В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Кудрявый: Чубайс взял курс на окончательный развал электроэнергетики Назад
Виктор Кудрявый: Чубайс взял курс на окончательный развал электроэнергетики
В судьбе российской энергетики в конце прошлой недели наметился явный поворот. 19 апреля Правительство РФ в условиях повышенной секретности утвердило новую Генеральную схему размещения энергомощностей до 2020 года. Это - амбициозный план развития электроэнергетики и строительства новых станций.



В Генсхеме есть два сценария. Первый (базовый) предполагает, что к 2020 году потребление электричества в стране вырастет в 1,7 раза (в настоящее время - 1 трлн кВт/ч в год). Второй (максимальный) предусматривает увеличение спроса в 2 раза. На все это, даже по самым скромным расчетам, потребуется как минимум $420 млрд при базовом варианте и $540 млрд - при максимальном. Это - астрономические по российским меркам (да и не только по российским) суммы инвестиций. Правда, Китай, к примеру, тратит на развитие энергетики в несколько раз больше. Но у нашего государства такого количества "свободных" средств, судя по всему, опять не найдется. Поэтому в отрасль продолжат заманивать частных инвесторов, в том числе и иностранных.



Как утверждают разработчики, без принятия этого плана об экономическом росте в России можно будет забыть. По данным газеты "Известия", Генсхема разрабатывалась в недрах самого РАО "ЕЭС", хотя и в сотрудничестве с Российской академией наук. Следует отметить, что и принятие Генсхемы, судя по всему, пролоббировала структура Чубайса. Сам глава РАО "ЕЭС" не скрывал своего восторга по случаю ее одобрения правительством и даже назвал принятую программу "ГОЭЛРО-2". "Никогда еще со времен плана ГОЭЛРО 1920-х годов Россия не имела столь масштабной и глубоко проработанной программы развития энергетики", - заявил А.Чубайс.



Разъяснить суть принятого плана "ГОЭЛРО-2" корреспондент KM.RU попросил давнего оппонента Анатолия Чубайса, бывшего заместителя министра энергетики Виктора Кудрявого:


- О том, что развивать энергетику нужно, думаю, все знают. Имея колоссальные резервы, когда 10 лет назад они (команда Чубайса - КМ.RU) пришли в энергокомпанию, при достаточно средних, на мой взгляд, темпах подъема экономики за это время (не надо умиляться тем 5-7%, которые мы видели за последние 4 года), они уже сейчас все резервы растеряли. Два десятка регионов являются остро энергодефицитными.



Нас просто привели к яме. За последние 10 лет в российской энергетике решались только вопросы приватизации генерации. Не больше и не меньше. Это - самая крупная задача, которую ставили перед собой "реформаторы". У нас появилось 268 новых энергокомпаний. Даже стратегические регионы были поделены. Та же Москва, например, разделилась на 12 частей, а "Тюменьэнерго" - на семь. Теперь уже и ежу понятно, что мы таким способом финансовые возможности, финансовую стоимость и возможность развития новых инвестиций в энергетике уменьшили.



В ходе приватизации (начиная с залоговых аукционов) целью было купить по дешевке активы. Причем лучше всего, чтобы производимая ими продукция была востребованной и даже дефицитной на рынке. И желательно, чтобы цены на эту продукцию не регулировались. Все эти цели за 10 лет команда Чубайса успешно достигла. Длительное сознательное отсутствие инвестирования в отрасль привело ее к дефициту производства электроэнергии. Скандалы, которые постоянно возникали вокруг РАО "ЕЭС", привели к тому, что, сколько бы мы сегодня ни восхищались высокой капитализацией при выпуске акций, они кратно отстают от российского фондового рынка, а от "Газпрома" - в десятки раз. Это касается даже "Мосэнерго". Новые собственники генерирующих мощностей решают все свои проблемы, скупив их задешево. Они хорошо знают, что долгие годы - как минимум ближайшие лет десять - в стране будет острый дефицит энергии и она будет востребована. Они добились того, чтобы рынок электроэнергии через три года был свободным (от государственного регулирования тарифов - КМ.RU). Общий тариф будет устанавливаться ими самими, причем по стоимости самой дорогой электроэнергии в каждый момент баланса. Прибыль там ожидается просто сказочная.



Что касается самой программы, то можно спорить о сумме, которую запрашивают. Можно спорить и о том, правильно ли сделано распределение в сети и в генерацию, потому что это принципиальный вопрос. Но самое главное - кто будет реализовывать эту программу. На самом деле никто ее реализовывать не будет. Ведь это высокопрофессиональный бизнес. В отличие от дел, которые решаются внутри самой компании, уровень вопросов, решаемых при новом строительстве, несопоставимо сложнее. Это десятки поставщиков оборудования, десятки проектных организаций, десятки строительно-монтажных организаций. Только очень крупные и сильные руководители с опытом инвестиционной деятельности могут такие вопросы решать и такие программы реализовывать. Этот вид бизнеса не допускает "факультативных" занятий. Нельзя, например, заниматься 90% времени эксплуатацией, ремонтом, подготовкой к зиме, политикой и т.д., а потом - как бы между делом - инвестициями. Нет. Я ответственно говорю: весь рабочий день, включая ночь, и субботу-воскресенье нужно заниматься только этим. И если у вас нет опыта - бесполезно вас ставить на этот бизнес. Что касается РАО "ЕЭС", то в правлении и совете директоров вообще нет ни одного профессионала, который реализовал бы крупные инвестиционные программы, кто хотя бы собачью будку построил.



Ранее такие проблемы, конечно, тоже возникали. И находили методы их решения. У нас до 1962 года было Министерство строительства электростанций, которое решало все вопросы, и с него был высокий спрос за развитие энергетики на отраслевом, правительственном и партийном уровне. Вы помните, весь мир удивился, когда мы освоили нефтегазовые провинции Тюмени - такого раньше не было! Суммарная добыча нефти и газа в этом регионе превысила миллиард тонн! Это сделал Миннефтегазстрой. Тогда прекрасно понимали, что у нефтяников свои задачи. Кроме того, давались права министерства БАМу, а также и другим крупнейшим стройкам. Министерство энергетики - это же раньше было фактически строительное министерство, там министр был строитель и половина его замов - тоже. Оно, кроме всего прочего, строило и КамАЗ, и ВАЗ, и вторую очередь Норильска, и различные каналы, и атомную энергетику.



Чтобы правильно решать проблему "ГОЭЛРО-2", как назвали эту программу, главный вопрос состоит в том, кто ее будет осуществлять. Это должна быть отдельная структура, не связанная с эксплуатацией. Желание нынешних менеджеров РАО "ЕЭС" понятно: уйти от управления энергетикой, где развал уже сделан и последствия, к сожалению, очень тяжелые для российской экономики, и "сесть" на денежные потоки. Но там нет даже тех людей, которых можно было бы "посадить" на денежные потоки. Кроме того, нельзя, занимаясь эксплуатацией, ремонтом, аварийными режимами, работой с персоналом, "факультативно" заниматься строительством.



Главное сейчас, чтобы реализовать программу, нужно создать специальную структуру. Пока это еще можно сделать. Еще сохранился в составе Минэкономики "Технопромэкспорт", хотя сейчас его почему-то хотят продать. А ведь мало кто знает, что всеми крупными стройками в РАО "ЕЭС", включая Западную ТЭЦ, Калининградскую ТЭЦ, Ивановскую ТЭЦ, управляет не РАО, а "Технопромэкспорт". Имеется еще государственный институт "Энергосетьпроект", который единственный в комплексе способен рассматривать вопросы топлива, сетей, энергоисточников. То есть основу для того, чтобы отрасль энергостроительства поднимать, создать можно.



Конечно, машиностроение требует длительных, серьезных, обоснованных заказов. Что же касается РАО "ЕЭС", то достаточно просто посмотреть, как оно все это время финансировало науку - в 10 раз меньше, чем "Газпром", и в 7 раз меньше, чем ОАО "РДЖ". Может быть, вы не знаете, но там уже 5 лет как ликвидировано техническое управление, там ликвидированы все технические службы по крупным объединениям - Востока, Сибири, Урала, Центра...



Я говорю вещи, которые даже никому не надо доказывать - это сознательно взятый курс на развал. Конечно, кое-кому хочется еще раз перед выборами посидеть на "больших деньгах". И потом всем рассказывать, что вот, мол, СПС - такой маленький и мало денег в партийную кассу внесли. А ведь член правления РАО "ЕЭС" Леонид Гойзман - идеолог СПС. И больше пояснять ничего уже не надо.



Поэтому самое главное сейчас - решить вопрос структурно. А дальше - решать вопросы заказов, типового оборудования, как увязать металлургию, электротехническую, приборостроительную и другие отрасли на эти заказы. Нужно решать и вопрос о том, как конкретно поднимать энергостроительный комплекс, которому на деле не осилить и третью часть той программы, на которую теперь так красиво просят огромных денег.



Предлагаемый сейчас план абсолютно нереален, он не подтвержден нужной структурой. Это все равно что армию перед крупным сражением разделить на сто частей и потом чего-то от нее требовать. Как они потом от новых собственников будут требовать: стройте, как мы вам наметили? Ничего себе. Да кто же там будет строить, как они наметили? Что там проверено, в этих наметках?

23.04.2007
http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=310BB414BD6A46ADB741C573FDC3FDF8

Док. 492400
Перв. публик.: 23.04.07
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 129

  • Кудрявый Виктор Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``