного диалога - Альянса цивилизаций, в частности.

Россия была в числе первых, кто поддержал инициативу Испании и Турции о создании Альянса цивилизаций. Мы принимали участие в работе Группы высокого уровня, вошли в Группу друзей Альянса. В соответствии с рекомендациями мадридского форума Альянса цивилизаций, состоявшегося в январе этого года, ведем работу над подготовкой Национального плана действий в области межцивилизационного диалога и взаимодействию с Альянсом цивилизаций.

Выступаем также за дополнение межцивилизационного диалога религиозным компонентом. На 62-й сессии ГА ООН наша страна выступила с инициативой о создании под эгидой ООН Консультативного совета религий, который мог бы стать площадкой для обмена мнениями между представителями ведущих мировых конфессий по вопросам межцивилизационного и межрелигиозного диалога.

Благодарю за внимание.


19 сентября 2008 года

http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/3AD6D3956A72BE3DC32574C9003147A7


Док. 492951
Опублик.: 19.09.08
Число обращений: 32

  • Яковенко Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``