В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вот уже более 300 лет Урал отдает богатства своих недр стране Назад
Вот уже более 300 лет Урал отдает богатства своих недр стране
Но сегодня, проанализировав факторы экономического роста округа, специалисты выявили ряд системных проблем. Для их преодоления и более интенсивной работы на Урале и Крайнем Севере был создан проект "Урал промышленный - Урал Полярный". О нем на встрече с российскими учеными говорил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Петр Латышев.

По словам полпреда, сегодня уже факт, что нарастает разрыв между динамично развивающейся промышленностью и истощившейся ресурсно-сырьевой базой в старопромышленных районах. Особенно это касается Свердловской и Челябинской областей. Ряд стратегически важных для промышленности округа видов сырья завозится с транспортным плечом в 2500 км. А богатейшая ресурсная база Полярного и Приполярного Урала надлежащим образом до сих пор не задействована.

Между тем по данным Уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка 290 миллиардов долларов. Но добыча этих ресурсов, как и обеспечение доступа к новым запасам углеводородного сырья, пока проблематична.

Проект должен обеспечить более тесную экономическую интеграцию субъектов Российской Федерации - участников проекта и диверсификацию их экономики. Будет расширен спектр вовлекаемых в хозяйственный оборот запасов твердых полезных ископаемых. Созданы производства по. первичной переработке сырья, констатировано опережающее развитие энергетики.

Большие проблемы в Уральском регионе с транспортом. По словам полпреда, чтобы улучшить транспортную инфраструктуру, по проекту нужно построить несколько железнодорожных линий. В числе первых: Полуночное - Обская, Надым - Салехард - Лабытнанги, Коротчаево - Игарка с перспективой выхода на Дудинку и Норильск. Достроить железнодорожную линию Обская - Бованенково с последующим выходом на порт Харасавэй. Не обойтись и без строительства двух автодорог Тюмень - Урай - Агириш - Салехард и Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Томск. Уже сегодня надо построить оптимальную транспортную схему в регионах, составляющих основу экономики Российской Федерации, и сформировать перспективные векторы экспортных грузопотоков по линии Север - Юг и по линии Юг - Север.

Эти транспортные коридоры, по словам Латышева, позволят ускорить развитие энергетики, машиностроения, металлургии и повысить эффективность использования экспортного потенциала Урала и Западной Сибири. А когда будет создана новая горно-рудная база, то потребности отечественной промышленности будут обеспечены на период до 2050 года и далее. Это ликвидирует нашу импортозависимость по основным стратегически важным природным ресурсам.

По этим планам значительно увеличится число новых рабочих мест. Снизится уровень реальной безработицы, будут реализованы социальные программы. Все это приведет к повышению качества и уровня жизни уральцев. Работу по подготовке к реализации проекта уже начали. Уральский округ, по словам полпреда, ждет, что ученые всех российских институтов примут активное участие в проекте. А президент Уральского отделения РАН академик Валерий Черешнев обратил внимание на то, что УрО РАН имеет 8 отделений и проходит через 3 федеральных округа. Поэтому главной задачей является консолидация сил при решении всех социально-экономических и экологических задач.

Академик Николай Лаверов поддержал полпреда в том, что в старопромышленных районах ресурсы на сегодня практически исчерпаны. В 90-е годы удалось создать несколько урановых предприятий. Открытые еще в 70-е месторождения марганца, хрома, алюминия до сих пор не разведаны. Самое главное, что районы промышленного развития нуждаются в собственном сырье. Интересно, что единственное месторождение каолина на Урале разрабатывается частными предпринимателями. Лаверов уверен, что строительство новых транспортных магистралей оживит экономику старопромышленного района. И хотя многое уже разрушено, необходимо восстановить все нужное и создать новое. А кадры, они будут. Люди обязательно приедут, если будет железная дорога и достойные условия существования, уверил полпреда Лаверов.

"Институт экономики УРО РАН к этой работе уже подключился" , - сказал директор института член-корреспондент РАН Александр Татаркин и добавил, что ученые участвуют в решении двух проблем. Первая касается стратегии развития УФО, выделения приоритетных направлений и разработки транспортной стратегии и построения потоков с Севера на Юг и с Юга на Север. Вторая связана с принятием решений на федеральном уровне.

Сегодня Ханты-Мансийский АО и Якутия занимают первое место в России по индикатору доходов на душу населения. В связи с этим академик Гранберг из Совета по изучению производительных сил сообщил, что если мы собираемся перейти к экономике, основанной на знаниях, то эти регионы являются образцами по созданию сетевого общества. Благодаря развитию социальной инфраструктуры здесь существенно улучшилась и демографическая ситуация: повысилась рождаемость, снижается смертность. Гранберг уверен, что если будут реализованы намеченные проекты, то образуется второе транспортное кольцо и возрастет мощность транспортного коридора. Для того чтобы ускорить осуществление проекта, академик предложил организовать экспедицию РАН в северные районы Уральского округа.

Восточный Урал всегда славился драгоценными металлами. По словам академика Дмитрия Рундквиста, там найдено меднорудное, урановые месторождения и другие. Рундквист убежден, что уже сегодня нужно провести серьезное изучение разведки Восточного склона Урала с привлечением геофизиков. Но все это следует делать с учетом реальной инфраструктуры.

С помощью химических технологий можно решить некоторые энергетические и экологические проблемы Севера, считает академик Николай Платэ. Например, почему бы при переработке природного газа не превращать его в бензин 95-й и дизельное топливо. Можно использовать метан и те газы, которые сегодня сжигаются, превращая их в метанол и этиловый эфир. Сейчас его приходится ввозить издалека. Институт катализа СО РАН из газовых конденсатов делает дизельное и бензиновое топливо. Химики, сообщил Платэ, уже начали работать с ЛУКОЙЛом, идут проработки с "Сибуром" и "Газпромом".

Но тут академик Леопольд Леонтьев с горечью сообщил, что хотя все институты УРО РАН участвуют в выполнении данной программы, но возник ряд проблем. Повсеместное наступление на имущество и земли РАН ставит под серьезную угрозу перспективы работы. Похоже, что этот вопрос пока висит в воздухе. Тем не менее, все ученые мужи выразили редкое единодушие. Не только поддержали проект, но и с энтузиазмом предложили свои идеи по скорейшему осуществлению проекта.

Президент РАН академик Юрий Осипов подчеркнул исключительную важность проблемы и отметил, что РАН обязательно примет самое активное участие в научном сопровождении этого проекта.

***

СПРАВКА

Уральский федеральный округ занимает чуть менее 11 % территории страны. Округ, в котором проживают 8, 5 % населения России, производит 16 % валового продукта государства, 21 % всей промышленной продукции. Здесь собирается 50 % налогов в федеральный бюджет. Концентрация промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России. 8 округе добывается 92, 2 % российского газа, 68, 1 % нефти, включая газовый конденсат, производится около 40 % общероссийского объема стали и проката черных металлов, 45 % рафинированной меди и 40 % алюминия, почти 10 % всей отечественной машиностроительной продукции.





http://www.ras.ru/


Док. 492694
Перв. публик.: 17.01.06
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 153

  • Латышев Петр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``