В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО `ГАЗАВТОМАТИКА` ИВАН СПИРИДОНОВИЧ НИКОНЕНКО: МЫ ПРОСТО ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ЛИДЕРАМИ! Назад
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО `ГАЗАВТОМАТИКА` ИВАН СПИРИДОНОВИЧ НИКОНЕНКО: МЫ ПРОСТО ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ЛИДЕРАМИ!
"Наших специалистов увлекают любые технически сложные задачи автоматизации в газовой отрасли, и мы всегда готовы приступить к их решению" - такому кредо в Газавтоматике не изменяют вот уже 45 лет - с тех пор, как это специализированное подразделение было создано в системе Мингазпрома.

Сегодня коллектив Газавтоматики - а это более трех тысяч сотрудников - гордится своим участием в реализации крупнейших отраслевых проектов. В состав Газавтоматики входят четыре научно-исследовательских и инжиниринговых подразделения, два завода, три конструкторские фирмы, отрас-лев ой метрологический центр и 11 специальных монтажно-наладочных фирм.

Генеральный директор ОАО "Газавтоматика" Иван Спиридонович Никоненко человек в топливной энергетике легендарный. Он работает на предприятиях газовой отрасли с 1964 года. Начинал с южной Шебелинки, потом проходил школу на Пунгинском, Игримском, Медвежьем месторождениях Тюменского Севера, а в 1977 году возглавил объединение "Уренгойгаздобыча", которое в жесточайших условиях Крайнего Севера начало разработку крупнейшей на планете газоконденсатной кладовой. Благодаря грамотному и эффективному освоению Уренгоя Россия стала мировым лидером по добыче и экспорту природного газа.

Родина высоко оценила труд Ивана Никоненко - в 1985 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он - лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук, действительный член Академии горных наук и член-корреспондент Международной академии информатизации... Иван Спиридонович согласился ответить на вопросы о настоящем и будущем Газавтоматики.

- Газавтоматика изначально была призвана содействовать научно-техническому прогрессу в газовом комплексе, - говорит Иван Спиридонович. - Вспомните стремительный взлет отечественной газовой промышленности, когда на протяжении жизни одного поколения объем добычи газа увеличился в триста раз. Обеспечить этот процесс соответствующими техническими решениями было не просто.

Помнится, в конце 60-х годов применение на Пунге обычного регулятора уровня приравнивалось чуть ли не к высочайшим достижениям инженерной мысли. Мог ли в таких условиях Мингазпром успешно конкурировать с ведущими зарубежными корпорациями по уровню автоматизации?

Но нам удалось преодолеть отставание от Запада.

Газавтоматика вышла на передовые рубежи современной науки и техники.

- А из чего складывался этот успех?

- Слагаемых - много. Мы смогли сохранить заложенные еще при формировании предприятия принципы компкомплексности подхода при создании новых средств и систем автоматизации и автоматизированного управления. По всей цепочке - от научных исследований и конструкторских разработок до внедрения и сервисного обслуживания. Сыграло свою роль и то, что мы не только сберегли высоко квалифицированный научный и инженерный потенциал, но и вырастили новое поколение специалистов.

К тому же мы развили новые направления и повысили объемы инжиниринговых работ, проводимых непосредственно на объектах.

Но главным, пожалуй, явилось все же то, что в Газавтоматике одними из первых в отрасли взяли курс на интеграцию. На первом этапе развития - где-то до начала девяностых годов все потребности Мингазпрома в автоматике закрывали мы сами. Однако уже тогда чувствовали, что вариться только в собственном соку - этого недостаточно.

Поэтому в начале второго, нынешнего, этапа развития мы широко воспользовались плодами конверсии, а также появившимися в начале перестройки возможностями сотрудничества с ведущими зарубежными фирмами.

Благодаря этому мы получили доступ к современной элементной базе и новым технологиям. Это не только помогло нам создать и внедрить современные системы управления, но и освоить новые направления в разработке и производстве продукции.

- А как обстоит дело с адаптацией зарубежных систем и оборудования к нашим условиям?

- Все наши разработки адаптированы для применения любого западного комплектующего оборудования.

Сегодня мы производим оборудование и по внешнему виду, и по технико-эксплуатационным качествам в отдельных случаях лучше и надежнее зарубежных.

Требования наших стандартов и заказчиков жестче западных.

Но ключевым моментом для нас является адаптация технологий и оборудования к конкрететным условиям эксплуатации. Так, в соответствии с отраслевой программой создания систем управления в добыче, переработке и подземном хранении газа был создан специализированный программно-технический комплекс "АСУ ТП Промысел". Запущены в эксплуатацию современные автоматизированные системы управления на Юбилейном, Заполярном, Ен-Яхинском, Вынгаяхинском, Еты-Пуровском, Песцовом месторождениях.

Появление и внедрение конкурентоспособных систем управления отечественного производства трудно переоценить, поскольку использование полностью импортных систем управления в стратегической отрасли народного хозяйства отрицательно сказывается на национальной безопасности.

- Какие еще задачи стоят перед отраслью?

- Газотранспортный комплекс России остро нуждается в модернизации существующего оборудования. В первую очередь - систем автоматического управления и регулирования газоперекачивающими агрегатами и компрессорными станциями.

Кроме того, в эксплуатации предприятий отрасли находится довольно много технических решений, созданных разработчиками разных компаний, на различной элементной базе. Это создает проблемы при эксплуатации, удорожает послегарантийное обслуживание.

Наихудшим вариантом развития этого сегмента отрасли будет появление технической "вавилонской башни", когда квалифицированной инженерной команде будет тяжело разобраться в системах управления рядом находящихся объектов.

- Я правильно понял, что "вавилонская башня" может появиться из-за массированного наступления иностранных фирм?

- К сожалению, редкая иностранная компания осуществляет комплексную поставку программных и технических средств, которые выполняют весь спектр управляющих и контролирующих операций.

Пока иностранные фирмы чаще поставляют базовые программно-технические средства, а Газавтоматика и другие российские организации решают специфические задачи управления объектами транспорта газа, поставляют средства и системы автоматизации, телемеханизации и связи, выполняют монтажно-наладочные, сервисные и другие работы.

Но Газавтоматике и самой по силам успешно решать такие задачи. И если потребуется, то мы сможем и сами взять на подряд ту же иностранную компанию или закупить за рубежом недостающее оборудование. Это было бы и надежнее, и дешевле для заказчика. И немалые средства станут оставаться в стране, а не утекать за границу. Да и унификацию, а также типизацию оборудования и систем легче и выгоднее выполнять на российских предприятиях.

- Какими вы видите пути развития автоматизации и автоматизированного управления в газовой отрасли?

- Российские предприятия должны быть не только мировыми лидерами по объемам добычи и транспортировки, но и стать "законодателями моды" в оснащенности средствами автоматизации.

Кому-то эта цель может показаться слишком амбициозной, но для нас она явилась серьезным стимулом к упорному труду и достижениям.

Сегодня Газавтоматика это предприятие, способное реализовать отраслевые проекты в части автоматики, не уступая зарубежным конкурентам по качеству, при более низкой себестоимости.

Поэтому развитие российских предприятий с разумным учетом зарубежных опыта и технологий должно стать той основой, на которой будут решаться как задачи развития экономики всей страны, так и задачи развития газовой отрасли.

Естественно, им надо только помочь: установить льготы, принять соответствующий законопроект, создать более выгодные условия... Словом, открыть дорогу для отечественного производителя. Но для этого требуется совершенствовать стратегическое мышление государства.

- Как думаете, в этом сможет помочь создаваемая сейчас Общественная палата?

- А почему бы и нет? Ведь там соберутся знающие и ответственные люди, болеющие за интересы страны.

- Если бы вам, Иван Спиридонович, представилась возможность участвовать в работе этой палаты, согласились бы?

- Думаю, что согласился бы. Ведь дело-то нужное.

Комсомольская правда

11.04.2005

http://www.gazprom.ru/articles/article10254.shtml

Док. 492084
Перв. публик.: 11.04.05
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 271

  • Никоненко Иван Спиридонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``