В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АЛЕКСЕЙ ГОЛУБНИЧИЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО `МОСТРАНСГАЗ`: `ДЛЯ МЕНЯ МОСТРАНСГАЗ КАК МЕГАПОЛИС` Назад
АЛЕКСЕЙ ГОЛУБНИЧИЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО `МОСТРАНСГАЗ`: `ДЛЯ МЕНЯ МОСТРАНСГАЗ КАК МЕГАПОЛИС`
Третью часть всех поставок природного газа российским потребителям, а это более 90 млрд куб. м ежегодно, обеспечивает ООО "Мострансгаз" - одно изкрупнейших газотранспортных предприятий "Газпрома". Оно является важной составной частью Единой системы газоснабжения (ЕСГ) Российской Федерации. В течение последних двух лет этот двадцатитысячный производственный коллектив возглавляет генеральный директор Алексей Сергеевич Голубничий.

- Алексей Сергеевич, что такое Мострансгаз?

- Самый настоящий "технический мегаполис". C гордостью называю его так с тех пор, как возглавил это крупнейшее в системе ОАО "Газпром" газотранспортное предприятие. По своей мощности, количеству применяемого высокотехнологичного современного оборудования, масштабам решаемых задач и территориальной зоны производственной ответственности оно вполне соответствует такому сравнению.

- А если конкретнее?

- Для конкретности - несколько фактов из истории. В 1946 году был введен в эксплуатацию газопровод Саратов-Москва. По нему с невиданным по тем временам давлением в 55 атмосфер в столицу пришел природный газ с саратовских месторождений. Для эксплуатации уникального по тем временам трубопровода было создано предприятие, которое и стало первенцем отечественного магистрального транспорта газа - Мострансгаз.

Со временем, по мере того, как на карте страны появлялись очередные мощные газовые "коридоры"-Уренгой-Ужгород, Средняя Азия-Центр, Северный Кавказ-Центр, Ямбург-Тула, Ямал-Европа, к слову, сегодня их насчитывается уже 16, - производственная граница Мострансгаза раздвигалась во все стороны. Возрастали задачи, масштабы работы, ответственность за ее результаты.

Сегодня наша "география" это - 18 субъектов Российской Федерации, в том числе самые крупные - Москва и Московская область, а также 450 больших и малых городов, более десяти тысяч поселков и деревень Воронежской, Курской, Ярославской, Рязанской, Тамбовской и других областей центральной части России, а на юге - Ростовской области и Краснодарского края, за надежное и бесперебойное газоснабжение которых мы отвечаем.

В этих целях Общество эксплуатирует 840 газораспределительных станций собщей проектной производительностью 400-450 млрд куб. м в год, - а это ни много ни мало - третья часть всего газпромовского парка ГРС.

Плюс к этому - 36 компрессорных станций с более чем сотней турбинных цехов и вспомогательной инфраструктурой. Мощность установленных в них газоперекачивающих агрегатов эквивалентна мощности 100 реактивных самолетов типа МиГ-31 или 5 тысяч тяжелых танков типа Т-90.

Протяженность эксплуатируемых нами магистральных газопроводов в однониточном исчислении составляет 23 тысячи километров. Этой газовой "нитки", кстати сказать, хватило бы, чтобы 2 раза проткнуть насквозь земной шар - туда и обратно.

Ну и еще много других объектов и оборудования, связи, электрохимзащиты, сотни единиц техники, находящихся в ежедневной работе. Сюда же надо добавить поселки газовиков, объекты социальной сферы, школы, санатории, детские сады и многое другое, без чего невозможна жизнь двадцатитысячного коллектива. Как видите, Мострансгаз - хозяйство огромное, чем не мегаполис?

- А подземные хранилища газа?

- Это особая гордость Мострансгаза. У нас их четыре и предназначены они для хранения стратегического газового резерва, необходимого для закрытия пиковых периодов нагрузки, наступающих в моменты резкого похолодания. Зимой понижение температуры на один градус от нормы влечет за собой необходимость подачи дополнительно только на Москву и область почти 100 млн куб. м всутки. Дополнительный газ с месторождений подойдет только через несколько суток и тогда в действие вступают наши "подземки". Сразу скажу, что к этой зиме мы подготовились основательно, подняв планку по закачке до рекордной за все годы отметки - 8,5 млрд куб. м.

- Трудно ли закачивать газ в "подземку"?

- Процесс действительно очень трудоемкий и ответственный. По своим техническим параметрам не все подземные хранилища газа одинаковые. Одно дело закачать газ в отработанные месторождения, в пустоты, где раньше сама природа его хранила. Совсем другое - в водоносные пласты. Все хранилища, входящие в состав Мострансгаза, сооружены именно в таких пластах и не имеют себе равных в мире. Технология закачки здесь сложная. Чтобы начать оттеснять воду из забоев скважин, надо под давлением в 105 атмосфер наглубину 800 метров продавить газ в водоносный пласт. Надо осушить поры в песчаниках, в которых, собственно, и будет храниться газ. Надо проверить надежность глинистой покрышки, чтобы газ не уходил вверх, а еще надо определить герметичность хранилища и подтвердить общие геологические характеристики пласта-коллектора. Видите, сколько надо сделать, чтобы создать резерв из "голубого топлива". А за каждым "надо" целая вереница трудоемких и дорогостоящих работ.

- Что вас беспокоит больше всего?

- Принимая газ от соседей - других газотранспортных предприятий "Газпрома", мы доводим часть его до потребителей своей зоны ответственности, остальное - сдаем украинской газотранспортной компании -"Укртрансгаз" для последующей поставки в страны Восточной и Западной Европы. От нас требуется не только поддерживать хозяйство в отличной форме, но самое главное, учитывая довольно большую продолжительность и интенсивность эксплуатации газопроводов, - осуществлять их масштабную реконструкцию и модернизацию. В этом остро нуждается значительная часть основных фондов, используемых сегодня в транспорте и хранении газа. Для примера - 27% газопроводов вошло в строй более тридцати трех лет назад, а 40% ГРС уже полностью отслужили свой амортизационный срок. Обеспечить в таких условиях безаварийность и непрерывность поставок газа потребителям -дело хлопотное, исключительно ответственное, а значит, и не может небеспокоить.

- Как же вам удается избегать аварий при высокой степени изношенности оборудования?

- Точнее сказать, удается предотвращать. С этой целью у нас постоянно ведется планово-предупредительная работа. Ежегодно газопроводы подвергаются тщательной экспертизе, по результатам которой отдельные участки, вызывающие особые опасения с точки зрения дальнейшей эксплуатации, заменяются. Только в прошлом году для обнаружения дефектов была проведена внутритрубная диагностика двух тысяч километров газопроводов, что в целом ряде случаев повлекло за собой переукладку труб и замену практически всей запорно-регулирующей арматуры. А всего за последние годы реконструировано и отремонтировано почти 1200 км магистральных газопроводов диаметром от 500 до 1400 мм, а в Воронежской, Ростовской, Тульской областях до 90% газопроводов вообще заменены на новые. Эту работу мы намерены продолжать, уделяя особое внимание наиболее загруженным направлениям.

В прошлом году после технического перевооружения введен в строй газопровод Северный Кавказ-Центр, частично реконструирован кольцевой газопровод Московской области и произведена врезка технологических перемычек газопроводов Уренгойского коридора. Поверьте, это трудоемкие и дорогостоящие работы! Но поскольку от них зависит безопасность газотранспортной системы, правление "Газпрома" включило их в перечень объектов приоритетного финансирования.

- Это единственный путь повышения надежности эксплуатации газотранспортной системы?

- Разумеется, нет. Надежность растет и за счет комплексной автоматизации производства, внедрения на базе микропроцессорной техники информационно-управляющих комплексов нового поколения. В частности, внедрение автоматизированной системы диспетчерского управления Общества (ГОФО-2) позволило нам повсеместно значительно повысить качество управления газотранспортной системой.

Сегодня в режиме реального времени мы видим, а посредством телемеханики можем дистанционно управлять запорной арматурой как на линейной части, так и в компрессорных цехах.

Добавлю, что ежегодно нами осваивается почти 5 млрд рублей, выделяемых "Газпромом" инвестиционных ресурсов. В результате обновлено дорогостоящее оборудование почти на каждой второй газокомпрессорной станции.

- В конце прошлого года в числе нескольких ученых, конструкторов иинженеров-эксплуатационников вы были удостоены отраслевой премии ОАО "Газпром" за разработку, серийное производство и внедрение уникального комплекса измерительных средств для отечественных и импортных газоперекачивающих агрегатов и систем телеконтроля линейной части. Что побудило вас заняться научным, точнее, изобретательским делом?

- Опять же забота о повышении надежности транспорта газа. Чтобы газ дошел до потребителя, задействована сложнейшая система газоснабжения, в том числе десятки тысяч контрольно-измерительных приборов автоматики (КИП и А) и телемеханики, которые первыми подают сигналы SOS в случае выхода из строя или нештатного состояния практически любого участка или узла этой системы. И тем самым повышают надежность ее работы.

Поскольку старые приборы имели конструктивные изъяны, чем создавали серьезные проблемы в процессе эксплуатации газотранспортного оборудования, потребовалось создать измерительные средства нового поколения. Причем как для отечественных, так и для импортных газоперекачивающих агрегатов и cистем телемеханики. Результатом коллективного труда ученых, конструкторов и инженеров-эксплуатационников, в том числе и Мострансгаза, стал новый контрольный комплекс, применяемый сегодня практически во всех газотранспортных предприятиях ОАО "Газпром". В его разработке участвовало расположенное в г. Королеве "НПО Измерительной Техники", коллектив которого имеет большой научный и практический опыт реализации серьезных проектов в области ракетно-космических технологий.

Новые приборы позволяют получить точную и подробную информацию осостоянии технологических звеньев и обеспечить достоверный и качественный контроль вибрационных и тепловых режимов. Их параметры введены в автоматическое управление компрессорных цехов, систем линейной телемеханики магистральных газопроводов и газораспределительных станций. А главное, что все теперь находится под контролем в режиме реального времени.

- Какую помощь газовикам оказывают губернаторы, администрации областей?

- Большинство администраций субъектов Российской Федерации понимают важность реконструкции и повышения надежности газотранспортной системы. Ведь это, в первую очередь, устойчивое и бесперебойное газоснабжение населения и крупнейших промышленных предприятий областей. Наиболее активные губернаторы борются за то, чтобы на их территориях инвестиционная программа "Газпрома" реализовывалась в максимальных объемах и наиболее быстрыми темпами.

Особое внимание губернаторы уделяют вопросам реализации федеральной Программы российского правительства "Газификация России".

В ее рамках по планам капитального строительства "Газпрома" с 1996 по 2000 год на территории 15 областей и Краснодарского края с участием Мострансгаза построено и запущено в эксплуатацию более тысячи километров газопроводов-отводов с основными фондами на общую сумму почти миллиард рублей и 352 км распределительных сетей. За последние три года дополнительно введено 143,2 км газопроводов и 1320,6 км распределительных сетей. Думаю, что цифры говорят сами за себя.

- Известно, что большинство деревень и поселков находится на значительном удалении как от магистральных или распределительных газопроводов, так и друг от друга, а прокладка к ним газопроводов-отводов - дело чрезвычайно дорогое. Местные власти как-то участвуют в финансировании проектов газификации?

- Программа газификации одному "Газпрому" не всегда по силам, да и реализовать ее можно гораздо быстрее с участием местных администраций. Принимая на себя основной груз ответственности за приход "голубого топлива" в регионы, мы считаем, что это должно быть совместной заботой Мострансгаза, как дочернего общества "Газпрома", и первых руководителей на местах. Сразу скажу, что положительные примеры такого сотрудничества есть. Сегодня мы успешно реализуем несколько проектов в ряде областей с привлечением бюджетных средств регионов. На основании договора простого товарищества введен в эксплуатацию газопровод-отвод к поселку Золотухино Курской области протяженностью 36,4 км с основными фондами - 78,6 млн руб. В перспективных планах - газификация еще семи районов этой области, по которым сейчас ведутся проектные работы.

С руководством регионов мы ведем работу в рамках тех соглашений, которые заключены между руководителями "Газпрома" и субъектов Федерации. Но с отдельными областями, где объем финансовых вложений особенно высок, мы идем на подписание дополнительных документов, конкретизируя или, точнее сказать, детализируя в них степень непосредственного участия местных властей и филиалов Мострансгаза. В итоге чаще всего получается довольно слаженное взаимодействие, идущее на пользу области, краю, а в первую очередь, населению, людям. Такие документы подписаны у нас с Белгородской, Ростовской, Курской и Воронежской областями, на очереди уточнение взаимных приоритетов с Липецкой и Тульской областями. Все это дает определенные плоды.

Благодаря совместным усилиям в прошлом году уже введены в эксплуатацию: газопроводы-отводы к поселкам Котелино Рязанской области, Асеньевское - Калужской, Борисоглебский - Ярославской, Синие Липяги - Воронежской областях. Их общая протяженность составила свыше 110 км. Запущены распределительные газопроводы к четырем селам Рязанской и Калужской областей общей протяженностью 54 км и основными фондами более 67 млн. руб. Откровенно скажу: жители этих районов с огромной радостью встретили в своих домах газ.

В этом году закончим строительство газопроводов-отводов к селам и деревням Московской, Орловской, Липецкой, Тульской, Ростовской, Курской, Воронежской, Рязанской областей, всего - около пятнадцати объектов. Для многих это - ничего не значащие названия населенных пунктов, для нас - тысячи новых потребителей газа, тепло и свет в их домах.

- На какую поддержку ООО "Мострансгаз" рассчитывает, заключая соглашения с главами субъектов Российской Федерации?

- Как нам представляется, взаимодействие с администрациями должно приносить обоюдную пользу. Инвестирование "Газпрома" в создание новых мощностей, техническое перевооружение газотранспортной системы - уже явные блага для регионов. К тому же Мострансгаз повсеместно выступает крупнейшим налогоплательщиком в местные бюджеты, а в целом ряде муниципальных образований наши филиалы являются бюджетообразующими организациями. Возьмем, например, Рязанскую область. Здесь в такой важной роли выступают Касимовское управление подземного хранения газа, Путятинское и Истьинское УМГ, в Ростовской области - Ростовское и Таганрогское, в Тамбовской - Моршанское и Первомайское управления магистральных газопроводов. Все это -районные центры с сотнями тысяч населения.

Вполне очевидно, что Общество рассчитывает на адекватные шаги и состороны региональных властей, законодательных органов субъектов Федерации. В частности, на содействие в производстве строительно-монтажных работ. Дело у нас, как говорится, общее. Поэтому мы активно добиваемся предоставления нам условий наибольшего благоприятствования при реконструкции объектов газотранспортной системы. Речь идет об ускоренном и упрощенном прохождении процедур землеотвода, снятии бюрократических препятствий на этапе регистрации объектов в собственность, наконец, о реальной стоимости некоторых видов услуг.

Хочу отметить, что в отдельных регионах мы сталкиваемся с проблемами как регионального, так и федерального уровня. Скажем, по Московской области значительно увеличена стоимость перевода земель из лесного фонда в нелесной. Это привело к резкому, почти в 2,5 раза удорожанию реконструкции кольцевого газопровода Московской области и работы там сегодня практически прекращены. А ведь система газоснабжения этого региона имеет уникальную схему. Задействовано два кольца - одно внешнее, протяженностью около 420 км, расположено в ближнем Подмосковье с давлением 55 атмосфер, другое - внутреннее, тесно опоясывающее МКАД - длиной 120 км с давлением 12 атмосфер. Через эту систему газ поступает не только в Москву и Московскую область, - а это более 15 млн населения и сотни промышленных объектов, но и транспортируется на экспорт. И от его надежности зависит газоснабжение всего московского региона и поставки на экспорт в объеме до 50 млрд куб. м в год!

В Ярославской области значительно завышены цены сельхоз потерь и убытков. Что это значит? Проиллюстрирую на примере: за 48 га сельхозпотерь при прокладке газопровода-отвода к поселку Борисоглебский местная администрация требовала оплатить 18,4 млн руб., в то время как аналогичные затраты, например, в Липецкой области (заметьте, в Черноземной зоне) составляют 2,2 млн руб., то есть в восемь раз меньше. В конце концов, цену урегулировали, но за скобками осталось немало вопросов.

Еще один больной вопрос - загрузка ГРС, которая составляет в среднем погоду чуть более 21%, при этом 616 ГРС (72% от всех эксплуатируемых в Обществе) имеют загрузку менее 25%, а 35 - нулевую. Связано это с тем, что уровень газификации населенных пунктов России пока остается низким, в среднем чуть более 50%, в городах - это около 60%, в сельской местности -30%.

Я думаю, что местным газоснабжающим организациям и специалистам в регионах есть над чем задуматься.

- Алексей Сергеевич! В заключение позвольте задать в какой-то степени личный вопрос. За почти шестидесятилетнюю историю Мострансгаза Вы - его десятый руководитель. До вас были, как говорится, "стопроцентные" газовики. Вы же - дипломированный международник-экономист. Между тем, по мнению руководства "Газпрома", управление столь огромным и разноплановым хозяйством у вас получается даже лучше, чем у предшественников. Как это удается?

- Ничего удивительного. Мировой опыт, а с некоторых пор и отечественный, убеждает, что в условиях рыночной экономики руководителю крупной компании мало быть узкопрофильным, пусть даже очень высококлассным специалистом. Требуются глубокие экономические и юридические знания, разумеется, при хорошей базовой подготовке. И непременно - надежная "команда" из профессионалов единомышленников.

Что касается меня, то считаю, что очень хорошую десятилетнюю практику менеджмента высшего управленческого звена мне посчастливилось приобрести после ухода с дипломатической работы. При этом все эти годы был непосредственно связан с нефтегазовой отраслью России и стран СНГ. Поработал и на Крайнем Севере - в Туруханске и на южных рубежах - в Батуми, занимался вопросами газовой отрасли Казахстана.

Относительно "команды" могу сказать четко: настоящие профессионалы! В их числе - первый заместитель Апостолов А.А., директора по производственным направлениям Буховцев Б.М., Вербило А.С., начальники управлений Дашунин Н.В., Пахомов В.П., Горев А.С. и многие другие.

Надежная команда сложилась и среди тридцати девяти начальников филиалов, непосредственно связанных с производством, в первую очередь - управлений магистральных газопроводов. Численность каждого из них составляет от пятисот до тысячи работников. Тут особый подбор кандидатов. Управлять такими большими и ответственными коллективами доверяется только опытным и грамотным специалистам, только проверенным профессионалам.

- И вы тогда без робости вступали в новую должность?

- Честно признаюсь, с большим волнением. Правда, сегодня мне кажется,что это было давно, за два года "прикипел" к Мострансгазу душой и сердцем. Сегодня уже не представляю свою жизнь вне этого прославленного орденоносного предприятия. Уверен, что нам вместе предстоит еще очень много сделать для его процветания во имя и на благо России.

Справка:

Алексей Сергеевич ГОЛУБНИЧИЙ родился в 1962 г. в Москве. С отличием окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Работал в центральном аппарате и загранпредставительствах МИД СССР. Занимал руководящие посты в ряде нефтяных компаний: заместитель генерального директора ЗАО "Енисейнефть" (1993-1995 гг.), вице-президент ЗАО "Росинвестнефть" (1995-1998 гг.), коммерческий директор ЗАО "Батумский нефтяной терминал (1998-2000 гг.). Два года был вице-президентом ЗАО "Центр инвестиционных проектов и программ". С 2002 года - генеральный директор ООО "Мострансгаз".

Известия

12.03.2004


Генеральный директор ООО "Мострансгаз" - А.С. Голубничий

http://www.gazprom.ru/articles/article10255.shtml

Док. 492007
Перв. публик.: 12.03.04
Последн. ред.: 18.09.08
Число обращений: 203

  • Голубничий Алексей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``