В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПРЕЗИДЕНТ ОАО `ВОСТОКГАЗПРОМ` ВИТАЛИЙ ЯКОВЛЕВ: `ВОСТОКГАЗПРОМ` ПРИСТУПИЛ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПЛАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Назад
ПРЕЗИДЕНТ ОАО `ВОСТОКГАЗПРОМ` ВИТАЛИЙ ЯКОВЛЕВ: `ВОСТОКГАЗПРОМ` ПРИСТУПИЛ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПЛАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОАО "Востокгазпром" вышло из тяжелой финансово-экономической ситуации, в которой находилось несколько лет. Чистая прибыль общества в 2004 году по МСФО составила 1 млрд. 63 млн. рублей против чистого убытка в 2003 году в сумме 2 млрд. 698 млн. рублей. Президент "Востокгазпрома" Виталий Яковлев в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" подчеркнул, что достижение финансовой стабильности позволило компании приступить к реализации новых планов территориального и экономического развития.

Виталий Георгиевич, какова Ваша оценка итогов деятельности компании в прошлом году?

И финансовые, и производственные результаты превзошли наши ожидания. За прошедший год мы заработали больше 1 млрд. рублей чистой прибыли по стандартам международной финансовой отчетности при ожидаемых 500-600 млн. рублей. Кроме того, прошлый год стал рекордным и по производственным показателям: мы добыли газа на 150 млн.куб. больше, чем в 2003 году.

В прошлом году в компании началась крупномасштабная реорганизация. Каковы ее итоги?

Главным итогом стало то, что "Востокгазпром" имеет теперь намного более прозрачную и управляемую структуру.

Еще год назад "Востокгазпром" представлял собой беспорядочный набор активов, каждый из которых существовал как бы сам по себе. В 2004 году "Газпромом" был предпринят ряд мер по упорядочению системы сбыта газа и управления газораспределительными активыми. В этой связи был упразднен "Торговый дом "Востокгазпром", занимавшийся сбытом газа. На его базе теперь сформирован "Томскрегионгаз", подразделение "Межрегионгаза". Кроме того, мы продали "Газпромрегионгазу" наши распределительные активы ("Алтайгазпром", "Новокузнецкгоргаз" и "ВМГК").

Вторая часть организационных изменений касалась наших поставщиков и подрядчиков. Нам пришлось расстаться с теми, кто, претендуя на особый статус во взаимоотношених, не сумел обеспечить требуемого качества товаров и услуг. В частности, мы отказались от посреднических услуг ООО "Томскгазсервис" при закупке товарно-материальных ценностей, от буровых услуг "Томскбурнефтегаза" и др.

Ну и третья часть изменений касалась организационной структуры "Востокгазпрома". Исторически так получилось, что "Востокгазпром" структуру управления крупного нефтегазового холдинга создал, а месторождений под управление ввел только два. В какой-то момент мы обнаружили, управление месторождениями просто дублируется. Мы это дублирование устранили.

Изменения каким-то образом коснулись основных дочерних обществ - ОАО "Томскгазпром" и ЗАО "Метанол"?

Именно что коснулись. Крупных изменений пока не было. У нас по-прежнему остается чрезмерно сложной структура управления газовым промыслом. Мы хотим сделать эту структуру управления более горизонтальной, более управляемой и более ориентированной на управление основными бизнес-процессами.

Завод "Метанол" - одно из самых рентабельных подразделений, однако там тоже предстоит сделать многое в части реорганизации. В июне мы планируем провести на этом производстве процедуру технического аудита. Одной из главных задач этого мероприятия является получение информации, которая будет использована для дальнейшей реорганизации и повышения качества управления заводом.

После того, как мы проведем корректировку организационной структуры в "Томскгазпроме" и на "Метаноле", можно будет твердо сказать, что реорганизация завершена. Мы планируем завершить все мероприятия до IV квартала текущего года.

"Востокгазпром" владеет пакетом акций (около 30%) в ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство". Что вы планируете делать с этим активом?

Существуют две точки зрения на участие в "Западно-Сибирском речном пароходстве". Первая - это непрофильный актив, от которого необходимо избавиться. Вторая - в перспективе ЗСРП может стать очень даже профильным активом. Что останавливает нас от решения продать свои акции? Это планы по развитию переработки углеводородного сырья и планы по развитию пропано-бутановой смеси. Пароходство в настоящий момент владеет определенным танкерным флотом. Более того, мы в этом обществе имеем достаточно крупную долю и можем, в принципе, повлиять на стратегическое развитие пароходства в направлении увеличения объемов танкерных перевозок. Поэтому сегодня наша позиция - выжидательная. Нам хотелось бы сначала добиться ясности в отношении инвестиционных проектов, которые мы будем развивать по жидким углеводородам.

Какими вы видите ближайшие перспективы развития ОАО "Востокгазпром"?

На сегодняшний момент логика подсказывает, что мы должны расширять сбытовую сеть и развивать проекты переработки углеводородов. В частности, планируем углублять производство метанола, развивать проекты по пропан-бутановой смеси и горюче-смазочным материалам. Проблема переработки углеводородного сырья стоит очень давно, с первого дня существования "Востокгазпрома".

У нас почти неразвито направление по логистике и сбыту пропан-бутановой смеси. Существующие производственные мощности задействованы не более чем на 10%. В ближайшие годы мы рассчитываем нарастить объемы производства сжиженного газа и сбывать его в Новосибирской, Томской и, возможно, Кемеровской областях. Транспортные издержки не позволяют нам уходить далеко.

Кроме того, "Востокгазпром" сегодня добывает порядка 350 тыс. тонн конденсата и вместо того, чтобы это ценное сырье перерабатывать, банально сливает его в нефтяную трубу. При работе над проектом переработки конденсата до последнего времени существовало несколько серьезных ограничений, не столько финансовых, сколько связанных с транспортными схемами доставки и сырья и готовой продукции. Сегодня эти вопросы нами прорабатываются. В том числе и по технологии - несколько научных институтов предложили нам новую технологию переработки конденсата, которая позволит напрямую из конденсата получать высокооктановые бензины, с достаточно большим выходом.

Каково будущее завода "Метанол"? Сохранится ли его высокая рентабельность в ближайшие годы?

Перспективы метанола связаны с решением целого ряда сложных проблем. На сегодняшний момент наш метанол конкурирует на европейском рынке по единственной причине, потому что газ, который мы добываем, фактически ничего не стоит в себестоимости готовой продукции. При этом мы тратим значительные средства на доставку этого метанола из Томска в Европу по железной дороге и дальше, морем.

Два обстоятельства могут серьезно подорвать наш бизнес. Первое: цена на газ на внутреннем рынке растет, и, возможно, этот рост ускорится. Второе: на мировом рынке метанола происходят сейчас инфраструктурные изменения: производственные мощности в Европе и США закрываются и вместо них вводятся в эксплуатацию крупные предприятия в странах Персидского залива, Тринидаде и Чили. Себестоимость производства на "новых" заводах существенно ниже из-за цены на газ: если европейские производители покупают газ по рыночным европейским ценам, в Персидском заливе производители используют практически бесплатный попутный газ.

При этом "новые" заводы строятся на берегах океанов, и экономят еще и на транспортировке. В ближайшие 2 года будет дополнительно введено мощностей на 9 млн.тонн, при мировой потребности 30 млн.тонн. Думаю, не пройдет и года, как метанол на мировом рынке подешевеет более, чем на $50, и тогда продать томский метанол на экспорт будет крайне сложно.

Что вы намерены предпринять в этой связи?

Во-первых, мы сокращаем затраты. На сегодняшний момент у нас стоимость переработки составляет порядка $29 за тонну. Мы планируем ее довести до мирового стандарта, это около $20. Кроме того, наш перевозчик - компания "Трансгрупп" - сейчас интенсивно работает над проектом переноса сбытового терминала из Финляндии на территорию Эстонии. Это позволит сэкономить от $10 до $15. При прогнозируемом развитии событий мы потеряем прежнюю рентабельность, но сумеем остаться на внешнем рынке, зарабатывая, к сожалению, намного меньше.

Во-вторых, помимо снижения затрат, мы ищем ниши на внутреннем рынке, в Сибири, на Урале. Мы продолжим обсуждение с руководством ОАО "Томскнефтехим" (дочерняя компания АК "СИБУР") любых инвестиционных проектов, которые позволят увеличить потребление метанола в Томске.

В своих выступлениях вы неоднократно говорили о том, что основная задача, которая ставилась перед "Востокгазпромом" при его создании, заключалась в разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений со сложной структурой залегания. Над какими проектами компания планирует работать в первую очередь?

На нефтегазовом рынке существует целый кластер компаний, которые идут следом за большими и "подъедают" то, что большим компаниям представляется рискованным с технической или экономической точки зрения. И эти компании зарабатывают неплохие деньги. У нас есть опыт разработки сложных месторождений, технологии и кадры. В этом направлении мы и будем двигаться.

Если говорить о более конкретных проектах, то для нас сейчас номер один - разработка месторождений Пудинской группы. В Пудинскую группу входят Останинский, Казанский и Рыбальный участки, которые мы приобрели на аукционе в конце прошлого года. Месторождения там очень сложные, но интересные. Тот же Казанский участок содержит в себе и нефть, и газ, и конденсат в большом количестве. И для освоения запасов Пудинской группы нужна нетривиальная схема разработки. Мы пойдем по пути наиболее оптимальной схемы извлечения сырья.

Для ускорение реализации этого проекта мы намерены в ближайшее время создать специальное подразделение - дирекцию по разработке. Уже в этом году мы увеличили бюджет затрат на месторождения Пудинской группы до 500 млн. рублей, против 60 млн. рублей в прошлом году. В прошлом году "Востокгазпром" пробурил только одну разведочную скважину на Казанском месторождении, в этом году уже 4. Кроме того, мы расширим программу и пробурим еще 3 скважины на Остатинском участке.

Другой интересный проект - Чкаловский лицензионный участок в Александровском районе. Предварительные геологические данные позволяют нам рассчитывать на успех. С интересом смотрим на восточные и северо-восточные районы области (правобережье Оби). Пока там нет ничего из того, что нам интересно, но мы надеемся, что проводимые там геолого-разведочных работы принесут всеми ожидаемые результаты.

Как столь амбициозные планы соотносятся с финансовыми возможностями Общества?

На разработку месторождений, конечно, понадобятся деньги, не сопоставимые с этими средствами. Например, если говорить о финансах, то в 2004 году чистый операционный денежный поток ОАО "Востокгазпром" составил 1 млрд. 311 млн. рублей, из них мы направили 908 млн. рублей на капитальные вложения. В текущем году затраты на капитальные вложения составят порядка 1 млрд. 400 млн. рублей, при этом операционный поток, по плану, составит более 1 млрд. 500 млн. рублей. То есть денег нам и сейчас хватает и еще останется на приобретение новых участков.

Но тут надо понимать одну вещь - специфика нефтегазового бизнеса заключается в том, что на этапе разработки месторождений инвестиционные вложения растут скачкообразно. В тот год когда мы решим, наконец, вкладывать непосредственно в разработку участка, нам надо существенно увеличить вложения. Только на одно месторождение потребуется порядка 2 млрд. рублей в год. Думаю, этот момент наступит к 2008 году, и тогда нам придется привлекать на короткий срок кредиты банков.

Вы намерены ограничиться тем, что имеете? Планируете ли вы в дальнейшем расширять ресурсную базу ОАО "Востокгазпром", приобретая новые перспективные участки?

Конечно, мы ищем нефтегазовые предприятия, которые готовы продать свой бизнес, мы готовы рассматривать предложения о покупке. Мы ищем участки, которые можно купить, будем участвовать в аукционах, которые будут проводиться в Томской области, внимательно смотрим за теми участками, которые выставляются на торги в Тюменской области и ХМАО, на участки, которые сейчас будут выставляться в Восточной Сибири.

"Востокгазпром" всегда специализировался на добыче газа и нефти из сложных месторождений. Такие месторождения мы и ищем, которые позволят нам в полной степени реализовать тот технический потенциал, который у нас есть по разработке, интеллектуальный потенциал, который мы сумели сохранить и приумножить.

Рискую вызвать ваше недовольство, но, тем не менее, спрошу. Планирует ли "Востокгазпром" купить "Томскнефть"?

Для того, чтобы "Востокгазпром" или вообще кто-нибудь еще планировал купить "Томскнефть", надо чтобы хозяин "Томскнефти" планировал ее продать. Мне о планах продажи ничего не известно.

Интерфакс
31.05.2005

http://www.gazprom.ru/articles/article10254.shtml

Док. 492140
Перв. публик.: 31.05.05
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 289

  • Яковлев Виталий Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``