В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с заместителем министра иностранных дел РФ, специальным представителем президента РФ по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря В.И.Калюжным Назад
Интервью с заместителем министра иностранных дел РФ, специальным представителем президента РФ по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря В.И.Калюжным
Вопрос: Виктор Иванович, как Вы считаете, не являются ли новые инициативы России по проблеме урегулирования правового статуса Каспийского моря, с которыми Вы ознакомили в ходе последних поездок по странам каспийского региона их руководителей, отступлением от прежних российских позиций по данному вопросу, ущемляющим ее интересы?

Ответ: Уже самое начало моей работы в новой должности привело к идее, которую мы озвучили в ходе последних поездок по странам Каспийского региона. Напомню, что Россия предлагает оставить водную толщу Каспия в общем пользовании всех прибрежных государств, дно моря разделить по принципу модифицированной срединной линии, а спорные месторождения разрабатывать по принципу "50 на 50". Я готов к полемике с теми, кто считает, что существуют иные варианты решения этой проблемы. Не случайно, что с учетом новых российских предложений наша позиция во многом совпадает с точками зрения по данному вопросу Казахстана и Азербайджана.

Вопрос: Каковы, в целом, Ваши впечатления от поездки в Тегеран и переговоров с иранцами?

Ответ: Могу сказать, что все наши встречи с каспийскими партнерами были достаточно продуктивными и полезными, хотя по мере того, как мы "опускались" на юг региона, переговорный процесс становился все более сложным. Переговоры в Тегеране выявили, что иранское руководство остается на позициях кондоминиума и раздела Каспийского моря между прибрежными государствами на 20-ти процентные зоны. Вместе с тем, иранский министр иностранных дел Камаль Харрази высказал мнение о том, что Иран может согласиться на решение вопроса спорных месторождений по принципу "50 на 50", если эти спорные месторождения будут находиться в пределах национальных 20-ти процентных зон. Думаю, что жесткая постановка вопроса по принципу "или-или" может завести переговоры в тупик, что, в свою очередь, могло бы создать потенциальную опасность возникновения зон возможных конфликтов. К тому же, в этом случае в процесс урегулирования может вмешаться третья сторона, которая будет не способствовать поиску развязок, а наоборот, использовать противоречия прикаспийских государств в своих интересах.

Еще раз подчеркну - я глубоко убежден, что предлагаемые Россией принципы - это оптимальное решение проблемы статуса Каспия, других вариантов я просто не вижу.

Вопрос: Поддержал ли Тегеран предложение о создании в каспийском регионе стратегического центра?

Ответ: Да. Иранские партнеры по переговорам сообщили, что они тоже рассматривают возможность создания такого органа. Только иранцы хотят вложить в идеологию создания такой структуры исключительно экономические принципы, дать новому органу большие права для управления всеми процессами в регионе, включая его экономическое развитие, вплоть до распределения через эту организацию прибыли от экономической деятельности государств в соответствии с "их вкладом в общее дело". По нашему мнению, стратегический центр на Каспии не может быть экономической или исполнительной организацией. В его функции должен входить мониторинг, оценка и выдача предложений по тем темам, которые будут ему задаваться. Но относительно того, какую начинку вложить в идею создания центра, можно полемизировать очень много, главное, что воплощение идеи вполне возможно.

Вопрос: Учитывая, что иранская сторона на переговорах в Тегеране "замолчала" Ваше предложение о проведении встречи в Москве, не означает ли это затягивание переговорного процесса и решения других, помимо правового статуса, проблем Каспия

Ответ: Совершенно очевидно, что чем чаще встречаешься, тем ближе конечная цель.

Вместе с тем, наверное, прав президент Туркмении Сапармурад Ниязов, когда говорит, что переговорному процессу могла бы способствовать прямая договоренность президентов - в каком направлении двигаться. Без такой договоренности переговорный процесс уподобляется перемешиванию каши, которая все время остывает.

Что касается других каспийских проблем, то я на каждой встрече с коллегами из прикаспийских государств говорю, что статусом Каспия можно заниматься очень долго, а другие безотлагательные проблемы, такие как, например, защита окружающей среды остаются "за бортом". Их решение и переговорный процесс по статусу моря надо ставить "на параллельные рельсы", и идти в переговорах дальше, независимо от того, какие из этих вопросов будут решаться раньше, а какие позже.

Вопрос: Имеются ли перспективы для расширения участия российских компаний в нефтегазовых проектах в Иране?

Ответ: Да, такие перспективы есть. Напомню, что Иран - вторая страна в мире после России по запасам природного газа. Кстати, на нашей встрече с министром нефти ИРИ Бижан Намдар Зангене, он заявил, что не видит препятствий для более активной работы российских нефтегазовых компаний в Иране. Другое дело, что те условия, которые Иран сегодня закладывает в тендеры на участие в нефтегазовых проектах, могут устроить далеко не всех. В частности, контракты заключаются на довольно короткие сроки. Кратковременность контрактов на некоторые компании воздействует с психологической точки зрения негативно. Считаю, что иранской стороне было бы выгодно работать с российскими компаниями, которые имеют для этого достаточные мощности, и в то же время многие из них испытывают дефицит прогнозных запасов углеводородного сырья. Иранцы уже заключили договор на геологоразведку с "Славнефтью", "Татнефть" работает в плане новых технологий, на месторождении Южный Парс делает попытки работать "Газпром", готовы прийти в Иран "ЛУКОЙЛ", "Зарубежнефть", "Машиноимпорт". Так что компаний, готовых туда идти уже достаточно много, теперь вопрос - в рекламе, что нужно и можно работать в Иране.

Вопрос: А есть ли у наших компаний средства для развития сотрудничества с Ираном в нефтегазовой отрасли?

Ответ: Я не понимаю, когда говорят, что "в России денег нет". А их и не надо в России искать, когда в "нефтянке" осталось всего 3 государственных компании. Поэтому, откуда возьмутся деньги - с того континента или с этого, это проблемы "ЛУКОЙЛа", "Газпрома", любой другой нефтяной компании, которая придет в Иран. Я не вижу проблемы привлечения денег в общем плане. Другое дело, что возникает проблема эффективности конкретных проектов. %бю/оа%
http://www.prime-tass.ru/

Док. 490153
Перв. публик.: 04.08.00
Последн. ред.: 15.09.08
Число обращений: 319

  • Калюжный Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``