В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российский рынок энергомашиностроения оценивается примерно в 120 млрд долларов Назад
Российский рынок энергомашиностроения оценивается примерно в 120 млрд долларов
О перспективах и тенденциях развития отрасли в интервью нашему журналу рассказывает заместитель генерального директора по технической политике - технический директор ОАО "Силовые машины", генеральный директор ОАО "НПО ЦКТИ им. Ползунова" Юрий Петреня.
- Юрий Кириллович, какие источники энергии наиболее перспективны, по Вашему мнению, в России и мире в целом?
- Совершенно очевидно, что в течение ближайших 50 лет основными источниками энергии будут углеводороды в той или иной форме, твердое топливо и ядерная энергетика. При этом основным вопросом будет разработка возможностей наиболее эффективного использования топлива с соблюдением дополнительных экологических параметров.
Всякого рода возобновляемые источники, типа солнечных, ветровых и приливных электростанций, будут развиваться, но в общем объеме выработки электроэнергии они не будут основными. Ведь в каждом из перечисленных случаев существуют свои сложности, например проблема приливных гидроэлектростанций связана с тем, что это машины с очень высокой металлоемкостью и очень большого размера.
- Могли бы выделить основные направления развития отрасли?
- На данный момент мы наблюдаем укрупнение бизнеса, сейчас из отдельных предприятий формируются корпорации. Наш концерн является примером этого явления.
Второе направление связано с более активным включением в международное сотрудничество, в международную кооперацию. Нашими партнерами все чаще становятся зарубежные компании - "Сименс", "Дженерал Электрик", "Альстом".
Следующий путь развития связан с увеличением потребностей рынка и с прогнозами развития отрасли. Сейчас мы столкнулись с дефицитом электроэнергии, и, как следствие, с необходимостью повышения надежности работы существующих энерго- и теплоснабжающих источников. Необходимо восполнить дефицит электроэнергии и тепла, потому что экономика развивается и резко возрастает потребление энергии. Идет активное строительство предприятий, которые потребляют достаточно большое количество энергии, увеличивается население планеты. Это общемировая тенденция, хотя в разных регионах это происходит по-разному.
-Какие виды продукции энергетического машиностроения наиболее востребованы на рынке сегодня и какие, на Ваш взгляд, будут востребованы в будущем?
- Это традиционные энерготехнологии. Впрочем, внимание уделяется и более современным методам, связанным с парогазовым циклом, поскольку сейчас газ активно используется как топливо. Сегодня необходимо иметь оборудование достаточно высокого уровня, чтобы эффективно сжигать газ. На сегодняшний день существуют установки, которые используют парогазовые технологии. В дальнейшем они будут развиваться и, безусловно, будут востребованы. Уже сейчас мы можем наблюдать появление новых разработок во всех видах основного оборудования, которое входит в состав этих установок.
Но развитие данного направления в нашей стране сдерживается, хотя использование твердых видов топлива - очень перспективная тема. Здесь возможны два варианта развития ситуации. Уже упомянутые парогазовые установки и комбинированная выработка с использованием газификации угля, когда с помощью специальных газогенераторов из угля выделяется топочный газ, который потом сжигается. Но это достаточно сложная и дорогостоящая технология, поэтому одно из направлений связано с использованием такого паросилового цикла, но в блоках с иными параметрами. Подобные проекты есть в США, Японии, некоторых европейских странах. При использовании данного процесса возможно получать КПД более 50%, т.е. практически коэффициент полезного действия будет на уровне парогазовых установок, при этом работа идет с твердым топливом. Это очень перспективное направление. В России, к сожалению, пока не поставлен вопрос формирования программы поддержки этого вида оборудования. На высшем уровне данная тема обсуждалась, но только устно. По моему мнению, должна быть разработана национальная программа по перспективному оборудованию на долгосрочный период. Европейская программа рассчитана на период до 2015 года, программа США - до 2030 года. И в этом случае нам надо равняться на другие страны.
Следующее очень важное и перспективное направление - это разработка оборудования для атомной энергетики. Очевидно, что без замещения тех установок, которые уже выработали свой срок, без введения новых блоков не закрыть дефицит электроэнергии, который существует. На сегодняшний день здесь есть два пути развития. Во-первых, с начала этого года реализуется проект нового поколения АЭС-2006 на базе модернизированного реактора ВВЭР, который обеспечивает получение мощности 1100-1200 мегаватт. Инициатором этого проекта выступил Росатом, и проект должен продвигаться.
Следующее направление - это реакторы и энергоустановки с реакторами на быстрых нейтронах. Сейчас такая программа началась в США, и развиваться эта тема будет и в России: Росатом завершает строительство блока БН-800 на Белоярской АЭС в рамках государственной программы развития и строительства "энергоблоков будущего".
Что касается гидроэнергетики, то здесь, в первую очередь, необходимо повышать эффективность работы гидроагрегатов путем применения более совершенных гидродинамических решений, а также всякого рода уплотняющих материалов, которые кроме высоких экономических показателей будут соответствовать и экологическим нормам.
- Можно ли говорить о высокой инвестиционной привлекательности энергетического машиностроения России как объекта долгосрочного инвестирования и почему?
- Можно и нужно говорить. Рынок сбыта продукции энергомашиностроения в России оценивается примерно в 120 млрд долларов. Поэтому к этой отрасли проявляют колоссальный интерес многие зарубежные компании. Существует огромный потенциал, связанный как с замещением оборудования, которое выработало свои ресурсы, физически и морально изношено, так и с развитием экономики и с общим ростом энергопотребления. Данная ситуация касается сырьевого сектора, добычи, транспортировки и переработки. В этом случае необходимо оговаривать условия участия иностранных компаний в этом процессе.
Но дело в том, что энергомашиностроение, энергетика и оборонная промышленность раньше были единственными отраслями в стране, полностью укомплектованными отечественным оборудованием. Это обеспечивало снижение затрат на поддержание станций, уменьшение зависимости от внешних поставщиков. Однократный опыт, когда использовались агрегаты импортного производства, показал, что, несмотря на все удобства, среди которых быстрота доставки, монтажа и выполнения сервисных услуг, в сумме это получается дороже, чем сотрудничество с "родными" компаниями. Замена оборудования, согласование и сопровождение агрегата на его жизненном цикле в этом случае для газовых турбин может составлять 50-80% от первоначальной стоимости.
В сфере атомной энергетики благоприятные условия, по моему мнению, сформируются к началу будущего года, в этом должна помочь принятая правительством национальная программа, которая финансируется из бюджета. На данный момент идет активное сотрудничество с иностранными государствами, экспорт ядерных энерготехнологий в Китай, Индию. Но необходимо отдавать себе отчет в том, что это стратегический вопрос для государства, ведь в результате подобного сотрудничества правительство получает партнера на несколько лет, который связан с экономикой страны достаточно тесно. Поэтому должны создаваться собственные блоки, нужно стремиться к независимости от внешнего поставщика, ведь в этом случае мы говорим об энергетической безопасности.
В плане гидроэнергетики, опять же, необходимо решать финансовые вопросы. Хотя уже сейчас активность в данной сфере существует. Достаточно упомянуть совместный проект по Богучанской станции, в котором участвуют РАО "ЕЭС" и БазЭл, каждый участник вкладывает по 1 млрд долларов.
В сфере тепловой энергетики предполагается, что в первую очередь источником финансирования должны стать средства, полученные от продажи акций. В данный момент идет подготовка к этому, и, как только начнется продажа, появится некий капитал. По моим прогнозам, ситуация должна измениться уже в ближайшие два года. Мы видим изменения, происходящие и в нашем концерне, - в данный момент наблюдается очень резкий рост объема потенциальных заказов.
Таким образом, энергетическое машиностроение России имеет очень большой инвестиционный потенциал. И, я считаю, все игроки на этом поле стоят на низком старте, нужно только создать благоприятные условия. Необходимость заниматься этим существует и уже осознается и на уровне правительства, и на уровне президента.
- Существует ли в "Силовых машинах" программа реконструкции и модернизации производственных мощностей? Если да, то откуда поступают средства на модернизацию предприятий? Какие источники финансирования используются?
- "Силовые машины" постоянно занимаются обновлением своих производственных фондов - анализируется производство, выявляются узкие места, которые возникают в процессе, далее рисуется схема расшивки этих мест, определяется технология, объемы финансирования и сроки. Внутри предприятия существует целая система отработанных действий, которая позволяет разумно и эффективно распределять инвестиции.
Основным и самым крупным источником финансирования является прибыль. Иногда поступают бюджетные средства, но это связано не только с производством. Часто бюджетные средства выделяются в рамках госконтракта или Российского фонда технологического развития, но в основном это разовые работы с относительно коротким циклом. Поэтому, если думать о развитии этой отрасли, о долгосрочных перспективах, необходима национальная программа, которая бы фиксировала источники и объемы финансирования на срок 3-5 лет. Сейчас же развитие предприятий отрасли происходит за счет собственных ресурсов. Требуется значительно больше средств, чем мы сейчас вкладываем. В первую очередь это связано с тем, что в предыдущий период, 15 лет назад, было существенное недофинансирование отрасли. И сейчас оно должно покрываться, а это требует увеличения объема средств по отношению к тому, который мы используем. Сегодня совместно с акционерами ищутся различные варианты решения данной проблемы, обсуждаются различные версии источников финансирования.
- Каков на сегодняшний день технический уровень продукции российских энергомашиностроителей (в частности, концерна "Силовые машины") на мировом рынке?
- В объеме заказов "Силовых машин" внешний рынок составляет порядка 70%, т.е. продукция нашего концерна покупается. По основным показателям, в плане конкурентоспособности, - это хороший уровень. Нашими специалистами постоянно проводится улучшение и доработка выпускаемой продукции. Например, осуществлена модернизация турбины на Конаковской электростанции, мощность одной машины была повышена с 300 до 340 мегаватт, фактически появилась еще одна маленькая электростанция. Это невозможно без хорошего технического уровня. Конечно, нас очень интересуют работы с долгосрочной перспективой, как европейские и американские программы. Ведь ни один концерн в мире не выполняет такие проекты за собственный счет, это невозможно, все они идут с использованием бюджетных средств. Нас очень беспокоит, что в этом направлении в России нет национальной программы.
- В настоящее время, по мнению экспертов, производственные программы большинства отечественных производителей энергетического оборудования относительно высоко диверсифицированы. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
- Наверное, эксперты в данном случае имеют в виду многокомпонентность, ведь в производственных программах машиностроительных предприятий присутствует очень большая номенклатура оборудования, большое количество типов продукции, и, наверно, она должна быть уменьшена. Но надо говорить не об этом. Дело в том, что исторически российское энергомашиностроение развивалось по определенной схеме. Предприятия плана ГОЭЛРО одной из целей машиностроения ставили независимость от экспорта. В результате, поставки иностранного оборудования прекратились и началось очень интенсивное развитие внутренних предприятий. Они развивались как многопрофильные. На сегодняшний день мы имеем отражение той обстановки, и для того, чтобы изменить эту невыгодную ситуацию, необходимы время и инвестиции. В качестве выхода можно рассматривать существенную унификацию продукции. К тому же данный процесс уже начался и будет продолжаться.


http://www.expomedia.spb.ru/index.php?id=j&number_current=73&article_current=2492

Док. 492706
Перв. публик.: 18.09.06
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 131

  • Петреня Юрий Кириллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``