В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АНАНЕНКОВ: ПРОТЕКЦИОНИЗМ БЕЗ ПОБЛАЖЕК Назад
АНАНЕНКОВ: ПРОТЕКЦИОНИЗМ БЕЗ ПОБЛАЖЕК
В марте 2004 года делегация руководителей и экспертов ОАО "Газпром" во главе с Александром Ананенковым посетила группу Пермских предприятий. "Газпром" на протяжении уже многих лет поддерживает российских производителей оборудования и развивает сотрудничество с большой группой машиностроительных предприятий. Все совместные программы объединяет одна главная задача - повышение качества российского оборудования, которое далеко не по всем параметрам отвечает требованиям газовиков.

Серьезным стимулом для отечественных производителей должно стать намерение "Газпрома", начиная с 2007 года, покупать 100% оборудования и услуг на основе открытых конкурсных торгов. Об этом в интервью заместителю главного редактора "Нефтегазовой Вертикали" Михаилу Игнатьеву рассказал Александр АНАНЕНКОВ, заместитель председателя Правления ОАО "Газпром", доктор экономических наук.

- Александр Георгиевич, какие задачи "Газпром" ставит перед российскими производителями оборудования?

- Выражая готовность к сотрудничеству, мы жестко требуем от машиностроителей улучшения качественных характеристик отечественной продукции - до конкурентоспособного уровня с западными аналогами. При этом ценовые преимущества российского оборудования сомнений вызывать не должны. Ведь сырьевая база российской высокотехнологичной продукции существенно дешевле, чем у зарубежных производителей. Отечественные предприятия просто обязаны использовать этот козырь.

Но для этого им необходимо самоорганизоваться и наладить высокотехнологичное производство. Если они продолжат потреблять энергоресурсы с тем же удельным весом в валовом внутреннем продукте, с которым потребляют сейчас, то к 2020 году будет необходимо в три раза увеличить объем производства энергоресурсов, поставляемых на внутренний рынок. Но это абсурд. И именно поэтому Энергетическая стратегия России ставит во главу угла структурную перестройку всей экономики страны, базирующейся, в основном, на производстве высокотехнологичного наукоемкого товара.

- Как строится работа "Газпрома" с отечественными машиностроителями?


- Мы проводим конкретную работу с заводами Перми, Санкт-Петербурга, Рыбинска, производящими газоперекачивающие агрегаты (ГПА) и высокотехнологичную продукцию, ранее применяемую в основном в оборонных отраслях. Мы знаем, что эти заводы обладают уникальными технологиями, уникальными конструкторско-технологическими кадрами. И мы надеемся, что они будут эффективно использовать имеющиеся у них возможности.

Реализация программ, которые мы разрабатывали, например, с Алексинским заводом, привела к тому, что качество выпускаемой предприятием запорно-регулирующей арматуры уже практически соответствует требованиям "Газпрома". По надежности это оборудование сегодня может конкурировать с иностранными образцами, и мы его широко применяем.

"Газпром" работал с Воронежским механическим заводом по организации производства фонтанной арматуры. В результате воронежские оборонщики освоили производство высококлассной, отличной арматуры, которую мы широко применяем, отказавшись от закупок по импорту.

В прошлом году группа специалистов "Газпрома" и профильных институтов посетила более 30 заводов. Это те специалисты, которые формируют нормативную базу газовой промышленности и досконально знают все параметры технологического оборудования, удовлетворяющие критериям, нормативам и стандартам "Газпрома".
Машиностроителям была, прежде всего, поставлена задача перейти к производству ГПА с повышенным КПД, для того чтобы снизить внутреннее потребление газа в самой газовой отрасли. Над решением этой задачи сегодня работают машиностроители Перми, Рыбинска, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Самары. И мы уже начали получать оборудование, которое имеет КПД на 5-8% выше того, что сегодня применяется в "Газпроме". Эти существенные подвижки демонстрируют реальную отдачу от совместной работы газовиков и машиностроителей России.

Другой вопрос - мы говорим о том, что оборудование должно быть блочным и иметь максимально полную заводскую готовность. Это связано с тем, что "Газпром" работает в зонах промышленного освоения с очень жесткими природно-климатическими характеристиками. И конечно, в суровых условиях, скажем Ямала, мы не можем использовать то оборудование, которое сегодня применяется в "Газпроме".
Мы должны отработать и получить новое поколение ГПА, совершенно новое поколение трубной продукции. И наши трубные заводы также должны быть готовы к производству труб, рассчитанных на давление выше 100 атм. А сегодня среднее рабочее давление в магистральных газопроводах равно 75 атм.

- Насколько конструктивно машиностроители реагируют на критические замечания со стороны "Газпрома"?

- Машиностроители, как правило, адекватно реагируют на наши предложения, критику и на наш достаточно агрессивный подход к формированию качественных характеристик отечественного оборудования. Мы открыто говорим машиностроителям: хотим, чтобы в условиях острой конкуренции, жестких и повышающихся требований "Газпрома" вы научились производить конкурентоспособный товар. При этом "Газпром" готов оказывать содействие в том, чтобы российские товары проникали на западные рынки.

При реализации совместных проектов "Газпром", конечно, будет рекомендовать нашим иностранным партнерам применение российского высокотехнологичного оборудования. Но при одном условии - оно должно иметь высокие качественные характеристики.
Приведу в пример ОАО "Привод" из города Лысьва Пермской области. Предприятие сильно изменилось буквально в течение 1,5-2 последних лет. Выросла культура производства, отлажен выпуск очень качественной, комплектной продукции, минимизирована ее себестоимость.

К сожалению, многие заводы пока не достигли того уровня качества, который нам необходим. Так, к настоящему времени благодаря совместным усилиям удалось снять лишь 30% претензий, высказанных год назад пермским заводам. Остальные 70% недостатков нам обещают устранить в течение пяти лет. Нас это не устраивает. Надо решить все вопросы в течение 1-2 лет и выйти на те характеристики и стандарты, которые закладывает заказчик.

Если это неисполнимо, то надо иметь в виду, что по тем же самым программам работают самарские и рыбинские моторостроители, выпускающие аналогичную продукцию предприятия в Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, других городах. Думаю, мы смогли убедить моторостроителей-пермяков, что гражданская продукция, которую они производят для "Газпрома", должна иметь характеристики не ниже оборонной, а намного выше. Ведь продукция военно-технического назначения имеет очень ограниченный срок применения, а техника для "Газпрома" должна выдерживать длительный период эксплуатации - 30, 45, 110 тыс. часов наработки на отказ. Это совершенно другие характеристики продукции по долговечности.

- Как "Газпром" оценивает усилия российских трубников по освоению производства труб диаметром 1420 мм, которые в большом количестве пока приходится покупать за рубежом?

- "Газпром" ориентирован на покупку отечественного оборудования, в том числе трубной продукции. Поэтому мы поддерживаем усилия российских трубников по освоению производства трубы так называемого "русского размера" (1420 мм), который нигде в мире больше не применяется. В России пока единственный завод производит трубы такого диаметра - Волжский трубный завод. Сегодня продукция, которая поступает с ВТЗ, отвечает качественным характеристикам и стандартам, предъявляемым "Газпромом", на участках определенной категории.

Считаю, что большие перспективы имеет Объединенная Металлургическая Компания (ОМК), которая модернизирует свои технологические линии и строит новое производство труб диаметром 1420 мм, которые, возможно, появятся в конце 2005 года. "Евразхолдинг" и нижнетагильские металлурги, решившие реализовать свой проект по производству труб большого диаметра, также пользуются поддержкой "Газпрома", и мы гарантировали им приобретение определенного количества труб.

- Вы заявляли о том, что с 2005 года "Газпром" намерен полностью перейти на российские трубы. Реально ли это? Смогут ли российские трубники уже в следующем году полностью обеспечить "Газпром" трубой 1420 мм? Как это сочетается с планами "Газпрома" по наращиванию сотрудничества с Харцызским заводом на Украине?


- Трубы диаметром менее 1000 мм "Газпром" приобретает у российских производителей практически на 100%. Что касается труб диаметром 1420, то в России, как я уже говорил, их производит пока только Волжский трубный завод. При этом необходимо отметить, что, по данным "Газпрома", сегодня производство российских труб большого и среднего диаметра стоит намного дороже, чем зарубежных, скажем, украинских, немецких или японских, так как иностранные предприятия покупают трубную заготовку по цене, намного меньшей, чем отечественные. Поэтому они имеют возможность поставлять трубы по более низкой цене - как на российский рынок, так и на рынки других стран.

Причина заключается в том, что российские трубники не поддержаны российскими металлургами. Российская металлургическая промышленность, к сожалению, в настоящее время ориентирована на внешний рынок. При этом она использует сырьевые ресурсы, в частности электроэнергию и газ, по низким регулируемым внутрироссийским ценам. Исходя из этого, российские металлурги должны скорректировать цены, по которым они поставляют продукцию российским трубникам.

- Что, на ваш взгляд, должно предпринять правительство в данной ситуации?


- Во-первых, существуют признаки монопольного ценового давления на рынок со стороны металлургических предприятий. В результате российская трубная промышленность поставлена в условия, когда она вынуждена покупать трубную заготовку по той цене, которую диктуют металлурги.

Во-вторых, государство, устанавливая цены на продукцию естественных монополий, должно учитывать те цены, по которым, например, "Газпром" покупает продукцию. В конце концов, "Газпром" не может покупать продукцию по ценам выше мировых, а продавать газ по цене в несколько раз меньше, чем та цена, по которой газ продается в Германии, Англии или США. Это неестественно, экономика просто не выдерживает подобных перекосов. Государство должно включать рычаги регулирования этих цен, используя, прежде всего, антимонопольное законодательство. И ценовой прессинг со стороны металлургов, конечно, должен быть устранен.

У правительства есть и другой рычаг - это, например, установление повышенных экспортных пошлин на металлургическую продукцию. Ведь если российские трубники отказываются от российского металла по причине резкого повышения цен, металлурги имеют возможность сбывать свой товар на внешнем рынке. Эти вопросы и должно регулировать, причем оперативно регулировать, правительство.

- Есть ли у вас в сложившейся ситуации претензии к российским трубникам?


- К трубникам в части цен у "Газпрома" нет претензий, потому что практически со всеми трубными заводами России "Газпром" провел встречи и трубники открыто показали свои калькуляции. Они ни на один рубль не повышали стоимость своих услуг, то есть стоимость того передела, который идет на производство трубы. Единственным фактором роста цен является повышение металлургами стоимости металла, трубной заготовки.

- Какая еще продукция, кроме труб диаметром 1420 мм, до сих пор не производится в России в достаточных для "Газпрома" количествах и с необходимым качеством?


- В России пока не делают запорно-регулирующую арматуру, рассчитанную на высокие температурные параметры. Мы просили машиностроителей организовать ее производство, и я думаю, что они найдут технические и технологические возможности, для того чтобы в течение 2-3 лет организовать такое производство. Пока мы, к сожалению, вынуждены покупать запорно-регулирующую арматуру с повышенными параметрами для компрессорных станций за рубежом.

Оборудование для наших месторождений с повышенным содержанием сероводорода, в основном для Оренбурга и Астрахани, к сожалению, пока тоже не производится в России. Российские металлурги отстают от уровня предъявляемых "Газпромом" технических требований к качественным характеристикам металла.

Можно говорить и об отечественной элементной базе электроники, которая также пока недостаточно высокого качества. Это относится к датчикам, средствам измерительной техники, электронно-вычислительной технике и т.д. Известно, что в России они почти не производятся, и "Газпром" в этих вопросах не может ориентироваться на отечественных производителей.

- Заключал ли уже "Газпром" и планирует ли заключение фьючерсных контрактов с отечественными машиностроительными предприятиями ?

- Таких контрактов у нас нет, и не будет. В ближайшее время советом директоров "Газпрома" будет принято положение о приобретении услуг и товарно-материальных ценностей на основе открытых конкурсных торгов. Эта схема полностью исключает возможность каких-либо фьючерсных контрактов и каких-либо поблажек отечественным производителям.

Мы вообще против того, чтобы кому-то давать поблажки. При этом мы должны помогать отечественным производителям выпускать высококачественную продукцию, приобретая ее, предоставляя определенные льготы при проведении конкурсов на законодательной и нормативной основе, как это принято во всем цивилизованном мире. Но при этом российские производители должны ориентироваться на высококачественные характеристики.


- Как вы считаете, российским машиностроителям при сегодняшнем уровне качества выгодны открытые торги?

- Я думаю, что отечественные машиностроители, выходя на открытые конкурсы, должны выигрывать за счет качества, потому что потенциал конструкторских подразделений предприятий оборонной промышленности, конверсионных предприятий России очень велик. И, поставленные в более жесткие, но понятные и прогнозируемые условия, они смогут адаптироваться.

Примером тому служат многие предприятия отечественного машиностроения, которые уже работают в системе открытых торгов. Одно из них - ОАО "Привод", где производят продукцию и для нефтяников. На проводимых частными российскими нефтяными компаниями открытых конкурсах "Привод" неоднократно выигрывал, причем у именитых иностранных компаний. И это предприятие не единственное. Поэтому я, честно говоря, не боюсь, что отечественные машиностроители, выйдя на открытые конкурсы, проиграют. Они выиграют, а мы их поддержим.

- Выиграет ли "Газпром"?

- "Газпром" однозначно выиграет по качественным характеристикам. Уверен, что выиграет и по ценовым параметрам. Цена на тот товар, который мы покупаем для объектов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения, конечно, будет ниже стоимости того товара, который мы получаем сегодня на бесконкурсной основе, покупая по обычным контрактам на основе договорных цен.


- Почему же переход к открытым конкурсам идет так долго? Когда 100% продукции будет приобретаться газовиками на конкурсной основе?

- Конкурсные процедуры в "Газпроме" уже идут. И сегодня 25% подрядных работ в "Газпроме" определяются на конкурсной основе. В 2005 году эта цифра вырастет до 50%, в 2006-м - до 70-80%. Мы стремимся к тому, чтобы в 2007 году выйти на 100%.


- Российские производители обвиняют "Газпром" в сокрытии информации по предстоящим тендерам. Почему "Газпром" не задействует такие простые ресурсы, как, например, корпоративный сайт, для информирования производителей оборудования?


- Я думаю, что есть целый ряд простых процедур, в частности открытые электронные торги. В тех тендерах, которые проводит "Газпром" в части поставок материально-технических ресурсов, мы применяем ясные и прозрачные конкурсные процедуры, но пока это в основном касается поставок продукции иностранного производства. Думаю, что при более широком применении конкурсов в соответствии с тем положением, которое должно быть в ближайшее время принято в "Газпроме", все эти вопросы должны быть сняты.

- Не могли бы вы раскрыть подробности инвестиционной программы "Газпрома"?


- Инвестиционная программа "Газпрома" - самая крупная в Российской Федерации. Ее объем по 2004 году равен $7 млрд. Эта программа обеспечивает поддержание и расширенное воспроизводство газа в 2004 году в объеме 542 млрд м3. Кроме того, мы должны обеспечить устойчивое развитие газотранспортной системы, средний возраст которой составляет 22 года при нормативном сроке эксплуатации газопроводов 33 года.

Инвестиционная программа должна предусматривать ежегодную замену ГПА в количестве не менее 150 штук. Это те агрегаты, которые уже выработали свой моторесурс и должны быть заменены. А годовая возможность производства "Пермскими Моторами" на сегодняшний день составляет примерно 55 агрегатов.

Инвестиционная программа "Газпрома" обеспечивает сегодня разработку восьми новых месторождений, на которые выходит "Газпром" и которые по экономическим параметрам являются максимально эффективными. То есть, "Газпром" осваивает ресурсы, исходя из минимизации затрат по себестоимости добычи.

Инвестпрограмма "Газпрома" 2004 года - это программа, которая уже в большей степени рассчитана на увеличение капитальных вложений в развитие газотранспортной системы с учетом производства газа независимыми компаниями. В 2020 году "Газпром" планирует добывать 590 млрд м3 газа, а независимые производители к этому моменту должны добывать 140 млрд м3 газа. В общей сложности - 730 млрд м3. Перекачивать и транспортировать весь этот газ будет "Газпром". Поэтому мы закладываем в инвестиционные программы параметры расширенного воспроизводства газа в России и должны учитывать возможность инвестиций в развитие газотранспортной системы со стороны независимых производителей. Сейчас в "Газпроме" разрабатываются методология и механизм привлечения этих денег. Думаю, что до конца года соответствующие документы будут согласованы с заинтересованными министерствами, прежде всего с Минпромэнерго и МЭРТ, а также с ФСТ (Федеральной Службой по Тарифам - ред.). Тогда с 2005 года можно будет начать привлекать деньги независимых производителей.

2005 год предполагает и резкое увеличение инвестиций в газотранспортную систему - примерно на 50%. В 2006 году по сравнению с 2004 годом, если его взять за базу, инвестиции в газотранспортную систему должны быть увеличены на 70%.

На 2005 год мы планируем некоторое снижение инвестиций в добычу, поскольку ранее ввели в разработку целую группу газовых месторождений, в том числе супер-гигант Заполярное. В этом году мы введем в разработку Песцовое месторождение, которое позволит дополнительно добывать 27,5 млрд м3 газа, и Еты-Пуровское - еще 15 млрд м3 газа, в 2008 году мы собираемся ввести в разработку Южно-Русское месторождение - дополнительно 25 млрд м3 газа. При этом не надо забывать о том, что ежегодные темпы падения добычи по месторождениям со зрелым возрастом (Медвежье, Уренгой, Ямбург и другие) составляют примерно 22-25 млрд м3. Мы инвестируем в поддержание достигнутых уровней добычи, снижение темпов падения добычи по зрелым месторождениям и в прирост по новым месторождениям.

В 2020 году более 72% российского газа будет добываться на новых месторождениях. И гигантский Надым-Пур-Тазовский регион на территории ЯНАО будет давать всего 25-27% общероссийской добычи. После 2010 года "Газпром" начнет осваивать месторождения полуострова Ямал. Параллельно будут осваиваться месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока; после этого, и возможно параллельно с учетом производства сжиженного природного газа, будет вестись освоение месторождений арктического шельфа России, где мы собираемся добывать за пределами 2030 года 250-300 млрд м3 газа.

13.05.2004
http://www.gazprom.ru/comments/2004/05/131147_11705.shtml

Док. 492144
Перв. публик.: 13.05.04
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 201

  • Ананенков Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``