В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Тренин - ЮКОС и российско-американские отношения Назад
Дмитрий Тренин - ЮКОС и российско-американские отношения
То, что события вокруг компании ЮКОС, и прежде всего арест ее главы Михаила Ходорковского, имеют важные последствия не только для международного имиджа России, но и для ее отношений со странами Запада, очевидно. То, что эти последствия имеют в основном негативный характер для имиджа и отношений, также очевидно. В последние недели российский президент и его правительство предпринимают активные меры для того, чтобы свести ущерб к минимуму. Кремль заявляет о приверженности либеральной экономической политике и курсу реформ, пытается успокоить инвесторов и разъяснить мотивы своих действий иностранным лидерам. Партнеры, однако, внимая словам россиян, будут судить по их делам.

Будет ли Россия двигаться в направлении правового государства? Насколько прозрачными и предсказуемыми будут действия властей? Будут ли суды более независимыми или более "карманными"? Будет ли подведена черта под итогами приватизации или ими будут продолжать манипулировать? В условиях роста влияния государства на экономику насколько глубоко будет реформироваться госаппарат? Начнется ли освобождение мелкого и среднего бизнеса от коррумпирующего гнета чиновничества? Поймет ли властвующая элита, что реализация ее лозунга "успешной страны" подразумевает интеграцию России в глобальную среду, что, в свою очередь, возможно только в результате внутренней трансформации России? Наконец, станет ли второй срок Путина периодом ускоренной модернизации страны или, наоборот, прогрессирующей стагнации? Вопросы остаются.

Первые выводы, однако, уже появились. Ряд влиятельных фигур в США высказались по поводу ситуации в России достаточно определенно. Наиболее полно их аргументы, выводы и рекомендации представлены в выступлении сенатора-республиканца Джона Маккейна в Сенате США от 4 ноября. Характеризуя современную Россию как страну с непросвещенным деспотическим режимом, раздавившим слабые ростки демократии и гражданских свобод внутри страны и готовящимся к проведению неоимперской политики на постсоветском пространстве, Маккейн заявляет о невозможности нормальных отношений между США и Россией. Он предлагает исключить ее из "восьмерки" и других привилегированных евроатлантических институтов. Настаивая на фундаментальном пересмотре всей политики Вашингтона на российском направлении, проводившейся начиная с 1991 г., Маккейн фактически предлагает рассматривать Россию как противника США.

Речь идет не об изолированном выступлении. Впервые с осени 1999 г., когда уничтожающей критике была подвергнута "российская" политика администрации Клинтона, в американском внешнеполитическом сообществе - причем как среди республиканцев, так и среди демократов - стал распространяться пессимизм в отношении перспектив отношений между США и РФ. Белый дом, официально проводящий курс на стратегическое партнерство с Россией, таким образом, оказывается под огнем одновременно с фронта и с тыла. Если обстрел превратится в долговременную осаду, политика США в отношении России может быть скорректирована в сторону большей жесткости. Насколько оправданной была бы такая коррекция?

Картина, рисуемая сторонниками "жесткой линии", в принципе соответствует действительности. Современная Россия является полуавторитарной страной, в политической системе которой много заимствований как из советского, так и царского периода. Существует реальный плюрализм интересов, но власть находится в руках бюрократических кланов, сросшихся с крупным бизнесом. Свобода средств массовой информации ограничена, а полицейский произвол часто не имеет границ. Выборы проходят регулярно, но политика остается уделом элит при апатии большинства населения. Становление функционирующей демократии - проблема более или менее отдаленного будущего, но само "демократическое будущее" России не гарантировано. Дело даже не в пресловутых трех поколениях, а в том, что вопрос о "конечной станции" политического маршрута остается открытым.

Сейчас в России главный вопрос - не о том, какой будет российская демократия, а о том, каким будет новый российский капитализм. Точнее, какую роль в экономике будет играть государство. События последних месяцев позволяют предположить, что экономика будет по-прежнему находиться в основном в частных руках, но контроль государства за этими "руками" усилится. Во внешней политике Россия, стремясь использовать дружественные отношения с развитыми (западными) странами в качестве "ресурса модернизации", уже приступила к экономической экспансии на пространстве бывшего СССР, что в перспективе может повысить политическое влияние Москвы в новых независимых государствах. При этом Россия останется за пределами интегрированных политических, экономических и военных структур НАТО и ЕС и будет стремиться сохранить свободу рук на других направлениях (Китай, Индия, Ближний и Средний Восток). Иными словами, в обозримой перспективе Россия останется за пределами Западного сообщества. Эти тенденции складывались давно. Россия не стала вдруг "другой страной".

Партнерам России нужно учитывать, что ее нынешнее общее состояние, скорее всего, будет довольно устойчивым. Страна, конечно, будет меняться, но главным движителем трансформации, вероятно, будет национальный капитал, а не какие-то политические силы. При этом хотя в условиях открытости страны роль внешнего фактора как такового во внутрироссийских процессах довольно значительна, возможности для прямого политического вмешательства извне в эти процессы крайне ограничены, а результаты такого вмешательства скорее контрпродуктивны.

Путин очевидно ценит членство России (и свое личное участие) в саммитах "восьмерки". Тем не менее вопрос о власти имеет для него неизмеримо большее значение. Путин, по собственному признанию, - "европеец", но даже если вновь встанет вопрос об исключении РФ из Совета Европы, он не пойдет на вывод федеральных сил из Чечни. В целом США располагают ограниченным набором средств воздействия на РФ. Американская помощь Москве в основном сводится к финансированию ядерного разоружения России. Доступ России к передовым американским технологиям по-прежнему ограничен. Поправка Джексона-Вэника превратилась в символ, лишенный практического содержания, а уровень американских частных инвестиций в Россию гораздо больше зависит от российского законодательства (и его выполнения), чем от гарантий правительства США. Наконец, МВФ и проблема долгов как рычаг давления бесполезны: Россия денег больше не занимает, а только возвращает. Самое же главное заключается в том, что "дефицит демократии" в России - это не столько проблема элит, сколько проблема "масс", которые еще не стали демосом. Конечно, ухудшение отношений с США будет иметь серьезные неблагоприятные последствия для России во всех областях - от политики до экономики и военного строительства -, но это не только не компенсирует, но и увеличит проблемы, стоящие перед США. В частности, нужно иметь в виду следующее.

· Исключение России из "восьмерки", а также прекращение деятельности Совета Россия-НАТО добавит к перечню основных разногласий между США и странами Европы еще один болезненный пункт.

· Отказ от сотрудничества с Россией в борьбе с терроризмом (например, в Афганистане) ослабит безопасность США.

· Открытый разлад между США и РФ по проблеме распространения ОМУ на руку только распространителям.

· Переход Вашингтона к политике вытеснения России из стран СНГ приведет к дальнейшему перенапряжению сил США, их сверхвовлеченности в регионах, где у Америки нет жизненно важных интересов.

· Попытка давления на Москву на наиболее чувствительном участке - реализации энергетических проектов, изменении цен на нефть - чреват негативными последствиями для мирового энергетического рынка.

На рубеже XXI века США достигли пика национального могущества и всемирного влияния. В то же время устойчивость положения США на этой вершине зависит во многом от того, удастся ли Вашингтону создать систему управления мировыми процессами, основанную на консенсусе ведущих мировых игроков. Среди этих игроков - не только Евросоюз и Япония, но также Китай, Индия и Россия. В более долгосрочной перспективе американским стратегам следовало бы учитывать последствия вероятного усиления экономического веса и политического влияния азиатских держав, более тесной интеграции в Европе, а также возможного превращения России в экономически заметную величину.

Достигнутый уровень отношений между Вашингтоном и Москвой предполагает откровенность. Обе стороны могут и должны высказывать друг другу свою точку зрения на вопросы (в т.ч. внутренней ситуации в России, внешней и военной политики США), которые способны повлиять на двусторонние отношения. В то же время откровенность должна основываться на хорошем понимании того, что представляет и к чему стремится другой партнер. В отношениях между США и Россией нет места ни для благотворительности, ни для игры в поддавки. Российское руководство обязано хорошо представлять себе, что именно Россия может получить от отношений с США, и сохранять - в национальных интересах РФ - общую установку на партнерство. Администрация Джорджа Буша до сих пор поступала именно таким образом. Превращать отношения США с Россией в часть "глобального демократического проекта" означало бы наносить ущерб американским национальным интересам.


26.11.2003
http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/69046.htm

Док. 492109
Перв. публик.: 26.11.03
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 228

  • Тренин Дмитрий Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``