В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интернет-интервью заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кислова Виктора Степановича Назад
Интернет-интервью заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кислова Виктора Степановича
19 мая 2008 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кислова Виктора Степановича.

Тема интернет-интервью: "Правовое регулирование создания единого государственного кадастра недвижимости".


Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-интервью - Головатюк Ольга Сергеевна ( компания "Гарант").

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Кислова Виктора Степановича - заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Уважаемый Виктор Степанович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "Правовое регулирование создания единого государственного кадастра недвижимости".

C 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, обеспечении информационного взаимодействия при проведении государственного кадастрового учета.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов: реестр объектов недвижимости; кадастровые дела; кадастровые карты. В государственный кадастр недвижимости могут быть включены земельные участки, здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Также в кадастр вносятся сведения о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. Положения закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Новый государственный кадастр недвижимости создаст правовую базу для государственного учета всей недвижимости и раскроет понятие базы для налогообложения как процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Основными целями создания кадастров недвижимости является обеспечение государственных гарантий прав собственности на недвижимость, обеспечение сбора имущественных налогов и обеспечение задач управления территориями.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить основные направления государственной политики в сфере государственного кадастра недвижимости, а также как и где можно узнать кадастровую стоимость своего участка? Зачем нужен государственный кадастр недвижимости? Каким образом формировать землеустроительное дело по межеванию в соответствии с новым Федеральным законом? Какие программы и мероприятия планируется осуществлять в этом направлении. На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кислов Виктор Степанович.

К моменту начала интернет-интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущая: В чем преимущества нового Федерального закона?

Кислов В.С.: Добрый день, уважаемые коллеги. Я постараюсь ответить на те вопросы, которые сегодня поступили, тем более что уже прошло почти два месяца с момента реализации Закона, а также имеется некое обобщение правоприменительной практики. Новый Федеральный закон - достаточно сложный документ, обобщивший практику кадастрового учета земельных участков и объектов капитального строительства, которые проходят на сегодняшний день в России. Обобщил этот опыт с точки зрения того, чтобы преодолеть те негативные моменты, которые сопровождали предыдущую технологию кадастрового учета. Как мне представляется, нам удалось, формируя такой Закон, достичь главных целей.

Ведущая: Следующий вопрос пришел к нам из Курска. Лариса Александровна спрашивает, для чего понадобилось принимать новый Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"?

Кислов В. С.: Принятие данного Закона, прежде всего, обусловлено тем, что сама система государственной регистрации, государственного учета объектов капитального строительства до принятия Закона, да собственно, и сейчас, в значительной мере является раздробленной. Мы отдельно учитываем земельные участки, и отдельно учитываем объекты капитального строительства. Это порождает массу проблем для граждан: не только затраты времени, но и средств. Кроме того, не существует единой нормативной базы по учету объектов капитального строительства. Учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре". Однако, он также не совершенен, как и законодательство, описывающее процессы формирования земельных участков, объектов недвижимости. В связи с этим, необходимо было принять закон, который бы реализовал самое главное, а именно, объединение учета в одном органе, наведение порядка в формировании объектов недвижимости таким образом, чтобы исключить всевозможные трактования закона на местном уровне, чтобы добиться стандартизации процедур, сопровождающих гражданские обороты объектов недвижимости, и избавиться от той негативной составляющей, которая сегодня сопровождает процесс учета объектов недвижимости. Когда несколько организаций и органов занимаются обеспечением государственных гарантий прав собственности, эти гарантии будут неполны. Поэтому для наведения порядка в данной сфере и был разработан Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости".

Ведущая: Следующий вопрос. Выявлено, что задача государственной кадастровой оценки земель решается федеральными органами неэффективно, и это отрицательно влияет на разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, не позволяет должным образом развивать рынок земли и недвижимости, и адекватно рассчитывать имущественные налоги, составляющие основу формирования региональных и местных бюджетов. Расскажите, пожалуйста, что делается по этому вопросу?

Кислов В. С.: Мне трудно согласиться с тем, что задача государственной кадастровой оценки земель решается федеральными органами неэффективно, потому что главная цель кадастровой оценки объектов недвижимости заключается в том, чтобы обеспечить единство технологий и методологий расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости в целом по всему государству. Например, почему земельный участок в Москве стоит дороже, чем такой же земельный участок, скажем, в Сочи. На сегодняшний день цены поднялись, рынок уже ввел свои коррективы. В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации были разработаны методики массовой оценки объектов недвижимости, а именно, земельных участков. Был проведен тур оценки всех категорий земель. При этом удалось фактически добиться сопоставимого результата, сопоставимой оценки по всей территории России. Наверное, методика является не оптимальной, поскольку это была "первая проба пера", но, вместе с тем, главного результата добиться удалось. Причем, при расчете кадастровой стоимости, конечно же, использовались и рыночные механизмы, анализ рынка земли и т.д. Я думаю, что мы получили достаточно близкую к истине оценку, хотя по опыту наших зарубежных коллег мы знаем, что кадастровая оценка никогда не совпадает с рыночной, она примерно на 15-20, или 25%, как правило, ниже. Но вместе с тем, она очень хорошо калькулируется для того, чтобы можно было использовать, в частности, ипотечный механизм. Поэтому я думаю, что на данном этапе мы абсолютно правильно решили задачу государства, снабдили наши налоговые органы информацией о том, сколько стоит конкретный земельный участок. А налоговую ставку устанавливают органы местного самоуправления. То есть не следует полагать, что кадастровая стоимость - налоговая величина, налог на землю. Это только налоговая база, из которой берется конкретный налог на землю, устанавливаемый местными властями. На сегодняшний день идет второй тур переоценки земельных участков, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что кадастровая оценка должна повторяться регулярно, причем, не чаще одного раза в три года, и не реже одного раза в пять лет. Сегодня мы оцениваем земли населенных пунктов, вносим коррективы, потому что с момента первого тура прошло уже больше пяти лет. Исходя из этого, понимаем, что рынок ушел дальше, развиваются отношения, гражданский оборот недвижимости, что требует своеобразной корректуры. Причем, надо отметить, что затраты на уточнение кадастровой стоимости не сопоставимы с начальными затратами, связанными с определением кадастровой величины. Поэтому такой процесс будет повторяться регулярно, также как и во всем мире. Он регулярно повторяется с определенной периодичностью для того, чтобы иметь возможность регулировать цену, в том числе, и арендную плату.

Ведущая: Роснедвижимость на своем сайте разместила сведения о кадастровой стоимости всех земельных участков в стране, но на данном сайте найти свой участок и узнать его кадастровую стоимость невозможно. В связи с чем, Владимир Васильевич из Красноярска спрашивает о том, как и где можно узнать кадастровую стоимость своего земельного участка.

Кислов В.С.: Кадастровую стоимость земельного участка можно узнать на сайте, если известен его кадастровый номер. Если же кадастровый номер участка не известен, следует обратиться в наш районный офис. К сожалению, в России не существует единой системы адресного реестра, в связи с чем, возникает масса проблем в организации доступа к нему через интернет. Кадастровый номер объекта не повторяется в пространстве, поэтому является уникальным идентификатором данного объекта. Зная кадастровый номер, можно получить сведения о данном участке, при этом не только кадастровую стоимость, но и некоторые его дополнительные характеристики, позволяющие нам в открытом режиме предоставлять эту информацию гражданам. В настоящее время мы пытаемся организовать формирование адресных реестров в муниципальных образованиях в целом по России, договорились с налоговой службой, потому что налоговые органы ведут классификатор адресов. Однако на это требуется время. И по мере создания необходимых условий, в реестре появится возможность обращения по адресу.

Ведущая: Следующий вопрос от Олега Владимировича из Владимира. С принятием нового федерального закона владельцам недвижимости придется регулярно проводить переоценку их собственности, а это дополнительные расходы. Не получится ли так, что все мы заплатим намного больше?

Кислов В.С.: Вы знаете, недвижимость дорожает, платить все равно придется, в любом случае. Что касается переоценки, я уже говорил о том, что, во-первых, переоценка не ложится на плечи гражданина напрямую, переоценкой занимаются субъекты РФ и муниципальные образования. Организация процесса лежит на Российской Федерации. Я уже говорил, что такие затраты несопоставимо ниже, чем первый этап, на котором мы только начинали кадастровую стоимость рассчитывать. Поэтому для граждан с этой точки зрения дополнительных затрат не потребуется. Ну а налоги, видимо, будут расти.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, уверяют, что гражданам не стоит бояться резкого увеличения платежей от перехода в расчетах налогов и сборов на оценку кадастровой стоимости земли. Обещают, что эта стоимость в любом случае будет ниже рыночной. А вот на сколько ниже рыночной? - интересуется Елена Власова из Москвы.

Кислов В.С.: То, что кадастровая стоимость будет ниже рыночной - это, безусловно, поскольку она имеет расчетный характер, хотя и учитывает рыночные механизмы и влияние рынка на нее ощутимо. Но все-таки во всем мире я кадастровая стоимость ниже, потому что она рассчитывается массовым методом, это не индивидуальная оценка для каждого земельного участка, а нечто среднее, что выводится для определенной ограниченной территории. Поэтому она всегда будет ниже рыночной. Я уже говорил о том, что это примерно 15-20%, мы предполагаем, что такое есть. Анализ проведенных расчетов по уже состоявшимся определениям кадастровой стоимости показал, что мы укладываемся в этот интервал. Поэтому я думаю, что так и будет сохраняться дальше.

Ведущая: Кем будут устанавливаться цены на кадастровые работы, и кто будет контролировать их размер?

Кислов В.С.: Цены на кадастровые работы - это больной вопрос. Правительством РФ несколько лет назад было принято решение, что работы по формированию объектов недвижимости - это услуга на рынке. Исходя из этого, были отменены всевозможные критерии определения этой стоимости. В 1996 г. действовал сборник цен за работу по межеванию, который позволял достаточно точно рассчитывать эту кадастровую стоимость. С переходом на рыночные отношения этот сборник практически не принимается во внимание. Но вместе с тем, достаточных рыночных отношений в этой сфере государству не удалось достичь. В землеустройстве работает сегодня около 60000 человек, я имею ввиду тех людей, которые так или иначе занимаются межеванием. На наш взгляд, этого количества недостаточно для того, чтобы работал рынок. Существует некая корпоративная согласованность между теми организациями, которые участвуют в этом процессе, и они "держат" этот рынок, "держат" цены, поскольку регулятора цен на самом деле нет. Исходя из этого, в рамках работы над законом о дачной амнистии было принято и законодательно закреплено решение о том, что, что субъекты РФ могут ограничить "потолок" цен на землеустроительные работы. Примерно 7 субъектов РФ такое законодательное решение приняли и ограничили "сверху" работы по межеванию.
Какой от этого эффект? Почти год уже прошел с этого момента. Я могу сказать, что на самом деле большого эффекта достичь не удалось. Главная причина, как мне представляется, заключается в том, что при расчете "потолка" цены по межеванию не были приняты во внимание те все расходы, которые несут землеустроители. Подошли к этому вопросу формально. И поэтому, если руководствоваться этими ценами напрямую, то получается, что землеустроители должны работать себе в убыток. Исходя из этого, бизнес-сообщество постаралось найти пути компенсации этих потерь. И как мы знаем, практически повсеместно граждан заставляют помимо подписания договора о межевании, подписывать еще ряд других соглашений, типа оплаты консультационных услуг, оказания иной помощи и т.д., что позволяет компенсировать те затраты, которые не были калькулированы при формировании закона. С этой точки зрения мы считаем, что напрямую устанавливать цены было бы, наверное, сложно, а вот вернуться к вопросам затрат времени, для проведения тех или иных операций, было бы правильно. Имея норматив по калькулированию затрат времени и зная выработку специалиста, можно совершенно спокойно выходить на стоимость работ. Вот такую работу по поручению Правительства РФ мы сейчас и делаем. Мы подготовили первый вариант таких нормативов, разослали их в три крупнейших саморегулируемых организации, которые объединили лиц, занимающихся не только межеванием, но и, в частности, инвентаризации объектов капитального строительства. Получили от них замечания. Сегодня мне на стол утром уже положили как бы окончательную версию, я ее пока не смотрел. Думаю, еще раз направим саморегулируемые организации, получим от них одобрение и будем решением правительства рекомендовать использовать эти расчеты времени как типовые для формирования государственного заказа. Я думаю, будет вестись дополнительная работа с саморегулируемыми организациями, чтобы они контролировали своих членов и те занимались межеванием, инвентаризацией объектов капитального строительства уже цивилизованными методами. Тогда я думаю, что некий порядок мы сумеем навести.

Ведущая: Переходим к следующему блоку вопросов, который касается государственного кадастрового учета объектов недвижимости. "Добрый день, Виктор Степанович! На сегодняшний день развитие государственного кадастрового учета объектов недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации в определенной степени зависит от экономического состояния региона и, как следствие, кадастровые информационные системы регионов будут развиваться разными темпами и иметь различия по техническим возможностям. Какие меры для решения этих проблем содержит новый федеральный закон?"

Кислов В.С.: Новый федеральный закон, прежде всего, описывает саму процедуру ведения государственного кадастра недвижимости, учета объектов недвижимости и так называемую кадастровую деятельность (то есть деятельность тех людей, которые готовят информацию для кадастрового учета). Сама процедура кадастрового учета - это техническая процедура, которая выполняется федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями на такой учет, и его территориальными подразделениями. В данном случае, за этот учет отвечает наше агентство. С точки зрения неравномерного развития субъектов РФ, да, конечно, эта проблема существует. Есть Москва с огромным экономическим, финансовым потенциалом, и есть, например, субъекты РФ совсем маленькие в виде автономных округов, где, конечно, все гораздо сложнее. Но вместе с тем, я бы хотел отметить, что у нас есть федеральная программа, которая направлена на создание автоматизированной системы кадастрового учета и в ней планируется создание программно-технических комплексов и в целом запрограммировано создание самой системы, включая сбор информации, включая ее анализ, обучение кадров и т.д. То есть целый комплекс, который должен быть выполнен по каждому субъекту РФ. И в итоге должна появиться модель будущего кадастра недвижимости, которая сегодня уже внедрена в трех субъектах РФ - это Тверь, Самара и Кемерово.
Поэтому материальные вложения идут больше со стороны РФ, в соотношении примерно 4 к 1. И главные деньги, которые мы просим, чтобы нам дали субъекты РФ - это деньги на сбор пространственной информации. То есть на картографирование, потому что кадастр, без пространственной информации не "живет". И система здесь очень простая - это недвижимое имущество, которое на любом снимке из космоса или аэроснимке читается, его спрятать нельзя, если только внутрь, в землю спрячете, например трубу, но и она тепловизором читается, поскольку вы гоните по ней некую теплосреду, и можно проследить, где и что. Поэтому мы просим, чтобы субъекты РФ тоже участвовали в процессе и добавляли денег на то, чтобы сделать крупномасштабное картографирование, которое позволяет не только кадастру существовать, но и решать задачи местных властей. Например, осуществлять территориальное планирование, без которого сегодня невозможно заниматься управлением территорией, так как надо понимать что, где и когда должно появиться или что должно быть ликвидировано, как будет развиваться территория. Отсюда возникают и проблемы, связанные с дальнейшей жизнью недвижимости: будет ли земельный участок в рекреационной сфере, будет ли объект капитального строительства в виде завода, например, востребован в этой части, либо его надо выносить. Вот эти задачи взаимного проникновения, они и решаются, но соотношение 4 к 1. В этом году мы намереваемся завершить создание кадастровой системы в 9 субъектах РФ. А в середине 2009 года - в 38 субъектах РФ. Кадастровое картографирование будет выполнено, будет создана эта крупномасштабная карта. Я думаю, что в следующем году еще 20 субъектов РФ перейдут на новые технологии кадастрового учета. Вообще, стоит задача до 1 января 2012 года сдать государству работающую систему в целом по всем субъектам РФ.

Ведущая: Ксения Петровна из Москвы спрашивает: "Скажите, пожалуйста, какой срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет"?

Кислов В.С.: 20 дней.

Ведущая: Вопрос от Владимира Ивановича из Белгорода. На данный момент существует система реестров и кадастров недвижимого имущества. Существующие системы учета не связаны между собой и не позволяют получать обьективные сведения о недвижимом имуществе в Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, изменится ли система учета с новым Федеральном законом "О государственном кадастре недвижимости"?

Кислов В.С.: Безусловно, изменится, будет один реестр недвижимого имущества и одно окно в этой связи. То окно, куда люди должны будут приходить и сдавать документы для того, чтобы поставить на учет объект либо написать заявление о том, что нужно предоставить справку по этому поводу. Это будет одно окно, сегодня их несколько. Да есть реестр земель, есть архивы органов технической инвентаризации, известный БТИ. У нас в стране работает 2300 примерно офисов, в которых ведется кадастр сегодня. Таким образом, 179 организаций по России имеют аккредитацию, т. е. имеют возможность работать по объектам капитального строительства, т. е. учитывая их, и осуществляя технический учет, который сегодня еще действует. Это действие технического учета, в законе предусмотрен, что в течение 2 лет есть переходный период, в течение которого мы должны из этой раздробленной части всех перевести в единую базу данных. Единая база данных в целом по России, она представляет собой распределенную базу данных, ядро будет находиться в каждом субъекте РФ и в целом это будет единая система России.

Ведущая: Мы переходим к следующему блоку вопросов, касающихся статуса и деятельности кадастровых инженеров. Первый вопрос. Новый закон предполагает появление кадастровых инженеров. А откуда они возьмутся сразу в таком количестве? Кто будет заниматься подготовкой таких квалифицированных специалистов и сколько на это может уйти времени? И кто их будет контролировать? - спрашивает Инна Витальевна из Пскова.

Кислов В.С.: "Откуда берутся кадастровые инженеры?" - вопрос очень интересный задан. Я думаю, что никаких революций здесь не будет. Кадастровый инженер - это квалификация, если вы обратили внимание, тот, кто читал закон, - это не специальность, это не какое-то придуманное новое ведение - это квалификация. Т.е. человек, который хочет быть кадастровым инженером должен отвечать небольшим всего критериям, они установлены в законе: иметь среднее техническое образование в определенных направлениях, или иметь высшее образование, о чем в законе написано, что любое высшее образование, там не конкретизировано какое, поэтому можно любое высшее образование иметь для того, чтобы попытаться стать кадастровым инженером. Теперь, кто становится кадастровым инженером по закону? По закону становится лицо, которое имеет начальные стартовые условия. Выполнено, и дальше лицо, которое сдало квалификационный экзамен. Насчет квалификационного экзамена: идея-то, она очень простая. Она заключается в том, чтобы добиться, чтобы люди, которые выходят на работу на этот рынок могли адекватно работать на этом рынке. Поэтому экзамен должен строиться и будет строиться сегодня не по принципу вузовского экзамена, когда комиссия принимает с голоса ответы человека, анализирует и т.д. Это невозможно в целом по России, потому что, я уже говорил, что работает примерно 60 тысяч у нас человек в межевании, примерно 30-35 тысяч работает на инвентаризации объектов капитального строительства. Т.е. 100 тысяч человек. Конечно, не каждый из них будет кадастровым инженером, если брать опыт зарубежных стран, то у одного кадастрового инженера, приблизительно 10 человек, помощников. Исходя из этого, нам нужно порядка 10 тысяч кадастровых инженеров. Понятно, что если мы создадим экзаменационную комиссию в таком замечательном заведении, как МГУ, то 10 тысяч пропустить через экзамен, да еще с голоса - это невозможно. Поэтому решение было принято следующее: будут подготовлены. Собственно, что значит: будут? Уже готовы экзаменационные билеты для проведения экзамена таким программированным способом. Пример очень простой, как экзамены в ГАИ. Вы получаете билет, на каждый вопрос есть несколько ответов, и вы должны поставить галочку против того ответа, который вы считаете правильным. Естественно, мы думали над тем, каким образом все-таки сделать так, чтобы экзамен был не профанацией, а реальным действом. Поэтому было принято решение, что экзаменационных комиссий будет столько, сколько субъектов РФ. Т.е. в каждом субъекте администрация должна создать такую комиссию - это первое. В комиссию должны войти представители власти, представители органа кадастрового учета и представители саморегулируемых организаций. А сам экзамен проходить в автоматизированном режиме. Таким образом. испытуемый, кандидат должен получить место, на этом месте должен стоять компьютер, ему должны дать два часа времени и возможность ответить по нашим сегодняшним подсчетам на 80 вопросов. Два часа, 80 вопросов, чуть больше минуты на обдумывания. И этот человек должен ответить, получить положительные результаты на 90% вопросов. Теперь, что такое вопросы? Вопросы - это не на знание вузовской, еще какой-то программы, это вопросы на знание нормативных актов, действующих в данной сфере. Т.е. когда вы начинаете заниматься недвижимостью, определяете параметры этой недвижимости, а дальше на эту недвижимость на основе ваших работ регистрируется право. И это право должно быть гарантированным государством, наверное, все-таки требование к качеству ваших знаний в данной сфере законодательства должно быть достаточно высокое. Поэтому 2 тысячи вопросов подготовлены, они разбиты примерно на полтора десятка тем. Формироваться билет будет случайным образом. Т.е. не будет списка билетов, в которых есть вопросы: вот так структурированные и т.д. Поэтому испытуемый будет получать такой вопросник, в котором будет 80 вопросов, на каждый из них от 3 до 5-6 ответов, и он должен будет в течение 2 часов ответить на предъявленные вопросы. Тогда функции комиссии сводятся к простой вещи: они должны убедиться, что на экзамен пришел тот человек, которого допустили - это раз. Второе: они должны убедиться в том, что этот человек имел возможность в течение двух часов отвечать на вопросы, которые ему были предъявлены. И третье, они должны подписать протокол, который получается автоматом из этой технологии: о том, что данный человек ответил на столько-то вопросов правильно. Естественно, в законе, в том числе, в законе опосредованно, а в наших подзаконных актах подразумевается, что можно опротестовать решение комиссии в самой комиссии, в том числе, можно и через суд - не проблема. Но опротестовать можно конкретный ответ на конкретный вопрос. Конечно, если вам совсем ничего не дали ни ответить, ни посмотреть, и сразу выгнали, то, конечно, можно это опротестовать. Но я говорю на практике: когда человек не согласен с тем, что он на конкретный вопрос ответил неправильно. Комиссия может рассмотреть и внести соответствующие коррективы в итоговый протокол. Но итоговый протокол в этой связи не зачеркивают целиком, а исправляется ответ только на данный вопрос. Если вы перешагиваете 90%-ный рубеж, тогда считаете, что вы сдали. Если - нет, тогда - нет. Значит, повторяйте заново. Количество повторений не ограничено. А квалификационный аттестат, который выдается в этой связи, он пожизненный, и пересдавать его не надо. Чтобы не было процессов, связанных с недоверием той комиссии, которая, допустим, на Чукотке принимала экзамен у кадастрового инженера, а он приехал работать сюда в Москву, и поэтому мы вводим понятие: государственного реестра кадастровых инженеров. Вот вы сдали экзамен, получили аттестат, аттестат вступает в силу с момента внесения сведений в реестр. Реестр публичный, он должен висеть у нас на сайте. И с момента появления информации о данном кадастровом инженере на сайте считается, что его аттестат активен, чтобы каждый мог посмотреть, то ли лицо заключает с вами договор и имеет право подписи на документах, тот ли это кадастровый инженер. Поэтому, мы считаем, что в течение двух лет (переходный период) сообщество кадастровых инженеров постепенно будет создано. Закон допускает, что кадастровый инженер может функционировать, но ни одного кадастрового инженера в рамках буквы закона не существует сегодня. Поэтому сегодня работают все те организации, которые до 1 марта текущего года выполняли эти работы - это в соответствии с действующим законодательством. Мы их все признали кадастровыми инженерами. Это будет в течение двух лет. Через два года те организации, которые не сумели нанять к себе действительно кадастровых инженеров, либо организоваться по-новому, не будут иметь возможность работать на таком рынке. За два года сделать все возможно. Я не думаю, что вот те 80 экзаменационных комиссий, которые будут созданы, не выполнят свою работу. Конечно, выполнят, тем более что это постоянно действующая комиссия. Понятно, что есть процесс начальный создания вот этого сообщества. А есть текущий, когда естественная убыль кадров, как мы знаем, и, следовательно, нужно пополнять новыми, новое поколение захочет работать. Комиссия работать будет всегда. А исходя из этого, у нас таких опасений о том, что наступит время, когда некому будет бегать с рейками, с теодолитами, со спутниковыми системами - такого не будет.

Ведущая: Следующий вопрос пришел от Владимира Яковлевича из Москвы. В соответствии с новым законом кадастровые инженеры должны будут объединиться в саморегулируемые организации (СРО), которые имеют выборные органы и компенсационный фонд. Кто и как будет отвечать перед людьми за нанесение ущерба, вреда или неквалифицированной работы такой саморегулируемой организации? Кем и за счет каких средств будет формироваться компенсационные фонды таких организаций?

Кислов В.С.: Появление саморегулируемых организаций это новация РФ, во всем мире существуют профессиональные сообщества, в том числе и в сфере, о которой мы говорим. Если взять, допустим, европейские страны, там практически везде это есть, в Англии, Германии, во Франции и т. д. Есть сообщества, которые призваны в отсутствии прямого регулирования государством заниматься регулированием деятельности своих членов. В чем идея саморегулирования? Идея заключается в том, чтобы члены сообщества работали на благо заказчиков, выполняли законы профессиональной этики и помогали друг другу в случае, когда третьи лица, полагавшиеся на достоверность информации представленной кадастровым инженером, несут убытки. Бывает иногда, что работа кадастрового инженера стоит, допустим, 1000 долларов, ошибка может стоить миллионы, в связи с тем, что границы сделаны неправильно, собственник построил здание, а потом оказалось, что он построил не на том месте, залез на чужую землю. Возникает вопрос компенсации, и здесь есть проблема. Проблема, заключающаяся в том, что эта работа кадастрового инженера составная часть гарантии, государственных гарантий на собственность. И если с точки зрения учета и регистрации прав здесь относительно все просто, потому что учет регистрации прав осуществляют федеральные служащие или органы федеральной власти, то за ними стоит федеральный бюджет. И любая ошибка, если мы ее не можем компенсировать своим бюджетом, за нас компенсирует федеральный бюджет. А вот то, что касается кадастровых инженеров, здесь, к сожалению, сегодня такого компенсационного механизма нет. То есть чем может сегодня отвечать, допустим, тот же самый землемер или сотрудник БТИ? Например, землемер, создавший частное предприятие, и 10 тысяч уставного фонда минимум, и понятно, что никакими гарантиями мы здесь не располагаем. Поэтому задача была собраться в сообщество, и затем сообщество создает компенсационный фонд, т. е. фонд, который собирает со всех участников добровольно или принудительно скажем так, в соответствии с уставом, и не может быть использован ни на что другое, кроме покрытия убытков, которые могут возникнуть в этой связи. Причем не просто покрытия убытков, а покрытия убытков, которые возникли из-за непреднамеренных ошибок. Если ошибки преднамеренны, это Уголовный кодекс, там другая ответственность. Таким образом, непреднамеренные ошибки, которые возникают в результате всевозможных измерений, могут возникнуть, они могут быть покрыты вот этим фондом. Причем это делается и в других странах, в том числе следующим образом. Участник такой саморегулируемой организации, безусловно, страхует свое профессиональную деятельность, и если этой страховки не хватает для того, чтобы покрыть убытки, тогда он залезает в этот компенсационный фонд. В зависимости от того, как выстроен устав и порядок с этим компенсационным фондом, он может получить беспроцентную ссуду, а может просто получить подарок от своих коллег для того, чтобы компенсировать те расходы, которые возникли по его вине. Но это решает само сообщество. Для граждан важно, что в случае если возникает проблема с формированием объекта недвижимости, и этот объект недвижимости в какой-то мере при его формировании были совершены непреднамеренные ошибки, он всегда получит компенсацию достойную для того, чтобы покрыть убытки, которые в этом связи возникают. Поэтому мы надеемся, что такое регулирование, саморегулирование в значительной мере, скажем, сделает рынок инвентаризации и межевания более цивилизованным. Естественно, мы поддерживаем развитие таких саморегулируемых организаций. Я могу сказать, что наше агентство подписало два соглашения стратегических с двумя саморегулируемыми организациями. Одна из них Федеративный союз инвентаризаторов, которая объединяет практически все БТИ РФ, а вторая называется "Некоммерческое партнерство саморегулируемой организации деятельности кадастровых инженеров", недавно созданное и тоже активно развивающееся. Как нам представляется одна из самых перспективных в этой связи, которая действует на рынке. Поэтому мы поддерживаем это движение активнейшим образом и считаем, что это залог будущего успеха кадастровых регистрационных систем.

Ведущая: Следующий вопрос пришел от Александра Александровича из Московской области. Если за 15 лет на рынке так и не возникла конкуренция, что изменится с приходом кадастровых инженеров? Сейчас в регионах работают "назначенные властью" землеустроительные компании. Остальных просто не пускают. Где гарантия, что потом не возникнут такие же СРО? Может, надо подойти к проблеме с другого конца: вести на этом рынке услуг мониторинг цен и разбираться с теми, кто их "держит" такими высокими?

Кислов В.С.: Скажем по поводу назначенных организаций, никто никого не назначал. Я вам могу сказать, что если говорить об органах технической инвентаризации, то это БТИ, которые были созданы уже 78 лет, по-моему, созданы были еще давно, и до сих пор работают на рынке достаточно успешно. Что касается землестроительных организаций, т.е. межевых организаций, то здесь основная часть работников это бывшие работники государственных институтов, Гипроземов так называемых, которые из государственных превратились в частные предприятия. Это специалисты, которые закончили Университет по землеустройству, филиалы его в целом по России, Университет геодезии и картографии, это специалисты близких областей, которые учились, так или иначе, в техникумах и в высших заведениях. Рынок огромный на самом деле этих работ и мы не одну организацию такую не создали, я имею в виду государственный орган, ни одна организация нами не была создана. Это абсолютно частное дело. Как только было принято решение, что институты, Гипроземы наши подлежат приватизации, все государственное влияние на этот сегмент рынка было закончено. К сожалению, государство не создало и действенных механизмов управления, потому что рынок это не базар, его тоже надо регулировать определенным образом. Но жизнь идет так, как она идет. Поэтому я уже упомянул о том, что в этой сфере существует некая корпоративная такая согласованность на местном уровне, это не федеральное влияние. Мы, поддерживая саморегулирование, пытаемся эту тенденцию поломать, в том числе, выпуская эти нормативы времени, которые будут все-таки побуждать к тому, чтобы количество специалистов, действующих в этой сфере, росло. И кадастровые инженеры - это тоже самое. Посмотрите кадастровый инженер это физическое лицо, а не юридическое лицо. Персонально это лицо и будет подписывать документы. Да, он может работать как индивидуальный предприниматель, а может работать по найму у юридического лица, но только он персонально отвечает за этот конечный итог работы. Поэтому мы ожидаем, что будет увеличение числа людей, которые работают на этом рынке. Монополия, которая сложилась, мы стараемся преодолеть, преодолеть это непросто, вы сами понимаете, сложившийся рынок ломать достаточно тяжело. Но мы будем создавать условия, которые позволяют осуществлять здоровую конкуренцию на рынке, в том числе, и отслеживая сегодня деятельность конкретного кадастрового инженера. Потому что мы можем ходатайствовать перед комиссией в случае, если кадастровый инженер работает неквалифицированно, об отзыве аккредитации в данном случае. Кстати говоря, сам бланк аккредитационный в удостоверении, он содержит печать кадастрового инженера, печать именная, и будет содержать фотографию. Мы считаем, что на данный момент, в начальный момент это важно. Конечно, мы все стареем, и через 20 лет меня не узнаешь, какой я был в молодости, но вместе с тем на начальном этапе это очень важно, чтобы было понятно, с кем вы работаете, тот ли к вам человек пришел. Поэтому, что касается мониторинга цен, я могу сказать, что мы их мониторим ежедневно, ежемесячно, зная, какие цены складываются в каком регионе, в каком районе, разброс этих цен по ряду основных параметров. Поэтому и временные наши прикидки, затраты времени, единые нормы времени, они как раз и родились, потому что при видимой одинаковости работы разных регионов, стоимость может различаться в разы. То есть меня, например, не устраивает, когда тот же самый профессионал встречает клиентов по одежке, например, я приехал на хорошей машине, значит, я буду платить дороже, совершенно очевидно, рынок есть рынок, встречают таким образом. А если я пришел в телогрейке, со мной вообще разговаривать не будут, поскольку с меня ничего не возьмешь.

Ведущая: Блок вопросов, касающихся кадровой политики в сфере государственного кадастра недвижимости. Ирина Владимировна из Московской области спрашивает: Как обстоят дела по повышению профессионализма ваших сотрудников, их управленческой квалификации и культуры? Проводятся ли в этом направлении какие-либо мероприятия?

Кислов В.С.: Если вы помните, есть крылатая фраза одного из наших предыдущих вождей: "Кадры решают все". Это правильная мысль. И одна из основных наших задач на сегодняшний момент. В нашем агентстве работает более 40 тысяч человек. Многие из них молодые и достаточно неопытные сотрудники. И поэтому вопрос повышения квалификации кадров, обучение их в соответствии с требованиями нового закона, безусловно, задача номер один. Что мы в этой связи делаем? Конечно, у нас есть программы обучения; конечно, есть учебные курсы; конечно, есть курсы, которые можно изучать дистанционно - все это есть. Мы ежегодно проводим обучение примерно 30% нашего состава. И задача заключается в том, чтобы раз в два - три года такое повышение квалификации проходил каждый. Поскольку законодательство меняется, меняются и технологии. Какие есть проблемы? Проблемы финансовые, безусловно. Потому что некоторое время назад мы называли своих сотрудников "членами Комитета бедноты", поскольку зарплаты были очень низкими. Поэтому, поработав у нас год, набравшись ума, народ спокойно передвигался либо в коммерцию, к тем же землемерам, либо во власть, и начинал с нами воевать нашим же оружием. Сейчас несколько ситуация выправляется, правда, еще не совсем, но вместе с тем такая проблема действительно существует. Поэтому подготовка кадров для нас - это постоянно действующий процесс, который требует, чтобы мы действительно обучили своих людей, и знания их должны быть выше, знаний тех, кто дает эту информацию, кто приносит исходную информацию к нам. Но надо понять, что это достаточно продолжительный процесс, поэтому потребуется, по крайней мере, 2-3 года. И мы каждый раз должны обучать больше, чем их ушло. Есть здесь проблема. Я думаю, что в связи с применением новых технологий, централизованного кадастрового учета интереса будет больше к тому, чтобы работать у нас.

Ведущая: Павел Владимирович из Москвы спрашивает. Есть ли какие-нибудь механизмы обеспечения ответственности БТИ за качество инвентаризационных работ, и за достоверность предоставляемых ими сведений, т.к. отсутствие целесообразности инвентаризации при совершении каждой сделки создают почву для коррупции?

Кислов В.С.: Мы как раз боролись за то, чтобы каждый раз не инвентаризировать объект. Понимаете? Есть определенный нонсенс. Например, есть квартира, я зарегистрировал на нее право, в реестре прав - все есть, в кадастре - все есть. Дальше, я продаю эту квартиру. Почему ее надо еще раз инвентаризировать? Я этого не понимаю. Проще возложить это право, если хотите, на того, кто покупает. Если мне нужно, если я вижу, что стенка стоит не там где надо, квартира меньшей площади и т. д., я нанимаю людей, пусть они обмерят. Будем тогда разбираться с хозяином. Т.е. бремя ответственности несет собственник, и тот, кто хочет эту собственность приобрести. Почему государство в это должно вмешиваться? Государство зарегистрировало право, и если объект идет в гражданский оборот, то он ровным счетом идет такой, право на который зарегистрировано. Вот и все. Какие тут злоупотребления? Если человек в течение жизни в этом объекте что-то перестроил самостоятельно, то это не система регистрации права должна реагировать, а органы, которые наблюдают за тем, чтобы не было перестройки внутри несанкционированной. Тогда и ответственность другая совсем. Или, например, на рынке, когда вы покупаете земельный участок, и видите, что граница не соответствует документации. Если вы купили и вступили в права владения, тогда проблемы с вами. Вы будете отвечать за то, что что-то переделано, перестроено, захвачено и т.д. Вот с этой точки зрения я думаю, что правильное решение было написано в законе о регистрации прав. Мы даем вам сведения, что в кадастре государство зарегистрировало вас именно так, права зарегистрированы именно такие. Если вас это устраивает, покупайте. Не устраивает, проверяйте, разбирайтесь с собственником. Зачем государство должно в это вмешиваться? Поэтому здесь никаких коррупционных эффектов я не вижу. Все предельно просто.

Ведущая: Как, по Вашему мнению, не повлечет ли ситуация, когда обмер зданий и сооружений в соответствии с законодательством будут по-прежнему осуществлять БТИ, то, что рынок кадастрового учета недвижимости будет по-прежнему контролироваться БТИ и Губами, и ни о какой демонополизации рынка говорить не придется? Какие будут предприняты меры для недопущения такой ситуации?

Кислов В.С.: Несколько слов об истории. Почему БТИ сегодня исключительно работают на этой почве? Потому что нет другой организации, которая бы имела архивы бюро технической инвентаризации. А система учета в этих органах выстроена децентрализовано. Если вы не обладаете этим архивом, то вы не можете на самом деле функционировать. Поэтому было принято решение о том, что до момента создания единых баз данных по объектам недвижимости, такая ситуация будет развиваться так, как она развивалась и до сих пор. Как только мы переходим на централизованные методы ведения базы данных, этот рынок открывается. То есть меняется технология аккредитации органов технической инвентаризации, рынок открыт, любой кадастровый инженер с этого момента может работать на этом рынке и ничего не надо, кроме этого свидетельства, которое позволяет ему работать кадастровым инженером. Вот мы три субъекта РФ сделали, значит, я думаю, что мы этот рынок к концу года откроем, т. е. там могут работать любые лица. Будет ли БТИ монополистом там или нет? Я думаю, что нет, в определенной мере. Да, у них есть преференции, есть помещение, есть, как мы говорим, прикормленное место, все знают, что такое БТИ. И новому участнику рынка, конечно, будет достаточно сложно в этом рынке побороться, но это и определенный стимул. Снижайте расценки, обхаживайте клиента более ласково, работайте с ним, и вы получите больше работы. Эта задача рыночная, совершенно понятная. В этой связи будет также по всей России. Причем в законе написано, что правительство устанавливает порядок перехода от действующей системы к новой. Не разом, взмахнули флажком, и все в 2012 г. начали кадастр вести по-новому, он идет постепенно, потому что Россия огромная страна и разовый переход невозможен в принципе.

Ведущая: Следующий вопрос поступил от Марины Геннадьевны из Самары, которая интересуется, можно ли будет получать сведения из кадастра недвижимости, используя сеть Интернет, и как практически это будет осуществляться?

Кислов В.С.: Получать данные сведения по сети интернет будет возможно. Никаких проблем в связи с этим нет. Проблема организационная. В качестве примера приведу Компанию Гарант, где в настоящее время и проводится данное интернет-интервью. Во-первых, для того, чтобы мы могли с вами общаться по интернету, необходимо иметь определенные вычислительные мощности, персонал, который это поддержит. Причем, в России 9 часовых поясов, в связи с чем, необходимо работать круглые сутки. А некоторые люди любят работать по ночам, когда сети свободны. Это все должно функционировать. Во-вторых, информация, в отличие от алфавитно-цифровой, содержит картографическую составляющую. А здесь уже совершенно другие объемы для обработки, и иные технологии. Примером хорошего качества обработки я считаю то, что делает "Гугл": когда вы работаете с картой, имеется замечательный алгоритм работы, который позволяет очень быстро ее загружать. Кадастровая карта имеет те же самые проблемы быстрой загрузки. Мы сейчас разработали такой механизм, который позволяет нам быстро загружать картографическую основу. Но, в отличие от "Гугла", у нас возникают проблемы. "Гугл" работает с картографической информацией, вернее, с информацией космической, и она открыта. А мы работаем с крупномасштабной информацией, которая составляется в местных системах координат, поскольку система координат в целом на Россию является существенно ограниченной. Это также является проблемой, потому что доступ к данной информации ограничивается целым рядом положений. Поэтому первый шаг, который мы сделали, открыли доступ через интернет к нашим базам данных, которые позволяют получать определенную информацию. При этом в указанных базах отсутствует персональная информация, в которой содержатся сведения о владельцах недвижимости, непосредственно о самой недвижимости и т.д. Хотя в странах Европейского союза это абсолютно легитимный запрос. Мы пока до этого еще не дошли. В России Закон о регистрации прав, федеральные законы "О государственном земельном кадастре" и "О государственном кадастре недвижимости" запрещают это делать. То есть персональный запрос, запрос по конкретному объекту может быть отработан. Мы стремимся к этому, однако, сразу сделать это не получится в связи с тем, что необходимо понятие электронного документа. Если вы хотите получить легитимную справку, следует воспользоваться данной технологией: электронная цифровая подпись и понятием "электронный документ". Мы еще к этому не готовы. Я думаю, что через несколько лет это будет сделано. Первый шаг мы уже сделали. В наших нормативных документах заложена возможность обращения к нам, прежде всего, кадастровых инженеров посредством использования механизмов электронно-цифровой подписи. Это позволяет существенно сократить документооборот, осуществление проверки, прежде всего, информации, а потом формирование базы данных. В двух субъектах РФ в середине лета нами будет запланирован эксперимент, благодаря которому к концу года появится возможность получить документы, позволяющие трансформировать, распространять это в целом на Россию. Отсюда следует, что получение справок и выписок из кадастра стала проще, чем та, которая была при ведении государственного земельного кадастра: с заявлением о кадастровом учете может обратиться любое лицо, ему не надо представлять никаких доказательств того, что он может это делать. А нам нужно вот что от вас? Межевое дело, или технический план. И мы будем работать с этим документом. На выходе выдадим вам заключение, что мы учли, и тогда вам выдадут кадастровый паспорт, либо отказали, либо приостановили. А дальше, что касается регистрации прав, с этим будут разбираться наши коллеги в системе регистрации. Там профессиональные юристы, там свои технологии, и в этой связи может быть принято решение, что вы не обладаете правами на этот объект.

Ведущая: Кто может воспользоваться информацией, хранящейся в кадастровой службе, без ведома собственника, имеющего кадастровый номер?

Кислов В.С.: Информацию из кадастра может получить любое лицо без ограничений, за исключением информации, которая составляет личную тайну. Поэтому запрос о том, какие параметры имеет конкретный объект недвижимости, мы даем всем. Параметры, связанные с тем, кто владеет, мы не даем - эти сведения легитимны в реестре прав, и обращаться надо туда. У нас эти сведения есть, но они выдаются кадастровым инженерам при производстве ими кадастровых работ. Это необходимо для того, чтобы они понимали с кем нужно согласовывать границы, с кем беседовать, с кем решать споры и т. д. Всем остальным гражданам - только номер, адрес и сопутствующая информация: категория, из чего построено, где стоит и схема или карта, показывающая, где расположен объект относительно других объектов и т.д.

Ведущая: Заключительный вопрос нашего интернет-мероприятия: "Несмотря на дачную амнистию, проблем с оформлением участков не уменьшается. Не проведено межевание, не налажен кадастровый учет. Из-за очередей в госучреждениях многие обращаются к риелторам. А у них оформление стоит в 2-3 раза дороже. Какие действия предпринимаются со стороны Роснедвижимости в решении проблем межевания и кадастрового учета? Наталья Александровна из Ярославля.

Кислов В.С.: Что сказать Наталье Александровне? Проблема есть, и она многоплановая. Давайте начнем с межевания. Вообще говоря, закон, сегодня законодательство позволяет нам без проведения межевания регистрировать право на такой земельный участок. То есть препятствий к регистрации права и гражданскому обороту участка без установленных границ сегодня нет - так постановил закон. Еще раз объясню почему. Мы до начала текущего года говорили, что граница - это святое, это дорога в будущее, не оставляйте решение вопросов с границами будущим поколениям. И нас стали за это дело серьезно ругать. И тогда было принято решение: пусть гражданин сам отвечает за свои границы. Был разрешен гражданский оборот объекта, границы которого не установлены. Что за этим следует? Да это практически перенос ответственности на плечи того, кто владеет недвижимостью. По квартирам тоже самое: есть земельный участок, границы не установлены, право зарегистрировано. Начинаете продавать. Приходит инвестор и говорит: "Границы есть?". "Нет". И надо десять раз подумать, прежде чем вложить деньги в объект, который не описан, то есть его положение пространственное не понятно. Конечно, существуют, наверное, люди, которым все равно: надо, хочу, могу. Но подавляющее большинство, безусловно, сначала подумают. Потому что проблем пограничных возникает огромное количество, из-за единиц сантиметров люди не только ссорятся на всю жизнь, но и более серьезные эксцессы идут. Хотя на самом деле можно было бы договориться о том, каким образом проходит граница. И самое главное, ее закрепить. Закрепить надо таким образом, чтобы она была однозначно понимаема. Вот к этому собственно и идет межевание. Оно позволяет однозначно понимать вашу границу. А так можно, конечно, с соседом у нас никаких споров нет, даже заборчика нет, мы живем душа в душу. А потом сосед уходит в мир иной, приходит другой человек и начинает пересматривать вашу "душа в душу". "А где это граница? А почему это тут межа такая? А вот ваши деревья на мою сторону залезли?" И начинается конфликт за конфликтом. И, к сожалению, они очень тяжелы, особенно между родственниками. Поэтому мы говорим о том, что вы можете зарегистрировать право на земельный участок, границы которого не определены, но только вы откладываете эту проблему для будущих поколений. То есть ваши дети или правнуки, внуки будут разбираться с тем, чего вы не доделали сегодня. На мой взгляд, лучше сегодня, когда есть согласие договориться о том, как будет проходить граница с тем соседом, с которым вы живет рядом. А если сосед не согласен, существует определенный механизм. Механизм, который говорит о том, что, когда вы согласуете границы с соседом, он должен выставлять мотивированные возражения. Не возражения, типа, "ты мне не нравишься, и я не подпишу", а возражения, основанные на реальной практике. Вы ущемили его права, вы залезли на его территорию, вы нарушили законодательство и т.д. Вот это все является основанием для того, чтобы не согласовать границу. А то, что, извините, у меня дерево растет на моей территории, оно отбрасываете тень на ваши грядки - это не причина для того, чтобы не согласовать границу. Закон позволяет нам учитывать вот эти разногласия и принимать решения: прав протестующий, либо не прав; принимаем мы его замечания, либо не принимаем. Если принимаем, тогда согласительная процедура. Если не согласны, тогда через суд. А если не принимаем возражения как существенные, тогда мы регистрируем в кадастре так, как есть, в дело закладываем его возражения, если они есть в письменном виде. И пусть себе участок продолжает жить. Тогда проблема человека, который не согласовал. Не согласен, может через суд опротестовывать и т.д. Вот я бы считал, что все-таки с точки зрения дачной амнистии препятствий для регистрации в кадастре нет. Сегодня много сделано для того, чтобы упростить процедуру. Более того, если внимательно посмотреть наши законы, они позволяют членам садовых, огородных объединений формировать свои земельные участки самостоятельно без приглашения кадастровых инженеров, закон это позволяет делать. Для этого нам единственное, что мы хотели бы, чтобы были согласованы границы с соседями по соседним участкам. Будет согласовано, никаких проблем нет. Я здесь могу привести определенный опыт, знаете, когда пошла волна такая дачников, надо зарегистрировать, надо сделать быстро и т.д. Мы провели два эксперимента: один в Ленинградской области, один здесь под Москвой в Мытищинском районе. Выбрали объединение, провели беседу с руководителями этих дачных объединений, сказали, что мы приедем к вам в такой-то день, и все, кто хочет учесть в кадастре, должны принести с собой документы, которые в соответствии с законом земельным тогда еще кадастровом необходимы. Мы договорились с нашими землемерами, что они нам помогут померить и т.д. Мы договорились с местными властями, это был, по-моему, июль месяц, самый разгар дачного сезона. Вот договорились, приехали. И что вы думаете? Берем, допустим, Подмосковье. 400 с лишним дворов, из которых половина была уже в кадастре. Понятно, что оставалось примерно 200 с лишним, которые были потенциальными нашими клиентами. Так вот из этих 200-т только 40 с небольшим изъявили желание. Возникает вопрос, а куда мы спешим? У человека нет такого жгучего желания прямо завтра всех зарегистрировать. Ведь никто же дачные участки ни у кого не отбирает. Просто были сделаны попытки этот процесс отрегулировать таким образом, чтобы то многообразие исходных документов, которые принимаются за правоустанавливающие, было действительно принято как правоустанавливающее. С точки зрения кадастра, я уже сказал, что кадастр сидит на границах, если вы границы не устанавливаете, то что это за объект, который идет в гражданский оборот. И то, это тоже было снято. Можно регистрировать без границ. И что? Ничего особенного не происходит. Есть проблема в наших территориальных органах, которые затягивают процедуры, связанные с кадастровым учетом. Это есть. Московская область у нас активно этим занимается. Но новый закон позволил существенно упростить процедуру приема. Я думаю в течение ближайшего месяца никаких очередей в Московской области быть не должно. Быть не должно, потому что там есть надуманные просто вещи. Мы анализировали это. Прием должен быть вообще исключительно простым. Вот если посмотреть наше нынешнее заявление о кадастровом учете, там писать-то практически кроме автографа и своей фамилии, там ничего не надо, галочки поставить и все, и отдайте. Теперь, на приеме документы анализировать никто не должен. Т.е. сидящий человек за столом должен у вас принять заявление, пересчитать все те документы, которые вы ему сдали, написать расписку, она стандартная, и отправить вас с миром, потому что в этом году мы даже денег не берем ни за учет, ни за предоставление сведений. Вот так получилось. Кадастровую пошлину назначили, забыли только размер указать. Поэтому бесплатно. Поэтому нечего с ним разбираться, с гражданином. Он пришел, 5 минут - и "До свидания". Какие очереди? Не должно быть в принципе вообще никаких. Я понимаю, что есть инертность мышления у наших. Я о своих любимых сотрудниках говорю. "Как же так, мы сидели, доказывали всем, что документ не так составлен, "иди переписывай" и т.д. А сейчас ничего не надо. Оформлять и рассматривать документы должны другие люди - это первое. Второе: мы не берем правоустанавливающие документы. Вообще не надо сегодня. Т.е. не надо нам доказывать, что я - правообладатель, что я по наследству получил и т.д. Заявление и - все, что необходимо с точки зрения межевого плана, или приложения к этому делу. И все, и нечего разговаривать с человеком. Но через 20 дней мы обязаны выдать ему документ. Причем если посмотреть последний закон, а это внесение поправок в иные законы, связанные с реализацией закона о кадастре. Там ведь есть поправки в закон об административных правонарушениях, может быть, не все дочитали. Мы вправе налагать на людей штрафы, которые неправильно и не вовремя внесли информацию в кадастр, а также на тех людей, которые неправильно работают с клиентами и т.д. Это наша персональная ответственность. И штрафы достигают 2000 рублей за каждый такой случай. Учитывая нашу низкую зарплату, это очень серьезно. Нам требуется определенный переходный организационный период, который мы должны пройти. В связи с тем, что наш орган был передан Министерству юстиции, процедура перехода к новому кадастру потребовала более длительного времени, заняла практически квартал. В настоящее время мы выходим на некие приемлемые процедуры по ведению. Необходимо обучить около 40 тысяч человек. Нами был проведен целый ряд селекторных технических совещаний, написана масса инструктивных писем, расшифровывающих как действовать дальше, на нашем сайте открыты специальные вопросники: есть закрытые части - для наших сотрудников, есть для всех остальных. Мы получили массу вопросов, на которые отвечали для того, чтобы прояснить, как нужно работать в данных условиях, как трактовать закон, потому что закон получился на самом деле сложный, и его не возможно сразу же реализовать. Данный Закон необходимо внимательно читать и сопоставлять с тем документами, которые были приняты раньше. Анализируя нашу жалобную книгу на сайте, а на сайте мы получаем жалобы от граждан на действия наших территориальных органов, я могу сказать, что за последний месяц количество жалоб уменьшилось. Это очень отрадно для меня. Безусловно, мы рассматриваем все жалобы, но отвечаем только на те, которые подписаны. То есть, если есть обратный адрес, координаты, я ежедневно подписываю полтора десятка писем с ответами на вот такие вопросы. То, что касается материалов без подписи, они анализируются в целом по отношению к конкретному субъекту, или конкретному нашему территориальному органу. У нас имеется своя контрольная служба, служба внутренней безопасности - команда специалистов, которая занимается выяснением того, что происходит на самом деле. С этой точки зрения я бы хотел призвать сообщество к тому, чтобы с нами активнее работали. Если вы видите, что есть проблемы; видите злоупотребления, не надо их держать в себе, отправляйте нам информацию, мы будем разбираться. Мы наказываем людей, увольняем, есть уголовные преследования в определенной мере. И только совместными усилиями можно добиться того, чтобы кадастровый учет был цивилизованным. Поэтому я предлагаю всем активно с нами работать, подписывайтесь, чтобы было кому направлять ответ.

Ведущая: Спасибо, Виктор Степанович! Разрешите Вас поблагодарить за столь развернутые ответы на вопросы пользователей. Спасибо, что нашли время и пришли к нам!

http://www.garant.ru/cooperation/gov/interview/19052008.htm
19.05.2008

Док. 492240
Перв. публик.: 19.05.08
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 81

  • Кислов Виктор Степанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``