В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Муртаза Рахимов: `Все вопросы в России должны решать президент и правительство` Назад
Муртаза Рахимов: `Все вопросы в России должны решать президент и правительство`
Президент Башкортостана Муртаза Рахимов - фигура самостоятельная и инициативная не только на республиканской, но и на общероссийской политической сцене. У себя в республике, по сложившейся традиции, он вникает во все дела сам - не только в федеральные или республиканские программы, но даже в развитие курортов и пчеловодства. Он считает, что и российские власти должны контролировать все процессы в стране предельно внимательно и для этого - не наращивать, а сокращать звенья во властной вертикали. Свой взгляд на актуальные события российской политической жизни и на пути совершенствования механизмов государственного управления он изложил в своем интервью обозревателю "НГ".
Муртаза Губайдуллович Рахимов родился 7 февраля 1934 г. в Кугарчинском районе Башкирской АССР. В 1956 г. окончил Уфимский нефтяной техникум, в 1964 г. - заочное отделение Уфимского нефтяного института по специальности инженер-технолог. В 1978-1990 гг. - главный инженер, затем директор Уфимского нефтеперерабатывающего завода имени XXII съезда КПСС. В 1989-1991 гг. был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР. В апреле 1990 г. избран председателем Верховного Совета Башкирской АССР, в декабре 1993 г. - президентом Республики Башкортостан. В июне 1998 г. избран президентом Башкортостана на второй срок. С января 1996 г. - член Совета Федерации. В марте 2001 г. вошел в состав президиума Госсовета.



-МУРТАЗА ГУБАЙДУЛЛОВИЧ, в разгар конфликта вокруг НТВ вы выступили с предложениями по его урегулированию путем приобретения блокирующего пакета акций "Медиа-МОСТа" субъектами РФ. Вы придали этому вопросу большое внутриполитическое значение?

- То, что творится вокруг НТВ, - безобразие. Свободу слова в России нужно отстаивать. Но нельзя под прикрытием свободы слова решать частные проблемы - доводить ситуацию до абсурда ради соблюдения интересов одного только гендиректора Киселева. Кроме того, ситуация полна неясностей. В СМИ фигурировала общая сумма долга - 230 миллионов долларов. Но никто не приводит точных данных, сколько "Медиа-МОСТ" должен "Газпрому", государству, правительству Москвы. А ведь было время, когда и Юрий Лужков был сторонником НТВ. На мой взгляд, нужно было публично разъяснить, сколько и кому оно должно. Далее, я считаю большой ошибкой то, что при смене собственника телекомпании на авансцене появилась такая одиозная фигура, как Кох. Он снискал далеко не безупречную репутацию после того, как несколько лет назад его отстранили от занимаемых должностей. Другой бы человек смотрелся в этой роли по-иному. В таких деликатных вопросах все должно быть прозрачно.

И наконец, вовлекать в орбиту конфликта столько народу просто некрасиво. Я думаю, сотрудники НТВ решили последовать опыту тележурналистов Чехии, которые недавно в течение нескольких дней блокировали работу телестудии, требуя сменить главу компании. В ситуацию вмешался президент Гавел, специальное решение принял чешский парламент. Видимо, журналисты НТВ рассчитывали сделать такой же ход. Однако в Совете Федерации команду НТВ во главе с Киселевым поддержали далеко не все, так же как и в Думе. Ну, а в целом этот конфликт не украшает ни НТВ, ни наше государство.

- Какие шаги были бы, по-вашему, правильными в сложившейся ситуации?

- Все должны выполнять решение суда. Если кто-то не согласен - пусть дойдет хоть до Верховного суда. И вообще, суд-то у нас какой... Но в принципе должна быть дисциплина. Коль появился новый руководитель - надо ему подчиняться. Иначе будет вакханалия. Одними митингами дело не решить.

- Смена руководителя в данном случае означает утрату каналом своего профиля...

- Уничтожение НТВ недопустимо. Безусловно, канал должен остаться и работать. Сам я передачи НТВ смотрю с удовольствием, особенно информационные. Надо отдать должное корреспондентам НТВ, репортажи у них прекрасные, качественные, в том числе у нашего земляка Алима Юсупова. Правда, я не люблю, когда Киселев навязывает свои идеи. Не нравится мне и то, как язвит Виктор Шендерович. "Куклы" мне неприятны. На мой взгляд, далеко не всякая аудитория способна это воспринять. В целом я за то, чтобы в подаче информации все было корректно, без перегибов в стиле, которые позволял себе Сергей Доренко на ОРТ. Вытаскивать на экран детали, касающиеся личной жизни и здоровья крупных и уважаемых политиков, некорректно. А для аудитории, которая в значительной степени разделяет основы мусульманской культуры, это не вписывается ни в какие рамки. Да и вообще политикам и бизнесменам бывает очень трудно доказать свою правоту после того, как телевидение польет их грязью, зачастую безосновательно. Телевидение сегодня должно быть свободно. Но при этом у тех, кто его делает, должна быть ответственность.

- События вокруг холдинга "Медиа-МОСТ" наглядно продемонстрировали, что у власти формируется новая система отношений с прессой. Каковы ваши представления на этот счет?

- Нельзя сказать, что два наших государственных телеканала ограничивают себя в критике. И это нормально. Полностью брать прессу под государственный контроль нельзя - неинтересно и вредно. Если запретить критику в СМИ, то мы вернемся к ситуации, которую уже не раз переживали в российской истории. Но критика должна быть объективной и разумной. И какая-то умеренная доза контроля не помешает. Скажем, президент Путин у власти всего год. Ему нужно помогать, а все его только критикуют, ссылаясь на то, что без этого в России не будет демократии. В Европе демократия, парламентаризм, свобода слова развивались сотни лет. В России другая ситуация. У нас университет только 250 лет назад открыли. И вообще российский менталитет таков, что быстро провести реформы невозможно. Борис Николаевич пытался раскрутить махину - только за одно это ему памятник поставить можно.

- Какую роль вы отводите СМИ в продолжении реформ в России?

- Без свободы слова нельзя. Без нормальной критики мы не построим нормальное общество. Иначе власть потеряет ориентиры. Она не будет знать, что происходит на самом деле. На одних только служебных записках объективной картины не составишь. Да и чиновники, включая руководителя государства, без критики, при одних только похвалах, не смогут принимать верные решения.

Я сам, например, пока на улицу, в магазин, на рынок не схожу - не вижу, что происходит. Все решения, которые принимает президент Путин, зависят от того, кто его окружает, сколь объективную оценку они дают. У него должны быть помощники, прошедшие какую-нибудь школу, партийную или хозяйственную. Вот все говорят, что у нас идет экономический рост...

- А как вы оцениваете состояние российской экономики?

- В Послании Путин отметил, что экономика России на подъеме. Но вы посмотрите, за счет чего мы ее поднимаем: практически - за счет роста мировых цен на нефть, газ, металлы. Президент видит, что экономика работает со скрипом. Социально значимых объектов мы не строим. В СССР возводились гиганты - сегодня ничего нет. Как мы собираемся дальше жить? Объемы промышленного производства сократились. К примеру, Башкортостан перерабатывает сегодня 25 миллионов тонн нефти вместо 65 миллионов тонн в начале 90-х годов, а добывает всего 12 миллионов тонн вместо 40 миллионов тонн. Раньше Россия производила более 65 тысяч комбайнов в год, сегодня 3-4 тысячи. Куда мы идем? Должны делаться инвестиции в ТЭК, химию, нефтехимию, машиностроение. Но чтобы вкладывать деньги, должна быть дисциплина и власть. В то же время, по различным оценкам, до 35 миллиардов долларов ежегодно уходит за границу...

- Способны ли недавние кадровые перестановки в правительстве улучшить положение дел?

- Любой руководитель создает свою команду. Те перестановки, которые проведены на сегодняшний день, кажутся мне правильными. Пришли достаточно компетентные, опытные люди. Но это коснулось только силовых структур. Посмотрим, что будет с экономическим блоком.

- Вы неоднократно говорили о том, что одной только сменой руководителей главных экономических проблем не решить. Какие конкретные меры вы могли бы предложить в этой области?

- Прежде всего я ограничил бы экспорт сырой нефти и загрузил бы предприятия нефтехимии, в том числе в Башкортостане. Республиканские НПЗ производят нефтепродукты высочайшего качества, которые можно было бы продавать по высоким ценам и в России, и на мировом рынке, получая гораздо более высокую прибыль. Газ я бы тоже не продавал в таких количествах - лучше производить из него удобрения и другую "химию". Российская экономика держится на экспорте сырья. Но мы не можем бесконечно выступать сырьевым придатком. Хватит нам идти легким путем. Государственная экономическая политика должна быть более разумной.

- Вы обсуждали эти вопросы с президентом Путиным? О чем вы договорились?

- Я неоднократно высказывал президенту свое мнение: нужно решительно сокращать экспорт нефти и наращивать торговлю нефтепродуктами. Нужно прекратить реструктуризацию РАО "ЕЭС" и заняться реальной экономикой.

- Как прореагировал на это президент?

- Нормально, как всегда. Надо отдать ему должное - внимательно выслушал.

- Есть ли у вас единомышленники среди региональных лидеров? Кого бы вы пригласили в свой "политический клуб"?

- Мы легко находим общий язык с губернатором Челябинской области Петром Суминым. С президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым у нас полное взаимопонимание. С Эдуардом Росселем в Свердловской области и с Алексеем Чернышевым в Оренбуржье мы во многом согласны. Вообще у нас с соседями хорошие отношения.

- Как-то вы сказали, что Башкортостану лучше принадлежать к Уральскому округу, чем к Приволжскому, потому что без тюменской нефти вы не загрузите свои НПЗ. Неужели границы округов столь трудно преодолимы?

- Такое впечатление, что кто-то взял и провел границы округов, не подумав. Мы же испокон веку живем на Урале. У нас экономика интегрирована, диффундирована, как химики говорят, в уральские регионы. Половина экономики Башкортостана работает на Челябинскую область, и наоборот. Точно такие же тесные экономические связи у нас со Свердловской, Пермской и Оренбургской областями. Тюмень не настолько нам близка, но нас связывают нефтепроводы.

- Какие полезные или вредные последствия имело введение федеральных округов?

- Пользы от них я не вижу, вреда тоже. Я уверен, что округа - явление временное. За ними нет будущего. Там ведь начали создавать структуры, параллельные уже существующим федеральным органам. Это - лишние рабочие места для чиновников и никому не нужные затраты. Вот сейчас заместитель полпреда Владимир Зорин занимается паводком. Как может Зорин повлиять на паводок в Уфе?

- Говорят, в последнее время отмечается охлаждение отношений между вами и Сергеем Кириенко. Однако я помню его успешный визит в республику в ноябре прошлого года, когда вы достигли целого ряда компромиссов...

- Особо теплых отношений у нас никогда не было. Кириенко приезжал два раза и констатировал, что в республике все хорошо, ряд производств организован на уровне западных стандартов. Обещал также помочь с выдачей российских паспортов нового образца с национальной страницей. Только беда в том, что когда он уезжает, его аппарат начинает действовать по-иному. На мой взгляд, все вопросы в России должны решать президент и правительство.

- Вы считаете, что оптимальный и самый эффективный путь управления - укреплять непосредственные связи региональных властей с Кремлем и правительством?

- Разумеется. Иначе, при дефиците федерального бюджета, у нас образуется много нерациональных затрат. Чиновников стало больше, чем при советской власти. Их штат надо сокращать, а оставшимся повысить в два раза зарплату и ответственность. При советской власти такого не было, чтобы в пятницу вечером никого нельзя было застать в правительстве и министерствах. Все работали даже в субботу и воскресенье. А теперь и в будни до начальника не дозвонишься - трубку берет секретарь. Я ведь просто так никогда звонить не буду. Только в тех случаях, когда мне архинужно.

- Вы уже не раз поднимали эти вопросы. В частности, о том, что идет посевная, а начальство в Минсельхозе в Москве этим мало интересуется. Что-нибудь изменилось?

- По большому счету ничего не изменилось. Правда, министр сельского хозяйства после моей встречи с журналистами позвонил мне. Я сказал ему о том, что в республике есть завод - один из самых крупных производителей гербицидов в России, - и он не может найти рынок сбыта, потому что кто-то заинтересован покупать гербициды за границей. России это обходится в 1,5 раза дороже. Больше он не звонил. И дело пока не сдвинулось с мертвой точки.

- Похоже, президент услышал ваш призыв укреплять связи Центра с регионами или хоть как-то их реанимировать. Во всяком случае, в своем послании он об этом говорил.

- В послании президент сказал, что государство сильно тогда, когда сильна Федерация. Федеральные органы власти не должны вмешиваться в компетенцию местных, а местные - в дела федеральных. Эти сферы надо четко разграничить.

- Незадолго до президентского послания полпреды, подводя итоги своей работы, сказали, что институт федеральных округов помог предотвратить распад России. А была ли такая угроза?

- В феврале прошлого года руководство Башкортостана, по нашей собственной инициативе, направило письмо президенту Путину. В мае президент ответил Госсобранию республики. В письме президента были отмечены все статьи республиканской Конституции, которые нужно было привести в соответствие с федеральными законами. Мы, в свою очередь, начали вносить в наши законы необходимые изменения. И одновременно ответили, что готовы работать вместе со специальной согласительной комиссией, которую российский президент может организовать, согласно статье 85 Конституции РФ. То есть усилия команды полпреда по выравниванию правового пространства лишь дублировали наши собственные. Когда мы внесли изменения в республиканскую Конституцию, я попросил заместителя главы администрации президента Владислава Суркова расписаться в знак подтверждения того, что все соответствует федеральному законодательству. Сурков расписался. Неожиданно мы получаем от заместителя Генпрокурора по Приволжскому округу Александра Звягинцева письмо, в котором он указывает на то, что несоответствий в нашей Конституции стало еще больше (как сообщал "НГ" первый заместитель Генерального прокурора Юрий Бирюков, если раньше в Конституции РБ сорок четыре статьи противоречили федеральному законодательству, то теперь не соответствует пятьдесят одна. - "НГ"). Много критики вызывает даже то, что в основу республиканской Конституции положен Договор от 3 августа 1994 года между РФ и Республикой Башкортостан. Но мы действовали в полном соответствии с конституционным правом. Статья 11 Конституции РФ недвусмысленно говорит о том, что разграничение полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации осуществляется в том числе федеративными договорами. Об этом же специально сказал в своем письме и президент Путин. Так что ни о какой угрозе сепаратизма говорить не приходится.

Другое дело, полномочий нам действительно дали много. Башкортостан и Татарстан взяли полномочий больше, чем другие 45 субъектов, которые тоже подписали свои договоры с Центром. Зато мы многие вопросы решаем самостоятельно и не обращаемся за помощью ни к президенту России, ни к федеральным органам.

- Пришлось ли уже Башкортостану отказаться от самостоятельности в каких-то вопросах, скажем, в развитии внешних связей?

- Ни от чего мы не отказались. Что касается внешних связей, то мы поддерживаем их с 88 странами и при этом строго соблюдаем условия соглашений с МИД РФ. Мы ни одну операцию не проводим без согласования с российским внешнеполитическим ведомством. Это просто кому-то хочется вбить клин между республикой и Центром. МИД должен признать, что мы - образцовый субъект, который ни на йоту не отступает от правил и ни шагу не делает без его согласия.

Под словом "суверенитет" мы понимаем самостоятельность в решении своих проблем. Мы раньше не обладали таким правом. И за решением всякого вопроса ехали в Москву. Сегодня мы решаем свои проблемы самостоятельно: где газ проводим, где дорогу строим, где мельницы, и так далее.

- Как смотрится республика по основным социально-экономическим показателям на фоне Приволжского округа и России ?

- В советские времена по основным социальным показателям Башкирия занимала последние места, хотя по объему промышленной продукции она обходила многие союзные республики. Сегодня по многим позициям республика вошла в первую десятку. Вот что дал Башкортостану экономический суверенитет. Все это республика делает за счет собственных средств. Башкортостан и Татарстан собирают налогов в бюджеты всех уровней почти столько же, сколько остальные 13 субъектов Приволжского округа. А ведь там находятся такие крупные промышленные города, как Самара, Нижний Новгород, Саратов. Просто руководителям надо больше заниматься экономикой, а не популизмом.

Самая главная проблема сегодня в России - демографическая. На нее российское руководство только недавно обратило внимание. Я ею занимаюсь уже несколько лет. В республике этот год объявлен Годом матери, разработана система поощрений. К тем льготам, которые установлены федеральным законом, мы добавляем 1000 рублей в месяц семьям за четвертого ребенка и 1500 рублей за пятого, даем автомобиль за десятого. Мы ставим задачу: не менее 3-4 детей в семье. Через год я буду готов ответить, дают ли свои плоды наши меры. Но говорят, что в сельской местности рождаемость уже пошла вверх.

- Может получиться так, что ареалы мусульманской культуры, прежде всего Башкортостан и Татарстан, уйдут вперед как по демографическим показателям, так и в экономике. Повысятся ли в связи с этим их роль и влияние?

- Я думаю, что так и будет. Но хочу подчеркнуть, что в республиках сегодня постепенно возрождаются языки и культуры различных национальностей. И мы стараемся создавать всем равные возможности. Скажем, в Башкортостане возрождаются все деревни - и русские, и башкирские, и татарские. Мы их благоустраиваем, газифицируем. В Уфе мы профинансировали строительство татарского театра "Нур", реконструкцию Башкирского драматического театра, готовится реконструкция здания Русского драматического театра. Русский драматический театр - самый популярный. Он развивается, много гастролирует, и билетов туда не достать.

- В Центральном духовном управлении мусульман России говорят, что православные церкви как памятники архитектуры не платят земельный налог, а мечети платят...

- Этот вопрос еще раз внимательно обсудят наши законодатели в Курултае.

- Уфа становится перевалочной базой для наркотиков. Республиканское МВД дает статистику - увеличилась раскрываемость, но увеличилось и количество правонарушений, связанных с наркотиками. Есть ли у вас программы по борьбе с наркоманией?

- До нынешнего года такая программа входила разделом в программу по борьбе с преступностью. Сейчас готовится отдельная специальная программа. Борьбой с наркоманией занимаются сразу несколько ведомств, они работают в тесном контакте. В последнее время правоохранительные органы республики провели совместно с коллегами из соседних областей и стран СНГ несколько крупных операций. Арестованы наркокурьеры, изъяты наркотики на миллионы долларов. Так что республика для наркоторговцев, наверное, все больше становится не перевалочной базой, а жестким барьером.

- И все-таки, имеются ли в Башкортостане социальные и хозяйственные программы, которые финансируются федеральным Центром?

- Почти все социальные программы республика финансирует сама. Что касается промышленных, то у нас есть три строящихся объекта, которые находятся в федеральной собственности и на которые понадобятся немалые деньги: завод "Полиэф", где стоимость одного только оборудования составляет более 500 миллионов долларов, катализаторное производство - 150 миллионов долларов, и завод по производству поликарбонатов - около 50 миллионов долларов. Все три предприятия имеют очень большое значение для народно-хозяйственного комплекса России. "Полиэф", например, может обеспечить рабочими местами десятки тысяч россиян, загрузить множество предприятий текстильной и легкой промышленности сырьем, которое пока что мы закупаем за рубежом. Но получить необходимое финансирование "Полиэфа" из Центра мы до сих пор не можем. В итоге республика платит просто за консервацию стройки и охрану дорогостоящего оборудования, но постепенно это становится все более проблематично. За последние несколько лет ни одному вице-премьеру, который сюда приезжал, не удавалось до конца решить вопрос с "Полиэфом". Я несколько раз говорил об этом с президентом Путиным. После нашей последней встречи он дал указания рассмотреть возможность продолжения строительства "Полиэфа".

- Говорят, что есть несколько республиканских программ, которые вы курируете лично. Что это за программы и почему президенту приходится специально ими заниматься? Это недостатки менеджмента или просто ваше хобби?

- У каждого руководителя свой стиль работы. Я люблю вникать во все сам. И, кроме того, есть у меня хобби - это водяные мельницы и курорты. Строго говоря, курирую объекты малой энергетики, в том числе генераторы на водяных мельницах. Мы восстанавливаем то, что построили немцы еще в прошлом веке. Другая программа - развитие санаторно-курортного комплекса. В республике много лечебных грязей и источников. Сегодня проблема в том, чтобы создать комфорт. Вот, ведем реконструкцию нескольких курортов, в основном силами своих и турецких специалистов. В Янгантау и Красноусольске получилось не хуже, чем в Европе.

- Вы привлекаете федеральные средства или иностранные инвестиции? На какой поток туристов рассчитана программа?

- Все это делается исключительно за счет средств республики. За последние 5-6 лет в эту программу мы вложили более одного миллиарда рублей. Мы собираем руководителей крупных предприятий, создаем АО и поручаем им построить по одному объекту. Скажем, осенью в Красноусольске предприятия Стерлитамака сдадут 7-й корпус стоимостью 256 миллионов рублей. Часть льготных путевок перейдет в их распоряжение. Иностранных инвестиций мы не привлекаем и иностранных туристов особенно не ждем. Речь идет о том, чтобы прежде всего обеспечить лечением и отдыхом россиян.

- Повлияла ли властная вертикаль на хозяйственные отношения в регионах, в том числе на отношения региональных властей с деловыми кругами как регионального, так и федерального масштаба?

- Пока что она нам никак не помешала. У нас все крупные предприятия акционированы. Но большая доля их акций находится в собственности республики. Если ее доля меньше 50%, то республика, в лице Госкомсобственности, обладает "золотой акцией". Руководители этих предприятий заключают контракт с республиканским кабинетом министров. Поэтому у нас вся система управляемая, независимо от того, кто собственник. Если менеджмент начинает работать неэффективно, мы расторгаем с директором предприятия контракт. Структура власти в республике это позволяет. Я как раз все время говорю президенту Путину, что определенная самостоятельность республики позволяет развивать экономику, и в этом ее позитивная роль. Модель экономической самостоятельности Башкортостана и местного государственного управления можно было бы внедрить и в других регионах, а отдельные принципы управления сгодились бы и для всей страны.

- А что вы могли бы предложить по стратегии реформирования экономики России?

- Надо меньше говорить о том, что Россия - великая держава, и больше заниматься конкретной экономикой. Россия входит в пятерку государств мира, которые имеют научную и промышленную базу для собственной авиапромышленности. Но при этом у нас через несколько лет не останется ни одного самолета отечественного производства. И двигатели наши расходуют в 3 раза больше топлива, чем импортные. Поэтому мы покупаем чужую технику. На пути из Москвы в Уфу "Боинг" тратит в 2,5 раза меньше топлива. Надо заниматься своей авиапромышленностью.

Должен соблюдаться бюджетный федерализм. И в нем, я считаю, не должно быть уравниловки, то есть не все субъекты должны перечислять одну и ту же долю налогов в федеральный бюджет. Подход в плане налогов должен быть гибкий. Кто лучше работает - у того должна оставаться большая доля налогов на развитие.

- За какой круг вопросов в президиуме Госсовета вы будете отвечать? На последнем его заседании, когда распределяли обязанности между его членами, вы не определились, взяли тайм-аут. Есть ли у вас теперь конкретный план действий?

- Я решил присмотреться повнимательнее, какова функция этого органа, какова его реальная роль, на что он способен. Скорее всего возьмусь за дорожное строительство. Но, откровенно говоря, надо еще поднимать роль Госсовета. Надо доводить до конца выполнение его поручений. Единственный, кто довел дело до конца, - Яковлев, по созданию новой атрибутики власти. Остальные поручения не выполнены. Какова будет оптимальная форма работы Госсовета - дальше видно будет. Скажу только, что в бывшем Совете Федерации больше общались и решали многие вопросы.

- Как вы видите долгосрочную перспективу РФ? Вы много говорили о том позитивном, что было в СССР, - не придем ли мы к его восстановлению?

- Нет. Просто будут более тесные отношения между странами СНГ.



http://www.ng.ru/ideas/2001-04-25/8_rahimov.html

Док. 491662
Перв. публик.: 25.04.01
Последн. ред.: 17.09.08
Число обращений: 316

  • Рахимов Муртаза Губайдуллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``