В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Тренин - России грозит двойная изоляция Назад
Дмитрий Тренин - России грозит двойная изоляция
Итоги парламентских выборов в России продолжают будоражить западное сообщество. Эксперты и аналитики обращают внимание на развитие националистических тенденций в российской политике, которые кажутся им опасными не только для международного сообщества, но и для самой России. Дмитрий Тренин, заместитель директора Московского центра Карнеги, комментирует эту проблему в интервью Washington ProFile.

Вопрос: Как результаты парламентских выборов повлияют на ситуацию в России и на российско-американские отношения?



Тренин: Результаты выборов делают президента Путина фактически полновластным правителем России. Именно от него будет в большей степени, чем когда бы то ни было, зависеть и ход экономических реформ, и преобразование российской государственности, и внешняя политика России. Соответственно увеличен и спрос с президента Путина. Выборы показали, что существует существенный спрос на националистические лозунги - это имеет отношение к внешней политике. И опять-таки от президента Путина будет зависеть, как будут складываться отношения России с ее традиционными партнерами.



Неправильно было бы придаваться унынию или падать в отчаяние под воздействием результатов выборов. Мы получили возможность увидеть не только государственную власть в действии, но и общество в бездействии. И то, и другое - реальность. Результат выборов означает также и крах российского либерализма образца начала 90-х годов. Серьезный урок, который должен быть проанализирован и усвоен... Я бы сравнил эти выборы, в части касающейся либералов, с политическим дефолтом, то есть с экономическим, на самом деле, дефолтом 1998 года, и сказал бы, что это политический дефолт, после которого можно собираться, можно трансформироваться во что-то другое, но ни в коем случае не предаваться унынию, обидам и прочим непродуктивным чувствам.



Вопрос: А влияние на российско-американские отношения?



Тренин: Российско-американские отношения в очень большой степени сосредоточены на проблемах постсоветского пространства. Россия фактически ушла от всех других регионов мира. И здесь, на постсоветском пространстве, находятся ее реальные интересы - экономические, гуманитарные, политические, интересы безопасности. Есть вероятность того, что Соединенные Штаты будут резко реагировать на внутренние события в России, и на более активную российскую политику по периметру границ Российской Федерации. А российское руководство может прибегать к односторонним шагам, которые будут не согласованы с Соединенными Штатами и Европой, что может привести к небольшим (а может, и не таким уж небольшим) столкновениям в разных точках постсоветского пространства, начиная с Грузии. И поэтому для российско-американских отношений было бы важно, чтобы российское руководство попыталось сформулировать те цели и задачи, которые Россия видит и преследует в отношениях с Соединенными Штатами; одним словом, для чего нужна России Америка, и как с этой Америкой взаимодействовать - на каких направлениях, в каких проектах. Я бы предложил внешнюю политику строить так же, как строится бизнес-стратегия - по конкретным, определенным проектам.



Соединенным Штатам я бы посоветовал относиться серьезно, но спокойно к тому, что происходит в России. Понимать, где находится Россия, где она может находиться в обозримой перспективе, с точки зрения ее развития. Не обольщаться, не обманываться насчет России. Но с другой стороны, не придаваться унынию и отчаянью и не считать, что Россия становится Советским Союзом - этого не происходит.



После того, как партнерство между США и Россией провалилось, обоим государствам необходимо, на мой взгляд, подумать о другой, менее амбициозной модели отношений, привязанной к определенным проектам. Соединенные Штаты тоже могли бы задуматься над вопросом - зачем им отношения с Россией, что отношения с Россией могут дать США, в чем заключаются возможные проблема этих отношений, где есть точки соприкосновения, а где интересы США и России сталкиваются. И работать по этому, может и не очень большому списку проектов - но работать серьезно и плотно. Для начала избежать столкновений из-за разрушения союза и постараться максимально уменьшить ущерб, который может возникнуть в результате обострения отношений.



Вопрос: У России более близкие отношения с Европой или с Соединенными Штатами? И вообще, нужны ли ей близкие отношения с Европой?



Тренин: Я думаю, что отношения с Америкой близкими не будут в обозримой перспективе. Я также не думаю, что отношения с Европой будут близкими по тем же самым причинам. Отношения с Европой тоже могут быть конфронтационными или, по крайней мере, конкурентными, может быть, в тех же регионах, где конкурируют Россия и США - в Украине, Молдавии, странах Балтии...



Поэтому, я думаю, что перед Россией стоит потенциальная угроза двойной изоляции - и от Америки, и от Европы. К этому нужно подходить серьезно - никакие друзья в Риме или в любом другом городе Европы особо не помогут. Поэтому нужно к отношениям с Европой подходить, я бы сказал, более трезво. И опять-таки понимая, что для Запада - для Европы точно так же, как и для Соединенных Штатов - качество российского внутреннего режима будет иметь определяющее значение.



Вопрос: Тогда куда и к кому тянуться России? К Дальнему Востоку, к более близким отношениям с Китаем?



Тренин: Я не думаю, что Россия будет куда-то тянуться. Я думаю, что она будет сама по себе.



Вопрос: Путин становится бронзовым - насколько реально, что он начнет сейчас пытаться изменить конституцию, чтобы остаться дольше у власти (на еще один срок)? И насколько это важно для народа - сильный лидер?



Дмитрий Тренин: Если я правильно понимаю Путина, я думаю, что сейчас он не думает о третьем сроке. Что будет ближе к выборам сказать трудно, по-разному карта может лечь. Но пока, я думаю, Путин не стремится к третьему сроку. Ему бы второй осилить. Ему бы войти в историю не человеком, который посидел какое-то количество лет президентом в Кремле, а человеком, который добился определенных позитивных результатов в деле модернизации России. Вот это, как мне представляется, является его амбицией. Но я думаю, что опять-таки всякое может случиться.



Я не зарекаюсь, но надеюсь, что третьего срока удастся избежать, то есть, изменения конституции удастся избежать. Это было бы плохо и для внутренней российской ситуации, и плохо для отношения внешнего мира к России. Хотя я еще раз подчеркну, внутренняя российская ситуация имеет определенный приоритет в отношениях с другими странами... Россию не интегрируют на части. Ее трудно представить частью любого другого более крупного пространства - будь то Европа, будь то западное сообщество. И поэтому Россия должна будет, если говорить о Европе, создавать Европу внутри себя. Иными словами, не думать о том, куда бы еще вступить и членом какой организации стать, а думать над тем, как обустроить жизнь внутри страны, чтобы страна была успешной, и люди бы не стыдились того, что они - российские граждане. Но это задача многих, многих десятилетий.

17.12.2003
http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/69441.htm

Док. 492112
Перв. публик.: 17.12.03
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 239

  • Тренин Дмитрий Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``