В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Мурычев: Экономике страны не хватает дешевых `длинных` денег на реализацию масштабных проектов и решение стоящих перед бизнесом задач Назад
Александр Мурычев: Экономике страны не хватает дешевых `длинных` денег на реализацию масштабных проектов и решение стоящих перед бизнесом задач
Государство активизируется в успешно функционирующих рыночных секторах и пассивно там, где бизнес не может самостоятельно решить задачи экономического развития. Об этом заявил первый исполнительный вице-президент РСПП, Председатель Совета Ассоциации "Россия" Александр Мурычев. Он выступил на конференции "Государственные инвестиции в России", проходящей в Москве.
По его мнению, экономический рост скоро упрется в "узкие места": недостаточно развитую инфраструктуру; сложность расширения деятельности, в том числе экспортоориентированной, мелких и средних компаний из-за нехватки собственных средств; стремительное устаревание основных средств.

"Инновации не играют заметной роли в экономике страны, - продолжил Мурычев, -конкурентоспособность трудовых ресурсов падает - средний возраст квалифицированных рабочих в ряде отраслей превышает 50 лет".

Альтернатива государственным инвестициям - снижать налоги и дать бизнесу работать самостоятельно, - не всегда работает, сказал Мурычев. Экономике страны не хватает дешевых "длинных" денег на реализацию масштабных проектов и решение стоящих перед бизнесом задач.

Как сообщил "ФК-Новости" вице-президент Ассоциации "Россия" Александр Строганов, по данным Мурычева, по проекту федерального бюджета на 2007 год профицит превышает 1,5 трлн рублей. Накопленные средства Стабилизационного фонда превысят 1,6 трлн рублей. Сейчас государство главным образом стерилизует денежную массу. Но простое накопление денег в виде "подушки безопасности" вместо их направления на решение экономических проблем приведет к тому, что "подушкой" придется воспользоваться вне зависимости от желания государства. Инфраструктура "встанет", не справившись с возрастающей нагрузкой. И тогда средства, которые придется направлять на ее поддержание в рабочем состоянии буквально через несколько лет, будут в несколько раз превышать те, которые нужны сейчас для развития инфраструктуры.

Простое увеличение инвестиционной части федерального бюджета, по мнению Мурычева, не решит проблем - деньги будут потрачены неэффективно. То, что сейчас государство делает в части повышения эффективности инвестиций и использования механизмов частно-государственного партнерства (инвестфонд, ОЭЗ, концессии) хорошо, но недостаточно, подчеркнул Мурычев. По концессионным соглашением объявлен, например, только один конкурс, несмотря на то, что закон принят в июле 2005 года. В целом прозрачные механизмы, подразумевающие, в том числе, совместное финансирование проекта государством и бизнесом, используются для меньшей части государственных инвестиций. Положительным фактом является создание российской венчурной компанией для инвестирования в инновационные компании. Это крайне необходимая мера поддержки, особенно на ранних стадиях развития компаний, однако пока трудно спрогнозировать ее эффективность.

В качестве новых механизмов инвестирования Мурычев назвал эндаумент - идеальный механизм для решения отдельных задач в сфере науки и образования. Проект закона о формировании фонда целевого капитала уже подготовлен при активном участии РСПП. Остаются вопросы по налогообложению. При создании фонда будущих поколений из средств Стабилизационного фонда с использованием механизмов эндаумент-фондов основные средства не тратятся, а инвестируются, а на реализацию конкретных проектов направляется прибыль. При этом можно расширить перечень активов, в которые можно инвестировать средства фонда будущих поколений по сравнению со Стабфондом. Возможный вариант реализации проектов - перечисление части прибыли в Инвестиционный фонд, части - на финансирование проектов, не в полной мере соответствующих жестким критериям Инвестфонда (например, по объему проекта).

Говоря о госинвестициях, нельзя забывать об их роли в сокращении диспропорций развития регионов. Конкурсная система отбора региональных проектов для предоставления средств из федерального бюджета (инвестиционный фонд, поддержка малого бизнеса) абсолютно правильна, т.к. поддерживает "сильного". Что делать со "слабым"? Бесконечные трансферты только закрепляют отстающее положение регионов и стимулируют иждивенческие настроения, особенно при существующей политической конструкции в стране. Нужны те же механизмы, те же ОЭЗ, но адаптированные для выбора "лучших из худших", сказал Мурычев.


http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=123699
14.12.2006

Док. 490655
Перв. публик.: 14.12.06
Последн. ред.: 16.09.08
Число обращений: 148

  • Мурычев Александр Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``