В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Бланк: Городу надо что-то придумать Назад
Владимир Бланк: Городу надо что-то придумать
Бывший глава Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга Владимир Бланк летом этого года занял пост заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой РФ). Губернатор города Валентина Матвиенко в своем напутствии попросила не забывать чиновника о работе в Северной столице и помогать городу уже в новом качестве. В интервью "Росбалту" Владимир Бланк поделился впечатлениями от работы в столице, рассказал о планах своего ведомства по формированию бюджета, а также оценил последние изменения в жизни Петербурга.

- Владимир Викторович, в Петербурге вы возглавляли один из ключевых комитетов городского правительства, чем занимаетесь в Росстрое?

- В Федеральном агентстве я отвечаю за финансы и экономику. Моя компетенция - это формирование, сопровождение и исполнение бюджета ведомства. Кроме того, я отвечаю за вопросы связанные с ценообразованием в строительстве. В принципе, это работа очень похожая на ту, которую я выполнял, возглавляя комитет экономики, при формировании бюджета. Разница в том, что комитет экономики выполнял эту работу как бы в качестве министерства экономического развития, а здесь я нахожусь уже с другой стороны барьера, то есть занимаюсь формированием бюджета конкретного ведомства.

- Где комфортнее работать в Москве или Петербурге?

- В Москве система иерархии выстроена значительно более изощренно. Здесь даже и близкой аналогии нет. К примеру, когда ехал по городу, то с удовольствием отмечал, как принятые в свое время решения о выделении денег или строительстве того или иного объекта либо реализуются, либо уже реализованы. С этой точки зрения федеральный уровень управления принципиально отличается, за исключением таких крупных объектов как Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений, все-таки здесь управление менее реальное, в большей степени сосредоточенное на работе с нормативными актами, выработке определенных правил или установлении общего порядка деятельности.

Также могу сказать, что уровень административной культуры, который имеется в правительстве Петербурга, наверное, один из лучших в стране. По моему мнению, сегодня правительство Валентины Матвиенко - один из самых эффективно функционирующих бюрократических механизмов в стране. Федеральный уровень работает значительно медленнее и в значительной степени менее качественно. К примеру, на одно и тоже действие в рамках формирования бюджета в Москве приходится писать в три раза больше бумаг.

- А жить?

- С точки зрения проживания, разницы между Москвой и Петербургом практически нет. С точки зрения темпа жизни, Питер - более уютный. Это город, в котором, в отличие от Москвы, в течение дня можно сделать несколько дел. В Москве этого не позволяет транспортная ситуация. Если ты выехал из офиса, то ты уже туда практически не вернешься. Но все-таки, самый лучший город с точки зрения качества жизни - это Псков. За очень разумные деньги вы можете обеспечить там приемлемое качество жизни. В Петербурге и Москве это стоит дороже. В то же время у Пскова есть один недостаток - там негде работать.

- Владимир Викторович, расскажите о приоритетах бюджета вашего ведомства на следующий год.

- В нынешнем году впервые была начата работа по формированию трехлетнего бюджета. Когда формировался бюджет 2007 года, одновременно готовились и бюджетные ориентировки на 2008 и 2009 годы. Это связано с тем, что президент обозначил задачу для всех федеральных органов на скорейшее принятие бюджета 2008 года для того, чтобы выборы не влияли на формирование бюджета 2008-2009 годов.

Наш главный приоритет - национальный проект "Доступное жилье". Кроме того, много внимания Росстрой уделяет программам, связанным с модернизацией коммунальной инфраструктуры. В частности, строительству главного коллектора в Петербурге. На его достройку только в этом году бюджет выделил более 400 млн. рублей. На первый взгляд, деньги большие, но на самом деле стоимость этого проекта огромна. На его окончательное завершение можно потратить 5-6 лет. Мы сейчас ведем работу по согласованию с городской администрацией программы достройки коллектора.

Еще один приоритет для Росстроя при проведении бюджетной политики - это инженерная подготовка территорий под жилищное строительство. Все эти работы очень тесно увязаны с соответствующим национальным проектом. Кроме того, не могу не сказать и о дамбе. Сейчас подготовлена программа завершения ее строительства, которая предполагает до 2012 года вложение около 55 млрд. рублей. Большая часть этих средств будет освоена в 2007-2008 годах.

- Какое место в бюджетных планах Росстроя отводится Петербургу?

- Нельзя даже предполагать, что федеральные органы уделяют недостаточно внимания Петербургу. Здесь нужно учитывать, что основную долю в этих деньгах составляет Комплекс защитных сооружений, но даже если убрать этот фактор, то на Петербург приходится больше 10% бюджета Росстроя.

Основные объекты - это главный коллектор, дамба. Кроме того, у города также имеется возможность участвовать в программах, связанных с получением государственных гарантий по инженерной подготовке территорий под жилищное строительство. Это самые крупные вложения, ни по одному из других регионов по линии Росстроя такого объема нет. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что Санкт-Петербург сегодня - в фокусе внимания федеральных властей.

Что касается конкретных сумм, то дамба на следующий год предполагает выделение около 10 млрд. рублей, коллектор - более 500 млн. Также Росстрой финансирует проекты по программе восстановления центров исторических городов. В Петербурге основные объекты - Петропавловская крепость, Шереметьевский дворец (музей Ахматовой), Ботанический сад и еще ряд зданий. Объем выделенных на это средств превысит 200 млн. рублей.

- Вы сами затронули проблему сохранения исторического центра. Сейчас одна из самых обсуждаемых проблем в городе - строительство высотного сооружения делового центра "Газпром-сити". Вы как человек, проживший долгое время в Петербурге, как к этому относитесь?

- У меня с Петербургом связано 14 лет жизни. Поэтому не могу быть равнодушным к тому, что происходит. На мой взгляд, вопрос о том, как должен выглядеть город, - действительно общественный. Петербург - город уникальный по всем параметрам. Я думаю, что решать вопрос, строить или не строить такого рода здания, нужно, строго пройдя абсолютно все формальные процедуры. С другой стороны, жители города сами должны решить, каким должен быть внешний облик Петербурга.

Например, некоторые утверждают, что Лондон стал хуже после того, как был "утыкан" небоскребами. Я был в Лондоне, и лично у меня такого ощущения не осталось. Вместе с тем, бывая в Париже, я искренне был рад тому, что центральная часть города сохранена и сохраняется, а все высотные доминанты вынесены за пределы исторического центра. В Нью-Йорке, городе-ровеснике Петербурга, небоскребы - норма жизни, и никто не представляет, что Манхэттен может быть другим.

В любом случае, я уверен, что губернатор найдет мудрое решение. Я считаю, что у этого проекта есть как много плюсов, так и много минусов. К плюсам можно отнести то, что масштабное строительство и появление совершенно нового делового района позволит Петербургу вырваться вперед и действительно стать городом мирового значения. Ведь пока инфраструктура города этому статусу не соответствует.
Главный минус - вопрос, как это будет выглядеть, когда над городом будет возвышаться какая-нибудь железная стеклянная громадина в три раза выше Смольного собора. Я считаю, что это - вопрос и специалистов, и горожан.

- А как горожане должны участвовать в принятии решения? Должен быть проведен референдум?

- На мой взгляд, в первую очередь во всех таких вещах должна быть законная сторона. Она проста: есть Генеральный план развития города. В рамках Генплана до конца этого года должны быть разработаны правила землепользования и застройки. Это очень простой документ, там написан номер кадастрового квартала, разрешенные виды землепользования, существующий вид землепользования и градостроительные ограничения. Эти ограничения могут быть по высоте, по характеру объекта, по экологии и некоторым другим параметрам. Городские власти обязаны соблюсти все параметры законодательства при обсуждении такого рода проектов. Отмечу также, что законодательство предполагает общественные обсуждения.

- А как вы относитесь к планам размещения в городе Нефтяной биржи?

- Это правильная идея. Напомню, что Россия занимает достаточно большую долю на рынке нефтепродуктов. Естественно, необходимо наличие собственного механизма ценообразования. Появление идеи Нефтяной биржи надо рассматривать комплексно. Россия по основным видам энергоресурсов является очень серьезным игроком на мировом рынке, и ее доля в разных секторах составляет десятки процентов. Поэтому появление инфраструктуры, которая позволит влиять на ценообразование, в общем, имеет смысл. При этом я бы обратил внимание на то, что для страны возможность влиять на механизм ценообразования является стратегически важной.

Одна из наиболее вероятных версий того, почему экономически умер Советский Союз, выглядит следующим образом. В свое время Збигнев Бжезинский объяснил тогдашнему президенту США Рональду Рейгану, как надо бороться с Советским Союзом. Его программа состояла из трех пунктов. Во-первых, говорил Бжезинский, мы должны сделать так, чтобы люди могли говорить, и в СССР появилась гласность. Второй пункт этого плана заключался в том, чтобы капиталистическая основа конкурировала с социалистической. Как вы помните, именно кооперативы разрушили советскую систему ценообразования. И, самое главное, третьим пунктом плана Бжезинского было желание лишить Россию основной статьи дохода. Я напомню, что стоимость нефти при развале СССР была катастрофически низка. Причем, Америка проделала с нами такую историю дважды. Второй раз - в 1998 году. Напомню, что в 1997 году цена нефть упала до рекордной отметки в $12 за баррель.

Именно поэтому наличие собственного механизма ценообразования, с помощью которого мы можем влиять на стоимость энергетических ресурсов, для России - прежде всего, вопрос безопасности. Появится такого рода инструмент - будет здорово. Если такого рода инфраструктура появится в Петербурге - безусловно, это будет еще один шаг, который сделает из города деловой центр мирового масштаба. Город от этого выиграет чрезвычайно.

- Каким вы видите дальнейшее развитие Петербурга?

- Сегодня существует только одна большая проблема, связанная с тем, что имеется перекос в объемах инвестиций, особенно в производственной сфере, где их недостаточно. Городу надо что-то придумать, чтобы сохранить привлекательность для иностранных инвесторов, не только в области недвижимости.
Сегодня частные деньги вкладываются исключительно в объекты недвижимости. В результате большая часть денег, инвестируемых в город, идет в недвижимость, особенно беспокоит, что в основном туда вкладываются иностранные деньги. В то же время относительно немного денег вкладывается в создание рабочих мест, в развитие производства.

Сейчас в городе строится много гостиниц, жилья, вводятся торговые площади. А вот денежных вложений в те места, где люди должны, по идее, зарабатывать деньги, например, в создание нового бизнеса, - относительно немного. В первую очередь, это связано с фактором экономии.
Думаю, что внимание, которое губернатор города уделяет таким крупным проектам как Nissan, Toyota, - это очень серьезный знак, это здорово! Приход крупных компаний позволяет восполнить недостаток рабочих мест, которые мы потеряли за время деиндустриализации.

В последнее время у Петербурга и вправду достаточно хорошее экономическое положение. Во многом это определяется мировой экономической конъюнктурой. Дай Бог, чтобы она сохранялась еще несколько лет. Но в то же время сокращение промышленных объемов, приход промышленных инвесторов - это большая проблема, над которой надо задуматься.

- Именно с вашим именем в Петербурге связывают приход крупных промышленных инвесторов. Вы следите за тем, как эти проекты реализуются?

- Я очень тесно общаюсь со многими руководителями, инвесторами. Недавно мне пообещали подарить телефон Nokia, полностью собранный на петербургском заводе Elqoteq. Во время работы в Петербурге больше всего запомнились именно промышленные инвестиционные проекты, а также все, что было связано с подготовкой территорий. Это было безумно интересно. Признаюсь, что лопата с закладки завода компании General Motors лежит у меня в кабинете в качестве одного из сувениров, который путешествует со мной уже несколько лет.

19.12.2006
http://www.rosbalt.ru/2006/12/19/279384.html

Док. 491043
Перв. публик.: 19.12.06
Последн. ред.: 16.09.08
Число обращений: 123

  • Бланк Владимир Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``