В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заключать в какие-то жесткие рамки долю участия в проектах российских и иностранных подрядчиков и требовать неукоснительного соблюдения этих квот - бессмысленная затея Назад
Заключать в какие-то жесткие рамки долю участия в проектах российских и иностранных подрядчиков и требовать неукоснительного соблюдения этих квот - бессмысленная затея

В январе 2006 года 10 лет исполнилось закону "О соглашениях о разделе продукции". Споры и острая полемика вокруг проектов, действующих на основе соглашений, не утихают до сих пор. Парадокс в том, что за прошедший отрезок времени на основании принятого документа не было подписано ни одного соглашения. Закон лишь сделал легитимными три уже подписанных к тому времени соглашения, дал возможность развиваться проектам "Сахалин-1", "Сахалин-2" и Харьягинскому проекту. Не последнее место в вопросах, "тормозящих" активную деятельность на основе закона, занимает вопрос о квотировании участия российских подрядчиков в проектах на основе СРП и государственного контроля над соблюдением соглашений. Помочь разобраться с этим вопросом журналист "Известий" Марина Светлова попросила заместителя председателя Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития РФ и Российской академии наук Александра Арбатова.

Известия: Соглашением о разделе продукции предусмотрены определенные гарантии для российских подрядчиков. Например, что в том или ином проекте должно участвовать не менее 70% отечественных подрядчиков. Насколько точно соблюдаются такие договоренности? И какие существуют механизмы их соблюдения?

Александр Арбатов: Заключать в какие-то жесткие рамки долю участия в проектах российских и иностранных подрядчиков и требовать неукоснительного соблюдения этих квот - бессмысленная затея. Сделать это можно только с большим ущербом для окончательного результата. И в конце концов с большим ущербом для обеих сторон - и для государства, и для инвесторов. В данном контексте все зависит от специфики тех работ, которые необходимы на данном, конкретном этапе реализации проекта. И те квоты, которые предусматриваются соглашением, должны быть выбраны за весь период реализации того или иного проекта. 70% - это скорее идеальный уровень, на который в ходе реализации проекта нужно стремиться выйти и даже превысить его. Потому что и операторам, и инвесторам невыгодно делать заказы за рубежом и приглашать иностранных специалистов, если равные по качеству работы могут быть предоставлены и в России. И тот огромный опыт, который получают российские специалисты, участвуя в подобных проектах, переоценить просто невозможно. Взять хотя бы проект "Сахалин-2". Строится очень крупный завод по сжижению природного газа. У нас такого масштаба предприятий никогда не было. Применяются уникальные новейшие технологии. И российские граждане принимали участие на всех стадиях - от проектирования до собственно строительства. На стадии эксплуатации российские специалисты и квалифицированные рабочие также будут обслуживать работу завода. И это уникальнейший опыт, какой мы никогда не получили бы. То же можно сказать и об опыте добычи нефти в морских условиях.

Это не более чем политические манипуляции общественным сознанием. Мне вообще не очень понятно, почему вдруг в пылу политической полемики был создан такой одиозный облик закона о СРП - что это едва ли не грабеж Родины. Соглашения - дело сугубо добровольное, две стороны СОГЛАШАЮТСЯ быть партнерами на определенных условиях. А рычаги государственного контроля за соблюдением таких соглашений, в том числе и за соблюдением квот на участие российских подрядчиков, созданы. В некоторой степени режим СРП предоставляет государству даже большие возможности, нежели действующее налоговое законодательство. Государство как собственник российских недр наряду с инвесторами входит в управляющие комитеты, имеет доступ к внутренней информации и возможность влиять на принятие решений. Если бы в свое время не было принято решение о реализации сахалинских и Харьягинского проектов, то там вообще ничего сегодня не было бы. И сравнивать было бы не с чем. Результат, между тем, очевиден. Сахалин развивается, в районах нефтедобычи население не сокращается, а растет. И со временем положительная демография будет захватывать все большую часть острова, потому что уровень жизни растет.

Давайте не будем забывать, что российские подрядчики благодаря участию в этих проектах уже получили заказы на сумму порядка 8 млрд долларов. Машиностроительные, металлургические и другие предприятия получили возможность повысить свою загрузку. Их работники получили занятость и достойную зарплату. А ведь у нас все-таки подобные предприятия, не связанные напрямую с добычей нефти и газа, мягко говоря, недозагружены. И потому участие в проектах для них определенно выгодно. В то же время все тот же проект "Сахалин-2" способствовал созданию более сотни совместных предприятий, в которых используются иностранные инвестиции. Все эти предприятия внесены в государственный реестр.

Наконец, оператор любого СРП несет ответственность и перед государством, и перед акционерами инвестора, и перед кредиторами, и перед местными властями. Нужно говорить скорее о неумении разумно организовать государственный контроль над проектами на условиях СРП, нежели о его недостатке.




http://www.ras.ru/

Док. 491882
Перв. публик.: 17.03.06
Последн. ред.: 17.09.08
Число обращений: 147

  • Арбатов Александр Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``