В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма заседания Общественного Комитета `За честные выборы!` на тему `Итоги выдвижения кандидатов в депутаты законодательных собраний в 5 субъектах РФ` от 28.08.2008 Назад
Стенограмма заседания Общественного Комитета `За честные выборы!` на тему `Итоги выдвижения кандидатов в депутаты законодательных собраний в 5 субъектах РФ` от 28.08.2008
Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Добрый день уважаемые коллеги. Мы настойчиво просим средства массовой информации принимать участие на заседаниях круглого стола, потому что понимаем, что для большинства политических партий не присутствующих в парламенте вопрос с площадками, на которых они могут высказывать свои мнения - это проблема. А очень важно, чтобы на сегодняшний день, с моей точки зрения, политические партии не присутствующие в парламенте имели такую возможность. Сергей Витальевич, давайте обратимся к средствам массовой информации, прежде всего электронным, подготовьте обращение. А я найду возможность к этому обращению прибавить и какой-то иной ресурс. Может быть, Центральная избирательная комиссия нам поможет в этом плане. Подумаем, как это сделать. Это первое. Второе. Сегодняшний круглый стол посвящен итогам выдвижения кандидатов в депутаты законодательных собраний в 5 субъектах Российской Федерации. Конкретно речь идет о Чечне, Забайкальском крае, Иркутской области, Сахалинской области и Кемеровской области. В том случае, если у вас возникают конкретные вопросы, проблемы, связанные с выдвижением, то Геннадий Иванович Райков, член Центральной избирательной комиссии, что называется к вашим услугам.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Выборы 12 октября проводятся в 5 субъектах РФ. В одном субъекте, в Чеченской республике выборы пройдут досрочно, там парламент досрочно прекратил свои полномочия в связи с тем, что в декабре они провели референдум. Выборы будут проходить только по пропорциональным спискам от партий, одномандатных округов там не будет. Все депутаты сложили полномочия, и выборы назначили на 12 октября. Они в штатном режиме работают, но вот есть такая особенность. По закону Чеченской республики 7% - это рубеж, который должны пройти партии, чтобы попасть в парламент. Предельный размер избирательного фонда для объединений - 30 миллионов. Размер залога для избирательных объединений - 4,5 миллиона, срок окончания регистрации 6 сентября. В Чеченской республике в выборах участвуют следующие партии: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Народный Союз", Партия Мира и Единства и Российская экологическая партия "Зеленые". Количество кандидатов пока сегодня представленных 398 человек, 8 списков. Вот такая ситуация сегодня сложилась по Чеченской республике. По Забайкальскому краю. Понятно, почему там выборы в Законодательное собрание. Там субъект новый организовался. Заградительный барьер там 5%, у них смешанная система выборов, для кандидатов предельный размер 1 миллион избирательного фонда, для партий 20 миллионов, для кандидатов залог 150 тысяч, для объединений залог 3 миллиона. Срок окончания регистрации 13 сентября. По Забайкальскому краю в выборах участвуют следующие партии: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", Аграрная партия России, ДПР, Российская экологическая партия "Зеленые". Количество кандидатов пока в списках 276 и партийных списков 7. Это на сегодняшнее утро, завтра оно может поменяться, поскольку идет выдвижение. Иркутская область. Тоже понятно, почему выборы. Потому, что новый субъект Федерации образован. У них смешанная система, для кандидатов предел избирательного фонда 2,5 миллиона, для партий 60 миллионов, для кандидатов залог 250 тысяч, для объединений 6 миллионов. Конец регистрации тоже 13 сентября. Сегодня по Иркутской области выставились пока "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", Патриоты России, Аграрная партия России, Российская экологическая партия "Зеленые". Итого пока в списках находится 220 кандидатов, 7 избирательных списков. Эта информация на тот момент, когда я сюда отъехал. Кемеровская область. Здесь срок подошел уже. Выборы здесь тоже смешанные, процент 7, по Иркутской области тоже 7, я не сказал. Предельные размеры избирательного фонда для кандидатов 3 миллиона, для партий 30 миллионов. Залог 300 тысяч для кандидата и 3 миллиона для партии. Окончание регистрации 13 сентября. Что у нас в Кемеровской области? Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", СПС. 80 кандидатов пока выставились. Сахалинская область. Тоже Дума закончила свои полномочия, никаких форс-мажорных обстоятельств нет, идет тоже по смешанной системе, заградительный барьер у них 6%. 1 миллион избирательный фонд для кандидатов, 10 миллионов для политических объединений, залог для кандидата 100 тысяч, для объединений 1 миллион. По Сахалину выдвинулись "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", Патриоты России, "Народный Союз". Итого 119 кандидатов. На сегодня вот такая картина. Мы мониторим каждый день. Впервые за всю историю выборов 12 октября будет работать Информационный центр, как по региональным, так и по муниципальным выборам, где мы в системе on-lain по мере подачи будем давать информацию. Муниципальных выборов будет 12 октября около 4900. 7 сентября в Пушкинском районе, остальные все 12 октября. И мы будем делать так же, как мы это делали на федеральных выборах, эта программа у нас отработана. Можно сидеть в зале, и смотреть по экрану какое идет движение по выборам, какой процент, какая явка и т.д. Центр будет работать 12 и 13 октября. Это мы делаем первый раз. Мы никогда таким образом не мониторили региональные выборы. Сейчас программа отработана. Примерно такое состояние дел. Что бы я сказал партиям. Я называл, какие партии участвуют, какие не участвуют. Конечно, мы, как Центризбирком желали бы, чтобы все партии участвовали в выборах. Но это дело партий. В муниципальных выборах партии еще меньше участвуют. Муниципальное звено, то, которое непосредственно близко к народу находится. Там дороги, жилье, молоко и хлеб и прочее. Муниципалитет все-таки эти дела ведет. Меня попросил Председатель ЦИКа Чуров сказать партиям, что все-таки надо было бы поучаствовать активно в муниципальных выборах, так как это основа, ячейка, первичная власть. Пока каких-то серьезных жалоб в Центральную избирательную комиссию не поступало. Но по муниципальным, наверное, и не поступит. Вы знаете, что у них вышестоящая комиссия областная и вторая организация это суд. Можно подать жалобу либо в вышестоящую комиссию, либо в суд. Если вышестоящая комиссия примет решение, которое не устраивает кандидата, то мы как вышестоящая комиссия, по закону, по 7 статье, если нам поступила жалоба, обязаны разбирать. Остальные жалобы мы все равно отправим в областную комиссию. Это относится к муниципальным выборам. На сегодняшний день никаких серьезных жалоб, кроме жалобы по Пушкинскому району Московской области, не поступало. В Пушкинском районе из 9 снятых кандидатов суд восстановил сегодня пятерых. Я вам дал всю информацию, мы очень внимательно наблюдаем за этим процессом. Мы внимательно работаем и с партиями. Мы создаем учебный фильм о получении протоколов избирательной комиссией. Надо сказать, что многие партии участвуют непосредственно в этом фильме. Почему мы решили создать этот фильм вполне понятно. Потому, что 80% поступающих жалоб, это жалобы, которые поступают из-за протоколов. Наблюдатель получил, ГАС "Выборы" посмотрел, что-то не то и начинаются эти жалобы, начинаются разборки. Но раз такая большая масса выступает, то мы как-то должны минимизировать эту массу. Мы сейчас готовим учебный фильм, мы его закончим 4 сентября, 5 сентября окончательно утвердим и дадим на распространение во все политические партии и во все избирательные комиссии, где идет процесс. Как получать протокол, как он действует, вплоть до того, что может потребовать наблюдатель, когда он может уйти. Вот такой фильм мы готовим. Мы его где-нибудь в районе 10 сентября всем политическим партиям направим. И второй фильм мы готовим, завтра покажем Чурову, с понедельника приступим к тиражированию. Это взаимодействие избирательных комиссий и правоохранительных органов согласно закону от получения бюллетеня до завершения протокола сопровождения. Эти фильмы мы вам направим в обязательном порядке.

Борисов Игорь Борисович (член Центральной избирательной комиссии).
Буквально три минуты я у вас еще займу. Во-первых, я хочу обратить внимание на особенности избирательной кампании, которая сейчас началась в субъектах РФ, там пройдут выборы 12 октября. Сегодня де-факто в Российской Федерации зарегистрировано 14 политических партий, 12 из которых участвуют в региональных выборах в органы государственной власти в 5 субъектах Российской Федерации. Я обращаю внимание, что на сайте Центральной избирательной комиссии и по всем справочным данным у нас проходят 15 политических партий. Это связано с процедурными вопросами ликвидации Партии Возрождения России. В июле месяце Верховный суд Российской Федерации принял решение, оно в кассационном порядке, в кассационной коллегии по гражданским делам Верховного суда не было обжаловано, вступило в законную силу. Однако на данном этапе партия не исключена из списков юридических лиц и соответствующих комиссий Российской Федерации, от территориальных подразделений Министерства Юстиции приходят данные на пятнадцать политических партий. Мы сегодня отталкиваемся от этих фактов. Почти все партии участвуют в этих выборах. Я хочу обратить внимание, что выборы, которые проходят в 5 субъектах Российской Федерации организуются и проходят по закону субъекта Российской Федерации. Рамочный закон об основных гарантиях устанавливает основные принципы и критерии проведения этих выборов, более детально регулирует закон Российской Федерации. Поэтому Центральная избирательная комиссия, если будут жалобы, будет смотреть закон субъекта РФ, как его установил региональный законодатель. Законодатель субъектов на этих выборах в трех субъектах (Чеченской республике, Иркутской области и Кемеровской области) установил барьер прохождения почти на уровне 7%. В Забайкальском крае 5%, в Сахалинской области 6%. Причем обращаю внимание, на то, что барьер плавающий. То есть один список не может быть допущен к распределению мандатов в этих партиях. В случае если эту планку преодолевает только один список, то барьер плавно уменьшается до получения мандатов следующей по месту партии. На сегодняшний день истекли сроки подачи документов в соответствующие комиссии субъектов Российской Федерации, за исключением Кемеровской области, где еще до 1 сентября можно подавать документы для регистрации. Зарегистрировано, то, что Геннадий Иванович не сказал, по Чеченской республике "Патриоты России", по Забайкальскому краю все 4 парламентские партии, так же по Иркутской области все 4 парламентские партии. По Сахалинской области Коммунистическая партия Российской Федерации, ЛДПР и "Справедливая Россия" зарегистрированы. Истекли сроки сдачи документов и не сдали, хотя на этапе выдвижения предоставляли документы, но не сдала подписи в Забайкальском крае Российская экологическая партия "Зеленые". Она не может быть зарегистрирована, хотя выдвигала свои списки. Что касается непосредственно наблюдения на этих выборах, Геннадий Иванович вам говорил, что Центральная избирательная комиссия делает специальные фильмы. Это не единственное направление, в котором мы работаем. Мы также работаем с точки зрения оказания содействия политическим партиям, с тем, чтобы они выставляли своих наблюдателей на выборах. И Центральная избирательная комиссия и комиссии субъектов заинтересованы, чтобы грамотных, подготовленных наблюдателей 12 октября было на участках как можно больше, чтобы процесс прошел точно в соответствии с законом и реализация избирательных прав граждан была осуществлена в полном объеме. Уже сегодня подготовлен проект постановления Центральной избирательной комиссии о награждении пятью комплектами медали Гиренко наблюдателей на выборах не только федеральных, но и на выборах в государственные органы субъекта Российской Федерации. Мы предполагаем, что Центральная избирательная комиссия, как коллегиальный орган примет это постановление, и оно будет распространяться и на выборы 12 октября. Для политических партий, выставляющих своих наблюдателей, есть еще один стимул привлекать людей к тому, чтобы они осуществляли контроль - возможность награждения медалью имени Гиренко за оказание содействия избирательным комиссиям по реализации избирательных прав граждан. На сегодняшний день я хочу так же подтвердить слова Геннадия Ивановича о том, что в Центральную избирательную комиссию с мест не поступало ни одной жалобы на процедуры организации процесса голосования, связанные с выборами в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. У меня все.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Коллеги, вопросы есть?

Елагин Сергей Александрович (КПРФ).
Будет как-то особо отслеживаться по Чечне?

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Особо отслеживаться не будет. Чечня тоже субъект, согласно их референдуму там проходят досрочные выборы. Но со стороны обеспечения правопорядка в южных районах мы всегда принимаем дополнительные меры, потому что иначе нельзя.

Стребков Кирилл Петрович (ЛДПР).
В Чечне тоже плавающий барьер?

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
В Чечне тоже плавающий барьер, поэтому, если там 7% и одна партия наберет 7%, то идет следующая партия, которая набрала 1%, потому что однопартийный парламент по закону не может быть. А что касается принимаемых мер, то я, как куратор Центральной избирательной комиссии по безопасности, могу сказать, что мы не только по Чечне, но и в остальных субъектах смотрим этот вопрос. То, что нам удалось на выборах в Государственную Думу, на Президентских выборах ни одного такого чрезвычайного происшествия на 96 с половиной участков мы не допустили. Здесь поменьше участков будет. Постараемся каким-то образом это сделать. Непосредственно где сидит комиссия, вы знаете, это зона безопасности, здание и 500 метров. А здесь конечно нужно принимать более жесткие меры. И камеры наблюдения будем ставить, и ловушки вместе с органами МВД, потому что регион южный. Это было в Чечне, в Карачаево-Черкессии, в Ингушетии. Схема уже отработана.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Коллеги, одну секундочку. Итак, Геннадий Иванович, Игорь Борисович, прозвучал вопрос. Если в Чеченской республике, например, 99 и 1%, а вес одного мандата 2,5%. Гипотетическая ситуация. Как будет приниматься решение о формировании парламента Чеченской республики?

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Это оговорено законом Чеченской республики. Если будет 99 и 1%, то та партия, которая получит 1% получит 1 мандат. Это в законе прописано.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Значит норма - вес одного мандата 2,5% работать не будет.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Коллеги, еще вопросы есть?

Елагин Сергей Александрович (КПРФ).
Если будет 100% за одну партию?

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Будут повторные выборы, потому, что парламент не может быть однопартийным.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Это важно. Если 100% набирает одна партия, то будут повторные выборы. Выборы признаются несостоявшимися.
Еще вопросы есть? Пожалуйста.

Стребков Кирилл Петрович (ЛДПР).
А если буквально второе и третье место до голоса получат одинаковое количество, что вполне нельзя исключать, то, как между ними тогда будет?

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Ну, к примеру, они получат 2,5% одна и 2,5% другая...

Стребков Кирилл Петрович (ЛДПР).
То есть уже 2 мандата?

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Да.

Пузановский Адриан Георгиевич (Аграрная партия России).
На стадии подготовки к участию в выборах в Закс нам пришлось столкнуться с массовыми заявлениями о трудностях залога. Залоговое бремя велико и с этим что-то надо будет делать. 150 тысяч рублей, возможно, в центре кажутся незначительной суммой, а на местах, особенно есть тяжелые области, как Зауральские области, да и Нечерноземье тоже, там 150 тысяч для участника, желающего побороться тяжелое бремя. Поэтому залоги становятся очень важным фактором демократизации процесса. У меня все.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Мы не можем диктовать регионам, какой внести залог. Это принимает их Законодательное собрание согласно их региональному закону, что не противоречит федеральному. Надо работать с регионами, чтобы они понижали планку. Мы им не можем приказать. А если регион устанавливает планку, то, я так думаю, он устанавливает ее согласно социально-экономическому положению в регионе. Например, в Кемеровской области высокий залог, там высокий жизненный уровень граждан.

Пузановский Адриан Георгиевич (Аграрная партия России).
Есть какая-то стандартная методология, как они вырабатывают его?

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Методологии нет.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, на прошлом заседании Комитета мы попросили и получили предложения политических партий по совершенствованию избирательного законодательства. Сразу хочу сказать, Геннадий Иванович уже сказал. Для того, чтобы решить вопрос, о котором вы говорите, нужно изменить закон о гарантиях избирательных прав и установить единую норму для всех субъектов Российской Федерации изъяв из их полномочий вопрос регулирования этой нормы. Согласовать этот закон, который касается субъектов Федерации, с определенным процентом субъектов Российской Федерации. Вы догадываетесь, какая будет реакция субъектов Российской Федерации, их законодательных органов, прежде всего по поводу предложения изъять из их компетенции этот вопрос. Тем не менее, вопрос окончательно не закрыт. Но повторю, то, что уже сказали коллеги, члены избирательной комиссии. 800 подписей собрать таким образом, чтобы не было никаких оснований забраковать их не трудно, как, нам кажется. 800 подписей. Соберите 5000 подписей и из них отберите безусловные. Это решаемый вопрос. Или если это уже вопиющая ситуация, то тогда существует суд. Мы не оставили работу по учету подготовки предложений законопроектов. Те предложения, которые вы давали, будут учтены. Эти предложения давали не только политические партии присутствующие в парламенте, но и те, кто в парламенте не присутствует. Эта работа не закончена. Мы о ней не забыли.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Этот вопрос, о котором говорит Николай Николаевич, у нас есть. Мы каждую неделю получаем замечания, неудовольствия от партий. Этот вопрос не забыт. Мое личное мнение таково, что если партия зарегистрирована, выставила кандидата, то она несет за него ответственность. Все, точка, ничего собирать не надо. Для этого надо менять закон. Если вы выставляете своего кандидата, вы несете за него ответственность, допустим в одномандатном округе? Что ему собирать? Его же партия поддержала.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Если Центральная избирательная комиссия вас поддержит и это вынесет в Госдуму, спасибо большое.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Предложения такие мы давали.

Иванов Лев Иванович (Партия социальной справедливости).
Поскольку вы сказали, что вы выезжаете в Чечню для работы с избирательной комиссией, нельзя ли обратиться, поскольку Партия социальной справедливости там выставляет кандидатов в парламент, с просьбой объяснить членам избирательной комиссии Чеченской республики про норму, про 100%, про 99% и т.д.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Если такой вопрос стоит, он есть, он будет стоять. Я не думаю, что там будет 100%.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Геннадий Иванович, он обратился с такой просьбой. Очевидно, что в ходе каких-то разъяснений, которые их кандидаты или доверенные лица получали в избирательной комиссии Чеченской республики, какие-то вопросы возникли.

Борисов Игорь Борисович (член Центральной избирательной комиссии).
Я прошу прощения, по нашим данным Партия социальной справедливости не только в Чеченской республике не выставляет своих кандидатов, но вообще 12 октября в выборах не участвует.

Иванов Лев Иванович (Партия социальной справедливости).
Мы выдвигаемся по списку партии "Справедливая Россия". Мы пока не ликвидированы, но наши кандидаты вышли из партии.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Я хотел поправить, но не стал. Потому что это может быть, партия на это имеет право, это дело партии и беспартийного выдвигать.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Коллеги, Партия социальной справедливости в данный момент существует, в списке присутствует, и он обращается с просьбой, а как там они дальше договорятся, в данный момент не имеет значения. И теперь переходим к выступлениям и первое выступление, я так понимаю, что автор хочет, чтобы члены Центральной избирательной комиссии его услышали. Итак, "Патриоты России", пожалуйста.

Шевченко Евгений Александрович (Политическая партия "Патриоты России").
Уважаемые коллеги, мне кажется, что заседание нашего Комитета целесообразнее было бы проводить не тогда, когда закончится выдвижение, а когда закончится регистрация региональных списков. Потому, что все чудеса по проверке подписных листов, правильности внесения избирательного залога, где происходит основной отсев партий-участников, заявивших о своей готовности участвовать в выборах, и заверивших свои региональные списки происходят именно на этом этапе. Вот не успела вчера закончиться в четырех субъектах подача документов на регистрацию, как у нашей партии возник абсолютно надуманный вопрос в Иркутске. Насколько я понимаю у партии "Народный Союз" возник на Сахалине, в ЛДПР сегодня в Чите случилась стрельба по офису тоже до регистрации. Поэтому если в следующий раз мы будем такие повестки обсуждать, то на других уровнях выборов, убедительная просьба, соизмерять их с календарными планами, чтобы нам уже по итогам завершения регистрации все эти вопросы обсуждать. Говоря по заявленной повестке, хочется отметить, что партия "Патриоты России" выдвинула свои списки в трех субъектах Федерации. В Чеченской республике и в Иркутской области мы сделали это первыми. На этой стадии никаких проблем у нашей партии не возникло. Хотя на ряд кандидатов было оказано определенное давление с тем, чтобы они не участвовали в выборах. Но это всегда предметы договоренности, поэтому на этом можно не акцентировать внимание. Был очень положительный момент. В ходе заседания экспертного совета, который был создан при Председателе Центральной избирательной комиссии, 4 июля мною было высказано предложение, которое было поддержано представителями партий-участников этого экспертного совета по приведению к единообразию порядка заполнения машиночитаемых форм на региональных и местных выборах. И если на федеральном уровне подготовка этих форм шла с участием представителей политических партий на всех этапах, начиная с постановки задач перед советом информатизации и заканчивая приемкой конечного продукта, то на региональном и местном уровне до этого избирательного цикла был темный лес. В большинстве своем региональные и местные избиркомы принимали машиночитаемые формы как электронные файлы в формате Word или реже Excel, требовали дискеты или диски. И самое главное, что оформление документов занимало в два раза больше времени, поскольку бумажный носитель предполагает одну форму заполнения того или иного списка, а машиночитаемая форма другую. По поручению Председателя Центризбиркома Чурова Владимира Евгеньевича Федеральный центр информатизации подготовил образцы машиночитаемых форм, которые были утверждены Центризбиркомом, оперативно доработанны региональными избиркомами с учетом специфики соответствующего избирательного законодательства и оперативно доведены до региональных отделений партий, которые зарегистрированы в том или ином регионе. Поэтому проблем с заполнением машиночитаемых форм, насколько я имею информацию, ни у одной из политических партий в этих пяти субъектах не возникло. Вот, собственно, и все, что хотелось бы сказать по заявленной теме. Но предлагаю рассмотреть ее чуть шире. Нужна ли такая процедура регистрации партийных списков и кандидатов, выдвинутых политическими партиями, когда для непарламентских партий процедура сбора и проверки подписей и внесения залога при дальнейшем ужесточении в этом вопросе избирательного законодательства по сути является не ограничительной, а запретительной мерой для их участия в выборах. И зачастую это используется нерадивыми избиркомами для сведения личных счетов, выполнения политического заказа, чтобы расправиться с неугодными партиями. В подтверждение своих слов я приведу два примера. Один более известен, другой менее. Ленинградский облизбирком отказался в марте прошлого года регистрировать список нашей партии при том, что минимальный процент брака был в подписях. На вопрос: "Чем это было вызвано?", был ответ от одного из руководителей комиссии: "А вы нам не нравитесь". После соответствующего вмешательства Центральной избирательной комиссии, когда формально все документы были готовы, соответствующий список был заверен, после этого Ленинградский облизбирком принял еще более абсурдное решение. Он обратился в прокуратуру Ленинградской области проверить достоверность 30 тысяч подписей, которые были собраны в поддержку нашего списка. Прокуратура потом в течение целого года, отвлекая своих сотрудников от расследования преступлений, в том числе тяжких ездила по домам, вызывала к себе подписантов, дабы выполнить это не самое умное решение Ленинградского облизбиркома. И самое интересное, что по результатам этой тотальной проверки меньше 10 человек отказались от своих подписей, но подавляющее большинство людей сказали, чтобы не усложнять себе жизнь подписи больше ставить не будут. Ну и тот вопиющий случай, который был предметом пристального внимания Центральной избирательной комиссии. Спасибо Центризбиркому, что принял по этому вопросу единственно правильное решение - это Ставропольский край. Потому что поведение бывшего в то время Председателя избирательной комиссии Ставропольского края Лиманова и секретаря комиссии Фирсова, когда они выполняли волю своих покровителей, один из которых сейчас находится в австрийской тюрьме, арестованный Интерполом, второй осужден. Они вносили изменения в подписные листы нашей партии, не допускали представителей партий к проверке подписей, лгали относительно сроков проведения проверки, и процент брака все время менялся. Потом, когда выборы закончились, и в вычеркнутых бюллетенях у нашей партии стояло 6,5%, Верховный суд сказал, что решение Ставропольского суда не правильное, но, учитывая сложную ситуацию того периода Ставропольского края, мы приняли решение не обжаловать итоги выборов. Но, тем не менее, вопрос остался. Поэтому с учетом сокращения политических партий и о котором, вы, Николай Николаевич, сказали, и которое неизбежно в ближайшие несколько месяцев будет продолжаться, наша партия "Патриоты России" считает необходимым пересмотреть основания регистрации кандидатов, списки кандидатов, выдвинутыми политическими партиями на всех уровнях выборов. Предлагается регистрировать кандидатов, списки кандидатов без сбора подписей или внесения избирательного залога при условии соблюдения партиями надлежащего порядка в выдвижении таких кандидатов, списка кандидатов и представление в избирательные комиссии по итогам такого выдвижения, необходимых по закону документов. Это обусловлено тем, что политические партии прошли государственную регистрацию, регулярно проходят проверку со стороны уполномоченных органов на соответствие деятельности по Федеральному закону "О политических партиях", имеют членскую базу более 50 тысяч человек более чем в половине субъектов Федерации, регулярно сдают в уполномоченные органы отчет о своей деятельности, в том числе финансовой, информируют о своей численности и т.д. С этой целью предлагается внести соответствующие изменения в статью 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав", где эти моменты учесть и затем привести другие нормы в соответствие с нормой закона об основных гарантиях. Что касается оснований регистрации кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, предлагается оставить без изменений. Если этот вариант кажется очень либеральным и парламентское большинство не готово его сразу реализовать, то в качестве промежуточной меры предлагается следующее. Анализ федерального и регионального избирательного законодательства показывает необходимость регулирования на федеральном уровне требования к сумме и избирательного залога, числа процента подписей избирателей для регистрации партийных списков, а также предельной суммы, которые могут быть использованы для формирования избирательных фондов. В связи с тем, что данный вопрос не урегулирован законодательно, имеются значительные расхождения в вышеуказанных нормах, принимаемых на региональном уровне, за исключением вопроса по проценту подписей. С нашей точки зрения требуется унификация в данном вопросе. Что касается подписей, то на рассматриваемых выборах мне кажется интересный и полезный опыт в Кемеровский областной совет депутатов, когда не устанавливался процент подписей от числа избирателей необходимый для регистрации региональных списков, а была установлена фиксированная цифра числа избирателей - 4 тысячи человек. А если был минимальный процент, который определен в законе об основных гарантиях - 1%, то пришлось бы собирать с учетом численности избирателей почти 21 тысячу подписей. Предлагается проработать эти поправки и внести их в закон об основных гарантиях, определив пределы суммы избирательного залога на каждом уровне в выборах федеральных, региональных, местных, а также предельные суммы для формирования избирательных фондов для каждого уровня выборов. Кроме того, мне кажется, что нужно частично упростить систему заверения списков кандидатов. В частности является излишним предоставление в машиночитаемом виде сведений об имуществе кандидатов, потому, что на всех уровнях выборов - федеральных и региональных, если кандидат написал своей рукой сведения об имуществе, то это можно сканировать и не будет ущемления прав избирателей ознакомиться с его доходами и имуществе. После того, как сведения об имуществе заполняются в машиночитаемой форме, всегда кто-то может сделать ошибку, и возникают вопросы, которые требуют дальнейшего длительного уточнения. Спасибо.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Мы на апрельском заседании, майском и июньском эти вопросы обсуждали и договорились, чтобы все политические партии - участники круглого стола сдали документы. В документе должна быть отражена не позиция выступающего, а позиция партии. У нас все сдали, кроме вас. По основным позициям, которые вы сказали, мы с вами солидарны и такого рода предложения давали. И на всех наших встречах присутствуют представители ЦИКа. Теперь я хочу обратить внимание вот на что. Мы на прошлом июньском заседание говорили, что есть просьба, есть предложение и есть искреннее желание того, что называется Федеральным центром, чтобы в выборах в органы местного самоуправления принимали участие как можно большее количество политических партий. Геннадий Иванович сегодня в качестве одного из примеров привел ситуацию, когда в Подмосковье, в Пушкинском районе девять человек сняли, и пятерых суд восстановил. Чувствуете? И есть основания считать, что и оставшихся восстановят.

Райков Геннадий Иванович (член Центральной избирательной комиссии).
Похоже, что в пятницу еще двоих восстановят.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
У нас суд независимый. Но есть объективное желание, чтобы как можно больше политических партий приняли участие в выборах в органы местного самоуправления. Конечно, есть позиции на местах, есть определенные проблемы и несовпадения точек зрения в органах власти субъектов Российской Федерации, но вот, повторяю, есть это желание. Примите в этом участие. А у нас либо политическая партия не принимает в этом участие, либо, что значительно хуже, когда есть некий местный олигарх, который приходит в ту или иную партию и говорит: "Продайте этикетку, я пойду под вами". С этим сталкиваемся. Это очень настораживает. Уже прошлый раз говорил. Значительные полномочия передаются органам местного самоуправления и касаются они ни много, ни мало лесных земель, вообще вопроса по земле. И, может быть, политические партии этого не уловили, но люди на местах начинают активно в этом участвовать, и это настораживает. Поэтому как минимум просьба - думать об авторитете партии. И этот процесс, я не говорю о присутствующих, но, тем не менее, на этот процесс дарения своего имени не нужно поддаваться, потому, что ситуации могут быть сложные.

Смирнов Вячеслав Николаевич (ДПР).
Можно ремарку по поводу муниципальных выборов? При выборах глав муниципальных образований, в том числе районных и на выборах муниципальных собраний политическая партия выступает в качестве бесплатной декорации. Происходит это по той причине, что в законе у нас не сказано, что главы муниципальных образований могут выдвигаться только политическими партиями. И как бы о выдвижении от политической партии "Единая Россия" проходному местному кандидату во главе администрации - это мертвому припарка. То есть что ему дает политическая партия? Единственный плюс, если эта партия парламентская, ему не нужно собирать подписи, ему не нужно вносить залог. Это обезопасит его от того, что его не зарегистрируют, потому, что действующий глава администрации с избиркомом не заинтересованы в количестве кандидатов. То есть обращаться он будет к парламентской партии. К непарламентской партии он обращаться не будет, потому что-либо сдавать подписи, либо сдавать залог, могут придраться. С точки зрения совета местного самоуправления, опять же, если выборы идут не по партийным спискам, а по мандатным округам такая же ситуация, поэтому здесь непарламентская партия, если человек не политизированный, служит легкой декорацией, которая часто идет во вред. Потому, что если человек сильный и имеет шанс на прохождение, то связываться с партией, которая набрала меньше 3% просто смешно.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
То, что вы сказали - это аргумент. Но есть и другие аргументы.

Смирнов Вячеслав Николаевич (ДПР).
Поэтому, кто обращается к политическим партиям, либо заблуждаются, либо обращаются товарищи.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Послушайте еще раз. Есть у меня основания говорить то, что я говорю. Обращаются не только к парламентским политическим партиям. К ним обращаются тоже. Но когда один человек уже туда зашел, в эту политическую партию, то следующий его конкурент обращается к другой политической партии. Но самое-то главное. То, что вы говорите в отношении глав органов исполнительной власти, да. А депутаты?

Смирнов Вячеслав Николаевич (ДПР).
Одномандатные округа.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Ну и что?

Смирнов Вячеслав Николаевич (ДПР).
А зачем здесь партии? Все равно собирать подписи, все равно сдавать залог. Если надо, то тебя завалят по залогу или подписям.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Привел Геннадий Иванович пример. Из девяти по пяти суд уже принял решение.

Смирнов Вячеслав Николаевич (ДПР).
Это независимые кандидаты. Какая им разница по суду восстанавливаться, будучи в партии, или по суду восстанавливаться, не будучи в партии. Все равно через суд, а не через партии. Нерентабельно при таких выборах кандидатам обращаться в партии. Но они обращаются.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
А вопрос другой задаем. Скажите, пожалуйста, а политической партии важно принимать участие в таких выборах или нет?

Елагин Сергей Александрович (КПРФ).
Тогда другой вопрос. А власти нужно, чтобы на местах были разные партии во главе. Сколько мы видим примеров, когда КПРФ превращается в "Единую Россию", когда ЛДПР уходит куда-нибудь еще. Власть хочет, чтобы на местах были разные партии?

Смирнов Вячеслав Николаевич (ДПР).
Бывает и такое, что проходной кандидат нанимает лейбл партии, а не партия выбирает проходного кандидата.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Бывает и так. Но я повторяю, я же не власть, да. Это просьба - примите участие. Теперь, как мне кажется, власть очень разная. Главе района точно не нужно. Но привожу еще раз пример. Такая ситуация возникла, не называю район, думаю, что глава исполнительной власти этого района не остался в стороне, но суд поправил. И я думаю, что это демонстрация того, что нужно, чтобы в органах местного самоуправления было представлено как можно больше политических партий. В этом есть просто необходимость, потому что вы говорите, что сегодня кандидат тут, а завтра он там. А политическая партия все-таки дорожит своим именем. Это нужно. Это реальная потребность. И альтернатива - это реальная, осознаваемая Федеральным центром опасность.

Елагин Сергей Александрович (КПРФ).
Тогда у центра должна быть потребность, чтобы во всех избирательных комиссиях присутствовали все партии на равных, а не получалось бы так, что одна партия представляет в избирательной комиссии 10%, 100% и т.д.

Борисов Игорь Борисович (член Центральной избирательной комиссии).
Законом предусмотрена норма, запрещающая быть в комиссиях представителям партии более одного.

Елагин Сергей Александрович (КПРФ).
Никто не мешает представителю партии выйти как профсоюзу, как представителю "Общества женщин", "Красного креста".

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Игорь Борисович, Сергей Александрович говорит о реальной практике. Могут быть представители общества "Охраны памятников", но, так или иначе, это не Москва. Город в какой-то области, где мы понимаем возможности исполнительной власти. Эта ситуация осознанна, понята и это обращение, пожалуйста, принимайте участие в выборах в органы местного самоуправления. Повторяю, что она осознанна, понята и в значительной степени финансовые ресурсы, мы уже говорили, что органам местного самоуправления 131 законом мандаты передали, а финансовых ресурсов не хватает. А сейчас они начинают возникать. Сейчас начинают понимать, что, скажем, если земля не разграничена, то распоряжается ей сельский округ, и происходят такие вещи, когда, например, ЛЭП идет и выясняется, что под ней земля уже продана. Да, и по каким ценам. И представительная часть органов местного самоуправления даже не задает вопросов руководителям исполнительной власти в этих образованиях. А дальше возникает вопрос. Здесь планировали Федеральную трассу. Повторю. То, о чем я сказал осознанная проблема и одним из направлений ее решения является участие, стимулирование участия политических партий в выборах в органы местного самоуправления. Понятно, что будут серьезнейшие противодействия, как принято говорить, на местах.

Иванов Лев Иванович (Партия социальной справедливости).
Николай Николаевич, у нас есть предложение в связи со вчерашним Указом Президента России Дмитрия Медведева. Он создал своим Указом Комиссию по формированию резерва управленческих кадров. Человек, который раз проявил активную позицию, заслуживает какого-то внимания. На декабрьских выборах в Госдуму пролетело большое количество народа, которые были кандидатами в депутаты Государственной Думы. Не может ли Комитет обратиться в ЦИК, поскольку в ЦИКе собраны подробнейшие справки о каждом кандидате, который выдвигался. Там не надо ничего составлять. ЦИК может обратиться со списками, которые у него есть на всех кандидатов и депутатов. Может быть не на всех, отобрать тех, кого они считают нужными в эту Комиссию о включении в резерв.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Смысл предложения понятен. Не потерять людей, которые принимали участие в этой кампании. Теперь дальше. Как отреагирует на это Центральная избирательная комиссия? Я не думаю, что Игорь Борисович сходу отношение ЦИКа сможет сформулировать.

Борисов Игорь Борисович (член Центральной избирательной комиссии).
У нас полномочия определены законом. То, о чем вы говорите - это скорее задача вашего стола.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Это важно. Никаких проблем принять такого рода решение и обратиться с такого рода письмом на имя Президента - нет, если участники Комитета это предложение поддержат. Может ли в этом обращении содержаться предложение Президенту запросить Центральную избирательную комиссию материал? Я думаю, что если Президент поддержит эту идею, то нужно запросить материал. Приносите на следующее заседание круглого стола такого рода предложение.

Шевченко Евгений Александрович (Политическая партия "Патриоты России").
Я хотел бы узнать по поводу местного самоуправления. В какой стадии находится поправка, о которой так много говорили в конце весенней сессии по поводу того, чтобы выборы в законодательных представительных органах муниципальных образований первого уровня проводить 50 на 50? То есть 50 по партийным спискам, 50 по одномандатным округам.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
В профильном комитете. Она пока не принята. Я думаю, что Государственная Дума это предложение поддержит. Но я думаю, что в субъектах Российской Федерации может быть и противодействие этой идее. И второе. По срокам. Понимаете, нельзя очень часто менять избирательное законодательство. Нельзя бесконечно менять правила игры. Но, тем не менее, мысль о том, что избирательное законодательство нуждается в серьезном уточнении, присутствует. И ЦИК готовит предложения. И эта поправка, о которой вы сказали, есть и я оцениваю вероятность ее прохождения достаточно высоко.

Иванов Лев Иванович (Партия социальной справедливости).
Можно одну реплику короткую? Перед заседанием Геннадий Иванович мне сказал, что ЦИК в понедельник направляет в Госдуму около 550 поправок в избирательное законодательство в качестве предложения.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Как правило, Центральная избирательная комиссия и ее Председатель, когда вносит изменения Президент, то представителям Президента является Центральная избирательная комиссия и именно Председатель Центральной избирательной комиссии докладывает содержание законопроекта. Это первое. Второе. Я ни секунды не сомневаюсь, что Геннадий Иванович не шутил, я ни секунды не сомневаюсь, что если такого рода вещь ЦИК делает, то, наверное, это согласовано.

Борисов Игорь Борисович (член Центральной избирательной комиссии).
Геннадий Иванович прав. Но мы не поправки вносим. Мы обзор правоприменительной практики предоставляем. Это не касается предложений. Это обзор и анализ правоприменительной практики, основанный на нормах действующего законодательства. Мы показываем, с какими трудностями столкнулась избирательная система при организации выборов по этим правилам. Это более 500 различных случаев, основанных на действующих нормах закона, где мы анализируем и предоставляем законодателям, органам исполнительной власти для того, чтобы они ознакомились и принимали решение, как субъекты законодательной инициативы менять закон или не менять закон, либо принимать, как Николай Николаевич правильно сказал, какие-то уточняющие поправки, координирующие, улучшающие работу действующего законодательства.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Вы же понимаете, что очевидно предварительная проработка этих вопросов велась и предположить, что Чуров подписывает Государственную Думу законодателю документ, в любом случае это документ, даже если это не законодательная инициатива, предварительно не проработав их в профильных комитетах.

Иванов Лев Иванович (Партия социальной справедливости).
То есть на основе этого документа может фракция вносить зконопроект, ссылаясь, в том числе, на практику применения.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Если этот документ придет в Государственную Думу, и я его получу, и к этому моменту Центральная избирательная комиссия не направит этот документ нам, коллеги, я имею полное право ознакомить вас с этим документом. Не думаю, что у вас, а у нас здесь представлены, как политические партии, присутствующие в Госдуме, так и не присутствующие, что у нас будет общее мнение по этому вопросу. На то и коллегиальное решение. В завершении, поблагодарив вас за участие, еще раз хочу сделать акцент на выборах в органы местного самоуправления. Коллеги, мы будем собираться, когда вы сочтете это необходимым. Никаких сомнений нет, что члены Центральной избирательной комиссии примут участие в нашей работе.

Борисов Игорь Борисович (член Центральной избирательной комиссии).
В заключении я хочу поблагодарить политические партии, наших основных игроков на выборах за активное участие и внимание, прежде всего, и к вам. Обратите внимание, что этот стол привлек внимание Центральной избирательной комиссии, которая сейчас активно отслеживает соблюдение избирательных прав, в том числе участников избирательного процесса вплоть до того, что на нашем сайте ежедневно появляются порядка 20 новостных сообщений с мест по организации проведения выборов, также все данные по регистрации находятся у нас на сайте www.cikrf.ru. На сайтах комиссий субъектов идет более детализированная информация, кто зарегистрирован, кому отказано и по каким основаниям. Что касается активной агитационной фазы в электронных средствах массовой информации, то она начнется с 13 сентября. Сегодня речь идет только об агитационных печатных материалах, выпускаемых политическими партиями. Повторяю, что никаких жалоб на нарушения порядка проведения первого этапа избирательной кампании именно на сегодняшний день, на 28 августа в Центральную избирательную комиссию не поступало. И по сегодняшнему столу. Мы специально пришли, чтобы послушать участников избирательного процесса, мы также видим, что нареканий к организаторам выборов на сегодняшний день нет. Хочу подчеркнуть, что Центральная избирательная комиссия является открытым органом и мы готовы рассматривать обращения и незамедлительно реагировать на нарушения прав участников избирательного процесса.

17.09.2008
Источник: пресс-служба Комитета
viperson.ru

Док. 491384
Перв. публик.: 17.09.08
Последн. ред.: 11.11.10
Число обращений: 74

  • Пузановский Адриан Георгиевич
  • Райков Геннадий Иванович
  • Гончар Николай Николаевич
  • Смирнов Вячеслав Николаевич
  • Бегунов Сергей Витальевич
  • Иванов Лев Иванович
  • Борисов Игорь Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``