В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лев Гудков: Разворот Назад
Лев Гудков: Разворот
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я бы хотел сейчас поприветствовать нашего собеседника, Лев Гудков, руководитель Левада-Центра, социолог. Лев Дмитриевич, здравствуйте.

Л. ГУДКОВ: Здравствуйте.

М. КОРОЛЕВА: Да, Лев Дмитриевич, мы только сейчас нашим слушателям коротко изложим ту новость, которую нашли сегодня.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: И Льву Дмитриевичу тоже.

М. КОРОЛЕВА: Да, Лев Дмитриевич, и вам тоже. Дело в том, что новость эта пришла из Германии, нам она показалась крайне интересной, для России, скажем, крайне необычной. По недавним опросам, которые проводились для компании RTL и газеты "Дер Штерн", партия канцлера Германии Ангелы Меркель теряет популярность. Христианская демократическая партия опустилась на целых два процентных пункта по сравнению с показателями прошлой недели, и вот почему. Аналитику усматривают причину в повышении цен на масло и молочные продукты. Как показало исследование, граждане Германии не исключают нового витка роста цен. При этом при всем возрастает популярность демократов, их рейтинг за последнюю неделю вырос на 11%.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: У них что там, на этом загнивающем Западе, всегда такая взаимосвязь между событиями, рост цен и рост или падение рейтингов?

Л. ГУДКОВ: Вообще, конечно, так оно и есть, поскольку любой шаг, любое действие правительства, в целом, и отдельных политиков, министров, тщательнейшим образом отслеживается, комментируется, ревниво очень оценивается, отслеживается, потому что действует принцип политической ответственности за любые поступки, любые принятые решения.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Лев Дмитриевич, смотрите, у нас этим летом в некоторых регионах цены на зерно, на хлеб выросли чуть ли ни на 50%, означает ли это, что рейтинг партии нашей власти, "ЕР", упал на 50%?

Л. ГУДКОВ: Нет, тут не будет, потому что у нас отношение к политике, к власти, в целом или к отдельным ее представителям, определяется немножко другими вещами. Принцип политической ответственности здесь вообще не работает, он не представлен ни конституционно, ни в структуре политической системе. Наше правительство избирается не по принципу партийной ответственности или политического представительства партии, а по соображениям целесообразности, которые решает президент.

М. КОРОЛЕВА: Лев Дмитриевич, вы хотите сказать, что у нас вообще никогда, скажем, по результатам опросов ваших, скажем, в Левада-Центре, никогда не отслеживалось связи повышения цен с рейтингом правящей партии или, например, с рейтингом президента?

Л. ГУДКОВ: С правящей партией вообще нет, потому что она никак не связана с этим. Доверие к правительству или оценка деятельности правительства, но не президента, тут есть некоторая связь, но она очень слабая, очень опосредованная и не прямая. Отношение к президенту, вообще говоря, лишено практических целей, это, скорее, символическая фигура, представитель всего национального целого.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Только когда, например, мы побеждаем с Сочи, тогда рейтинг президента на волне народного подъема может пойти вверх.

Л. ГУДКОВ: Именно, или когда он демонстрирует такую силовую и решительную позицию, как представляется нашим опрошенным, отстаивая национальные интересы или престиж России на международной арене. Это главное достижение Путина, вообще говоря. Все остальные прагматические аспекты его политики оцениваются гораздо более скромно.

М. КОРОЛЕВА: Т.е. цены сами по себе, а правительство и президент сами по себе?

Л. ГУДКОВ: И цены сами по себе, и успехи в борьбе с коррупцией, с преступностью, с повышением материального уровня, здесь его достижения оцениваются очень скромно, но это никак не влияет на общую положительную оценку. Вообще говоря, она в последние месяцы достигла рекордных показателей, 82% одобряют деятельность Путина.

М. КОРОЛЕВА: С чем это связано, с чем это люди связывают?

Л. ГУДКОВ: Главный здесь критерий, точнее, два таких показателя, именно в отношении Путина, это то, что люди надеются, что он что-то все-таки сделает. И второе, они не видят никого другого, кто мог бы, на кого можно было бы положиться, кто мог бы осуществить то, что они бы хотели. Это, прежде всего, забота о социально слабых, контроль над ценами опять, о которых вы говорили, повышение жизненного уровня и прочее.

М. КОРОЛЕВА: Лев Дмитриевич, еще один вопрос.

Л. ГУДКОВ: Сейчас, извините, я еще, у нас действует очень важный механизм. Путин выводится из-под критики, вся ответственность перекладывается на правительство, и поэтому правительство оценивается гораздо более скромно или даже, скорее, негативно по сравнению с Путиным. Как раз именно на правительство и возлагают ответственность за повышение цен, за рост безработицы или еще что-то.

М. КОРОЛЕВА: Да, но вы говорите, что и здесь тоже, в общем, связь не такая выраженная, как, скажем, это в Германии. Да, и еще такой вопрос, представим себе, что происходят некие экономические катаклизмы, дефолт, например, какое-то крупное экономическое потрясение могло бы повлиять как-то сразу на рейтинг правящей партии и на рейтинг президента?

Л. ГУДКОВ: Да, это, безусловно, так. Люди вообще оценивают деятельность власти в целом через собственное положение, через собственное повседневное потребление, положение своей семьи. И как только это затрагивается, когда люди чувствуют, что не просто нет улучшения, а наступает заметное ухудшение, тут ситуация меняется. Это было в январе 2005 года в связи с монетизацией, когда, действительно, отношение пошло вниз, хотя не достигло критических значений. Тут, действительно, вступают другие совершенно соображения. Вообще, люди оценивают ситуацию и отношения власти не по тому, что они сделали, а по принципу "лишь бы хуже не было".

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: И еще один вопрос у меня, Лев Дмитриевич, последний, наверное. Когда человек, простой человек, не живущий в столице, в своей обыденной жизни сталкивается, например, с тем, что вдруг с него в поликлинике начинают, условно, брать деньги, подорожали лекарства, подорожал хлеб, простой человек кого в этом винит прежде всего?

Л. ГУДКОВ: Их. Это неопределенное "их", это власти. И будет терпеть. При этом никак не выражая публично свой протест или ничего не делая для этого, он будет терпеть и втихаря ругаться на власть.

М. КОРОЛЕВА: Спасибо. Лев Гудков, глава Левада-Центра, только что был у нас в прямом эфире. Спасибо, Лев Дмитриевич.


08.08.2007
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/53892.phtml

Док. 492063
Перв. публик.: 08.08.07
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 96

  • Гудков Лев Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``