В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Василий Дума: Парламентарии о кризисе русской культуры Назад
Василий Дума: Парламентарии о кризисе русской культуры
Результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в этом году шокировали российскую общественность и стали темой обсуждения Госдумы. Больше всего двоек выпускники получили по литературе. Более четверти (25,3%) школьников оказались незнакомы с этим предметом.

"Мы не можем говорить о воспитании патриотизма подрастающего поколения, если они не знают родного русского языка, они не знают русской литературы", - заявил депутат Госдумы Анатолий Локоть.

Ведущие российские политики давно бьют тревогу по поводу судьбы русской культуры. Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин в недавнем интервью журналу "Россия. Третье тысячелетие" призвал общество принять срочные меры по возрождению культуры и образования. Он подчеркнул значение культурного развития общества для инновационной экономики. "Между мальчиком, не знающим Пушкина, и нелетающим истребителем существует прямая связь. Парадокс в том, что без Достоевского и Пушкина, Чайковского и Скрябина, Репина и Врубеля инновационную экономику не построишь", - заявил председатель Счетной палаты.

В интервью REGIONS.RU/"Новости Федерации" российские парламентарии подчеркнули, что от состояния культуры зависит способность российского общества решать стоящие перед ним исторические задачи.

Нельзя не отметить, что усиливающийся кризис культуры будет иметь не только экономические последствия. Русская культура была и остается главным интегрирующим фактором на постсоветском пространстве, своеобразной, проверенной столетиями визитной карточкой России на международной арене. Как заметил недавно генеральный секретарь ЕврАзЭс Таир Мансуров, формула "Пушкин - наше все" остается непреложной не только для России, но и для населения всех стран, входивших в СССР. Как известно, в условиях политических обострений, когда дипломатия оказывалась бессильной, театры и народные ансамбли, а шире - Пушкин и Толстой, брали на себя роль послов, налаживали порушенные мосты для последующих экономических и политических контактов.

К сожалению, сейчас складывается впечатление, что в России делается все, чтобы уничтожить главное достояние нашей страны. Грядущая отмена экзамена по литературе, вместе с продолжающейся "работой" телевидения по разрушению основ общественной нравственности, не оставляют русской культуре шансов на выживание. В данной ситуации полумеры культуру уже не спасут. Нужна комплексная, целенаправленная и жесткая политика государства в этом направлении.

Как бы Вы оцениваете проводимую сейчас соответствующими ведомствами политику в отношении русской культуры и образования? Какие меры следует предпринять для спасения культуры? C такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Парламентарии крайне пессимистично оценили современное состояние русской культуры и отдельно остановились на недостатках работы государственных структур, призванных заниматься ее развитием. По их мнению, ситуация требует немедленных и решительных действий.

Геннадий Горбунов
"Тревожным сигналом" назвал последние результаты ЕГЭ по литературе председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, представитель в СФ от Госдумы Астраханской области Геннадий Горбунов.

"То, что за ЕГЭ по литературе более 25% российских школьников получили двойки, должно стать тревожным сигналом для Минбразования", - заявил сенатор.

С сожалением отметив, что "в последние годы русская литература и культура оказались в загоне", парламентарий указал на необходимость спасения исконной русской культуры. При этом он выразил надежду на то, что "такой нерадостный факт, как двойки по литературе, и углубляющееся отдаление нашей молодежи от истоков подтолкнут людей, непосредственно отвечающих за образование наших детей, к пересмотру школьной программы по гуманитарным предметам и, в первую очередь, по литературе". "Ведь без знания литературы и культуры человек растет ограниченным, не имеющим чувства патриотизма, и хороший "технарь" из него тоже не выйдет, поскольку достижения в науке возможны только через изучение классической русской литературы и культуры", - заключил Геннадий Горбунов.

Хусейн Чеченов
В бескультурье современной молодежи виновно главным образом телевидение, убежден председатель Комитета Совета Федерации по науке и образованию, представитель в СФ от правительства Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов.

"В том, что происходит с русской культурой и образованием, виноваты все, кто занимается культурным просвещением", - заявил сенатор.

По мнению парламентария, вина за нынешнее положение вещей, в первую очередь, лежит на телевидении. "В последнее время наше телевидение очень далеко ушло от культуры, особенно от русской. Серьезное искусство на телеканалах оказалось заменено маскультурой, оно существует на задворках многочисленных бизнес-проектов под названием "фабрики звезд" и погибает под их напором", - подчеркнул Чеченов.

Результаты ЕГЭ по литературе политик назвал ожидаемыми. "При нашем телевидении и при такой поверхностной экзаменационной форме, как ЕГЭ, когда при подготовке к нему происходит натаскивание по отдельным направлениям предмета, а не вникание в сам предмет, - в таком количестве двоек ничего удивительного нет", - сказал Хусейн Чеченов и предположил, что "дальше будет еще хуже".

Михаил Николаев
"Несовершенной" назвал политику Минобразования России заместитель председателя Совета Федерации, представитель в СФ от правительства республики Саха (Якутия) Михаил Николаев, являющийся также главой Национального общественного комитета "Российская семья".

"Политику Минобразования кроме как несовершенной назвать нельзя", - заявил сенатор.
В то же время парламентарий призвал не драматизировать ситуацию, а находить пути решения проблемы. "Не надо все время говорить, что русская культура, искусство и литература погибают, а историю и русский язык наши дети и подростки не учат. Одним стоном ситуацию не исправишь, нужны действия", - подчеркнул Николаев и в качестве одной из мер для повышения уровня образования предложил создать специальную структуру, ответственную за контроль чистоты русского языка. "России нужна специальная государственная структура, которая бы занималась чистотой русского языка", - считает политик. При этом он с возмущением отметил, что "власть не препятствует внедрению в русский язык заморских слов". "Разве наш язык настолько беден, что мы не можем подобрать синоним иностранному слову? Зачем мы продолжаем "засорять" русский язык, который составляет основу русской культуры?", - недоумевает сенатор.

Касаясь результатов ЕГЭ по литературе, Михаил Николаев призвал профильные ведомства еще раз проанализировать "саму систему ЕГЭ и задаваемые на экзаменах вопросы".

Василий Дума
Школьная программа по литературе требует доработки, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам, охране окружающей среды и экологии, представитель в СФ от администрации Костромской области Василий Дума.

"Школьную программу по русской литературе настолько "ужали", что детям по ней практически нечего изучать", - заявил сенатор и поделился воспоминаниями об учебном процессе своего школьного времени. "В мое время мы читали всех русских классиков, писали по прочитанному сочинения, изложения, придумывали литературные викторины, учили большое количество стихов, поэтому наше поколение знает русскую литературу, хорошо владеет русским языком и ценит русскую культуру", - рассказал парламентарий.

Нынешняя же программа по литературе, по словам Думы, "очень поверхностна, поэтому ни о каких серьезных знаниях учащихся по этому предмету говорить нельзя, что и высветил недавний ЕГЭ по литературе".

Все происходящее сенатор связал с политикой, "которую проводит государство в отношении русской культуры". "Если так будет продолжаться и дальше, то со временем русская культура вообще канет в Лету", - заключил Василий Дума.

Иван Мельников
Вице-спикер Госдумы, первый заместитель фракции КПРФ Иван Мельников убежден, что воспитание подрастающего поколения перестало быть основной функцией российского образования.

"Сегодня культивируется общество потребления, пропагандируются ценности индивидуализма, эгоизма, но русская классическая литература, вся ее история, традиции и смыслы находятся в жесткой оппозиции к такой политике", - заявил депутат. "Власти, которая признает лишь телевизионных героев, российская культура не нужна".

По мнению парламентария, "решение проблемы лежит в том, чтобы вернуть приоритет воспитательной функции в систему образования на основе фундаментальных традиций русской культуры".

"Фактор нравственности - единственное, что может остановить появление поколения, живущего по принципу "человек человеку волк". Но для этого нужно менять многие государственные подходы", - заключил Иван Мельников.

Виктор Шудегов
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов считает, что проводимая в России политика в области культуры и образования, напрямую связана с проблемами, существующими в административной системе управления образованием.

"На сегодняшний день в российской трехъярусной системе управления образованием - Министерство образования и науки, агентство по образованию и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - есть проблемы", - заявил депутат. "Результатом необдуманного копирования западной системы управления образованием, стало фактическое подчинение Министерству образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, которая по своей сути, прежде всего, в плане качества подготовки системы образования в целом, должна контролировать деятельность министерства, а не наоборот", - пояснил он.

Парламентарий убежден, что "из сложившейся ситуации, безусловно, стоит извлечь урок".
Политик назвал "ожидаемыми" плачевные результаты российских школьников на едином экзамене по литературе в 2008 году. "Когда принимали ЕГЭ, отмечалось, что он не развивает логическое мышление и не учит красиво выражать свои мысли в виде эпистолярного жанра. Поэтому результаты по литературе были ожидаемыми, и не исключено, что в следующем году большинство школьников не будут знать, например, математику", - отметил зампред Комитета Госдумы по образованию.

"Министерство образования и науки и региональные департаменты образования, безусловно, должны взять на вооружение полученные результаты ЕГЭ и проанализировать причину их появления, поскольку это - очередное подтверждение того, что в нашей системе образования есть очень большие пробелы", - подытожил Виктор Шудегов.

Олег Смолин
Сегодняшняя политика по отношению к русской культуре и образованию превращает Россию в "страну дураков", считает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин.

"Политика, проводимая в отношении культуры и образования - это политика одурачивания нации", - заявил депутат. "Нация деградирует", - добавил он.

Парламентарий отметил, что "русская литература - это едва ли не самое большое достижение России. Но, к сожалению, русскую литературу в последнее время успешно вытеснила литературная и кинематографическая попса. И вдобавок к этому, Минобрнауки и Рособрнадзором приняли решение отменить обязательный экзамен по литературе и принимать его в форме ЕГЭ". "Это - абсолютно неправильное и катастрофичное решение, которое необходимо срочно отменить", - подчеркнул он.

Касаясь мер, которые необходимо принять для спасения российской культуры в целом, политик уверенно заметил, что "ключевая из них - воссоздание в стране образовательных телеканалов".

"Мы живем в обществе, основанном во многом на влиянии средств массовой информации, и какие будут СМИ, такое поколение мы и получим. Поэтому пора перестать думать, что рейтинг - это царь и бог. Главное - какую информацию телеканал будет нести людям. Работники телевидения должны думать о себе, как о просветителях, а не как о продавцах", - подытожил Олег Смолин.

Екатерина Лахова
Не согласна с проводимой на сегодняшний день политикой в отношении русской культуры и образования заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, член фракции "Единая Россия" Екатерина Лахова.

"Мы можем сколько угодно говорить про экономику, но если общество будет отставать в своем нравственном развитии и в духовном воспитании, мы вряд ли когда-нибудь сможем обойти в чем-либо другие ведущие развитые страны", - заявила депутат. "Если говорить конкретно о русской литературе, то было глупостью вводить ЕГЭ по этому предмету, поскольку ни одно тестирование не определит действительно талантливого человека", - пояснила она.

По мнению парламентария, для того чтобы сохранить русскую культуру "необходимы большие вложения". "Культура со своей историей и памятниками - затратная отрасль, но она себя оправдывает, потому что это, прежде всего, вложения в человеческий потенциал, который способен повлиять на развитие нашего общества в целом", - подытожила Екатерина Лахова.

Елена Афанасьева
Критически относится к проводимой Министерством образования РФ политике по отношению к русской культуре и образованию член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, представитель фракции ЛДПР Елена Афанасьева.

"Министерство образования упускает ту суть, которая связана с нашими русскими традициями и историческими корнями: в школах надо не просто преподавать тот или иной предмет, а воспитать настоящего человека, и этого можно добиться, если приучать учителя к мысли о том, что он - не только педагог, но еще и воспитатель", - заявила депутат. "Каждый преподаватель должен иметь чувство патриотизма", - добавила она.

Парламентарий рассказала, что в ее школьные годы "каждый преподаватель знал основы своего предмета, будь то литература, математика или история. Например, преподаватель по математике, зачастую нам говорил, что ту или иную формулу вывел наш русский ученый, и такие упоминания выполняли важную воспитательную функцию".

Говоря о проводимой сегодня государством политике в сфере образования, парламентарий обратила внимание на дефекты системы ЕГЭ. "Большинство членов педагогического сообщества склоняются к тому, что ЕГЭ - не самый лучший вариант сдачи итогового экзамена", - заявила Елена Афанасьева. "Ум каждого человека работает по-разному, и не все воспринимают такую форму экзамена, как тест. На мой взгляд, тест - это даже не поверхностное изучение предмета, а энциклопедические знания. Человек может знать все и понемногу, но при этом не разбираться в тонкостях и элементарных вещах", - пояснила депутат.

"Большинство людей имеют гуманитарный склад характера, поэтому не зря по литературе всегда писались сочинения. Сочинение - это не только мышление человека, но и развитие его способностей к риторике", - заметила депутат. "И несмотря на то, что наша современная молодежь талантлива, - заключила Елена Афанасьева, - ее словарный запас мал, что является закономерным следствием устоявшегося в последние 10-15 лет отношения к гуманитарным дисциплинам как к второстепенным".

09.06.2008
http://www.regions.ru/news/2148095/

Док. 492132
Перв. публик.: 09.06.08
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 112

  • Дума Василий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``