В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СТАБИЛЬНОСТЬ ДЕЛО НАЖИВНОЕ Назад
СТАБИЛЬНОСТЬ ДЕЛО НАЖИВНОЕ
О "Мострансгазе" говорят, что он "согревает" половину России. И это не преувеличение: ООО "Мострансгаз", одна из крупнейших "дочек" "Газпрома", обеспечивает голубым топливом 18 регионов, в которых проживает основная часть населения нашей страны. Зона ответственности компании простирается от Ярославской области на севере до Краснодарского края на юге. Наш корреспондент беседует с генеральным директором ООО "Мострансгаз" Алексеем ГОЛУБНИЧИМ.

- Алексей Сергеевич, миновал год, прямо скажем, неспокойный для россиян. Взрывы, пожары, замерзающие города - чего в нем только не было. Но я, честно говоря, не помню, чтобы руководимая вами компания фигурировала в тревожных репортажах СМИ, в сводках МЧС. Что это: благосклонность фортуны, везение или то, что на языке профессионалов называется стабильностью?

- Работа "Мострансгаза" из года в год отличалась стабильностью достигнутых результатов, и предварительный анализ показывает, что мы продолжаем следовать этой традиции. Не скажу, что это было легко. Но есть для нас четкий ориентир: ежегодно утверждаемые руководством "Газпрома" программы социально-экономического развития. Их выполнение в принципе и есть гарантия стабильной работы. Программа на 2004 год выполнена полностью по всем направлениям деятельности и с хорошим качеством. Нам удалось улучшить и некоторые ключевые отчетные показатели. Я имею в виду в первую очередь транспорт газа как внутри страны, так и за рубеж. По итогам работы за прошедший год эта цифра возросла примерно на 10 млрд. кубометров. В полном объеме выполнено плановое задание по закачке газа в подземные хранилища.

- 10 миллиардов кубометров газа - цифра внушительная. Магистральные трубы не резиновые, да и экономические условия непростые. Как, а главное, за счет чего удается наращивать производственный потенциал?

- Транспорт газа - особый, высокотехнологичный вид производства, требующий постоянного развития и совершенствования, а если хотите, созидательной работы. Буквально перед Новым годом завершена реконструкция двух компрессорных станций - Должанской и Донской, на которых старые газоперекачивающие агрегаты заменены современными, а главное - более мощными и надежными ГПА-Ц-16, что, безусловно, скажется на увеличении объемов подачи газа по основному транспортному коридору. Продолжаются работы по реконструкции Кольцевого газопровода Московской области "КГМО-1". Начато строительство магистрального газопровода "Касимовское ПХГ - КС Воскресенск".

Большие надежды возлагаются на Касимовскую и Увязовскую "подземки", где приступили к строительству еще тринадцати скважин, - их суммарная активная емкость составит почти 0,6 млрд. кубометров.

Строго по графику ведутся работы на четвертой очереди расширения Касимовского подземного хранилища газа. Здесь уже введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс, благодаря которому максимальный суточный отбор газа с этого ПХГ увеличен почти на 10 млн. кубометров в сутки. А в итоге - существенно возросла надежность поставок "голубого топлива", что очень важно как для "Газпрома", так и потребителей его продукции в России и за рубежом. Это позволит теперь уберечь трассу не только от возможных природных катаклизмов, но и от негативных непредсказуемых решений поставщиков газа.

- Реконструкция - это, в сущности, модернизация. Чтобы вести ее в таких масштабах, компания должна по крайней мере иметь надежную поддержку в освоении новых технологий, и в обкатке нового оборудования. Каковы здесь позиции "Мострансгаза"?

- Надо сказать, что в области освоения новейших технологий нам серьезно помогает "Газпром". Он поручает "Мострансгазу" испытывать многочисленные опытные образцы газотранспортного оборудования. Только что прошли испытания на базе Касимовского Управления подземного хранения газа и приняты к производству две новинки - газоперекачивающие агрегаты ГПА-4РМ и ГПА-4ПХГ "Урал". Не вдаваясь в технические особенности этих агрегатов, скажу, что они представляют собой новое поколение ГПА. Укомплектованные мощными газотурбинными двигателями и нагнетателями, они имеют высокие сходные характеристики. В них нашли применение самые последние технические достижения ученых и конструкторов ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "Искра-Авигаз" и ОАО "Пермские моторы". Какой из агрегатов станет базовым для станций подземного хранения газа, еще предстоит определить. Но по предварительным результатам оба, как говорится, друг друга стоят.

Историческим событием, с точки зрения освоения новейших технологий, можно считать для "Мострансгаза" полную цифровизацию Центрального узла связи компании и создание московской цифровой зоны. Последнее устаревшее аналоговое оборудование связи К-60 из эксплуатации полностью выведено. Одновременно продолжается перевод на цифру технологической сети и в регионах. В частности, значительно увеличена цифровая зона в Ярославской области. Теперь она доходит до Переславского УМГ - филиала "Мострансгаза". За счет введения цифровой системы передачи данных на участке Калуга - Брянск организованы дополнительные цифровые каналы на Брянское и Орловское УМГ и Калужское управление подземного хранения газа. Для "Мострансгаза" это означает существенное повышение качества и надежности управления технологическими процессами транспорта газа.

Другой пример. Впервые в истории газовой отрасли на базе наших филиалов - Крюковского, Переславского, Моршанского и Первомайского управлений магистральных газопроводов - прошли испытания опытного образца байпасного устройства, начиненного современными средствами электронного контроля и позволяющего осуществлять дефектоскопию отдельных участков газопроводов без ограничения давления и объемов транспорта газа. Поясню, что это такое и какое практическое значение имеет эта технология для нас, газотранспортников. Если раньше при проведении внутритрубной дефектоскопии приходилось уменьшать количество газа для пропуска снаряда дефектоскопа, а это очень сложный и трудоемкий процесс, то теперь такая необходимость отпала. Новое устройство позволяет своевременно и качественно определять и устранять дефекты на магистральных газопроводах, повысить безопасность, эффективность и надежность их эксплуатации. Налицо также огромная экономия материальных затрат, трудовых ресурсов, рабочего времени...

- Модернизация, реконструкция, как известно, не исключают обычного ремонта, "рутинных" профилактических мероприятий. Учитывая масштабы вашего хозяйства, это должна быть огромная работа. Как она ведется?

- Действительно, задачи, которые вбирает в себя термин "бесперебойная поставка газа потребителям", отличаются масштабностью и широким набором средств, которые привлекаются для их решения. Представьте себе: ежедневно при эксплуатации трассы длиной около 24 тысяч километров, задействованы сотни тысяч сложных агрегатов и механизмов, которые в силу постоянной нагрузки, естественно, изнашиваются, выходят из строя. Наша обязанность предугадать, точнее выражаясь, упредить появление любых погрешностей и ошибок, не говоря уже об авариях. Тут требуется высочайший профессионализм руководителей всех уровней, инженерных кадров, специалистов. Требуется четкая организация производства, опирающаяся на научно-обоснованное прогнозирование, своевременное финансирование. И, разумеется, твердые и подчас нестандартные решения.

Вы можете возразить, что эти требования характерны для любой сферы деятельности. Так-то оно так. Но все же к газотранспортным структурам, у которых производство представляет собой непрерывный процесс и имеет к тому же повышенную степень опасности, эти требования предъявляются особо: И главное здесь - четко спланировать и организовать своевременную профилактику и ремонт оборудования.

Приоритетным является, в частности, выполнение планово- профилактических работ - ППР, поскольку они напрямую связаны с обеспечением надежности транспорта газа. Важно охватить ими как можно большее количество находящихся в постоянной эксплуатации объектов и участков газопроводной системы. Филиалы "Мострансгаза" в пределах выделенного финансирования все запланированные в 2004 году комплексы ППР на ключевых объектах линейной части и в 56-ти компрессорных цехах выполнили на сто процентов и с очень высоким качеством. А это - гарантия надежности подачи газа потребителям в зимних условиях.

- Как часто вступали в работу ваши аварийно-восстановительные поезда при ликвидации аварийных ситуаций?

- У нас семь АВП. Но должен пояснить, что эти поезда - на автомобильном ходу. Они рассредоточены в филиалах на территории Ростовской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Тульской и Московской областей таким образом, чтобы перекрыть всю зону производственной ответственности компании на случай аварийной ситуации. В течение всего года они работают в плановом режиме и с большой нагрузкой, обеспечивая трудоемкие ремонтные и масштабные огневые работы.

А что касается экстренных вызовов, в прошедшем году АВП участвовали в устранении нескольких нештатных ситуаций. В июне произошел разрыв газовой трубы размером 1220 мм на 459-м километре газопровода "Петровск - Елецк" - территория Тамбовской области. Там грамотно и оперативно сработал личный состав АВП Елецкого УМГ, прошедшего маршем к месту аварии более 100 км, и аварийные бригады Первомайского УМГ.

Другое ЧП произошло в конце ноября на 114 километре магистрального газопровода "Кольцевой газопровод Московской области (КГМО) - 1" диаметром 820 мм. Там в первые минуты аварии отличился сменный персонал компрессорной станции "Воскресенская", сумевший быстро локализовать место аварии и задействовать для подачи газа потребителям внутрисистемные перемычки. Затем в работу вступил личный состав АВП Московского управления по эксплуатации газопроводов, совершивший также почти 100 километровый марш, и аварийные бригады Серпуховского и Ногинского УМГ.

Главное, на что хотел бы обратить внимание: ни в первом, ни во втором случаях подача газа не прекращалась. Уже в течение первых пяти минут аварийные участки были отключены, а транспорт газа осуществлялся за счет внутрисистемных перемычек. А через сутки - кому-то даже трудно представить такой темп работ! - поврежденные нитки газопроводов длиной соответственно 65,5 метров и 43,5 метра были заменены полностью. Умело и решительно в экстремальных ситуациях действовали сварщики, машинисты специальной техники, газорезчики, линейные трубопроводчики.

- Что было причиной аварий?

- По заключению специальной комиссии главный виновник - стресс-коррозия. До пятидесяти процентов газопроводов находится в эксплуатации уже тридцать - сорок лет, то есть выработали свой предельный ресурс и являются объектами повышенной опасности. В отсутствии своевременной и тщательной профилактики число разного рода ЧП было бы значительно больше.

- Как удается избегать неприятностей?

- Я упоминал, что все газопроводы подвергаются плановым проверкам, сложной диагностике, после которых проводятся ремонтные работы, устраняются обнаруженные дефекты и, таким образом, продляется время безопасной работы трассы. За 2004 год введено в строй почти 36 км магистральных газопроводов после их реконструкции, более 62 км - после капитального ремонта, закончено строительство еще 93 км. Внутритрубной диагностике было подвергнуто около 1900 км газопроводов. По ее результатам ликвидировано более 350 дефектов. Переиспытано свыше 137 км газопроводов, обследовано 266 ниток на 196 подводных переходах. Проведен ремонт на семидесяти четырех ГПА, капитальному ремонту было подвергнуто 115 запланированных газораспределительных станций. Можно не сомневаться, созданный задел гарантирует на текущий год закрепление и развитие уже достигнутой положительной динамики повышения надежности эксплуатации линейной части и всей системы в целом.

- То есть и в новом году потребители "Мострансгаза" могут быть спокойны?

- Мы чувствуем свою ответственность перед жителями столицы и Московской области и еще 450 крупных городов, десятков тысяч малых городов, поселков и деревень, предприятиями, которые в них находятся, и сделаем все от нас зависящее, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение их газом в любых условиях. Зимы могут быть теплыми, могут - холодными, климат может меняться, но устойчивость работы "Мострансгаза" должна быть неизменной.

- Вы двенадцать лет работаете в ТЭКе, из них последние три года - руководите "Мострансгазом". А у газовиков есть понятие профессиональной гордости. Чем вы горды?

- Пожалуй, тем, что в течение этих трех лет ни один из десятков миллионов потребителей, которым мы поставляем природный газ, не высказал жалобы на нашу работу. Значит, с главной своей задачей компания справляется.

Николай ВЕЛЕШОК

"Трибуна"

http://www.gazprom.ru/articles/article15064.shtml

Док. 492081
Перв. публик.: 19.01.05
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 168

  • Голубничий Алексей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``