В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Корочкин: Граждане платят больше нефтегазовых компаний Назад
Владислав Корочкин: Граждане платят больше нефтегазовых компаний
ФНС отчиталась за 2007 год

Федеральная налоговая служба (ФНС) подвела вчера итоги поступления администрируемых службой доходов в бюджет за 2007 год. Всего в консолидированный бюджет поступило налогов на сумму 7,4 трлн рублей, что на 28% больше, чем в 2006 году. А поступления в федеральный бюджет возросли почти на четверть, составив 3,747 трлн рублей. Бюджеты субъектов РФ потяжелели на 31,5%, до 3,613 трлн рублей. Кроме того, в государственные внебюджетные фонды в 2007 году поступило 1, 283 трлн рублей, что на 26,4% больше, чем в 2006 году.

Самый большой рост в 2007 году по сравнению с 2006 годом продемонстрировал налог на добавленную стоимость (НДС). Он принес в бюджет 1,4 трлн рублей, что на 50% больше, чем в 2006 году. За такой высокий результат налоговики даже удостоились похвалы от своего главного куратора - замминистра финансов Сергея Шаталова. "Налоговая служба стала лучше работать", - прокомментировал он вчера успех ФНС на ниве НДС. Результат действительно впечатляющий, особенно с учетом того, что практически всю первую половину 2007 года налоговики были вынуждены рапортовать о провале задания по сбору НДС. Более того, ФНС не удавалось достичь даже уровня 2005 года. Переломным в отношении сбора НДС стал июнь 2007 года. Поступления от НДС в этом месяце выросли на 46%. Таким образом, результаты первого полугодия 2007 года принесли бюджету на 28,1% больше, чем показатели за аналогичный период 2006 года.

Июньский успех налоговиков объяснялся вовсе не повышением качества налогового администрирования. Именно в июне 2007 года ФНС получила часть налоговой задолженности ЮКОСа (в том числе и по НДС) после проведения конкурсов по продаже активов компании.

После 22 июня 2007 года налоговики и дальше продолжили демонстрировать высокие показатели по сбору НДС. Сергей Шаталов объясняет это высокими темпами роста ВВП, а значит, и налоговой базы, а также нивелированием эффекта налоговых новаций 2006 года, в результате которых бюджет недосчитался около 150 млрд рублей (введение заявительного порядка возмещения НДС и ускоренный порядок возмещения этого налога при капстроительстве).

Традиционно больше всего доходов бюджету принес налог на прибыль. Сборы по этому налогу составили 2,2 трлн рублей, что на 30% больше, чем в 2006 году.

Наименьшие темпы роста поступлений в казну продемонстрировали в 2007 году ресурсные платежи, которые составили 1,235 трлн рублей, что только на 4% выше показателя 2006 года. Поступления от налога на добычу полезных ископаемых составили 1,2 трлн рублей (рост на 3% от показателя 2006 года). Снижение темпа роста сбора этих налогов (в 2006 году они составляли почти 28%) налоговики объясняют в первую очередь введением налоговых каникул для нефтяных месторождений Восточной Сибири, а также понижающих коэффициентов для выработанных месторождений. В итоге доля налогов и сборов за пользование природными ресурсами в консолидированном бюджете резко сократилась - с 21 до 17% (см. график). Более того, поступления ресурсных налогов оказались даже ниже вклада граждан в бюджет, внесенного виде налога на доходы физлиц - 1,235 трлн рублей против 1,266 трлн рублей соответственно. Что, впрочем, неудивительно, если учесть, что поступления налога на доходы физических лиц росли в 2007 году также ударными темпами и в итоге превысили показатели 2006 года на 36,2%.

Из 1,3 трлн рублей, поступивших в 2007 году в государственные внебюджетные фонды, большая часть приходится на страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Их объем в 2007 году вырос на 27,5% и достиг 1,149 трлн рублей.

Вас грядущее ужесточение налогового администрирования не пугает?

Владислав Корочкин / вице-президент ОПОРЫ РОССИИ:

Cегодня администрирование неэффективно. Поэтому если рассмотреть ситуацию с точки зрения отдельных налогов, сегментов экономики и госбюджета в целом, думаю, есть большие резервы. Например, можно уменьшить персонал, участвующий в процессе, - уже будет экономия. Ведь доля налогов с малых предприятий сопоставима с тем, что идет на администрирование. С другой стороны, правительство вроде бы готово реформировать три основные налога: НДС, ЕСН и НДПИ. А это уже само по себе хорошо. Кроме того, на президиуме "ОПОРЫ России" председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Федоров сказал, что нашу налоговую систему нужно адаптировать к тем задачам, которые ставятся перед экономикой. Так как предыдущая система была сформирована под идею государства - поставщика ископаемых для остального мира.

Александр Дынин / первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров:

Не пугает, если речь идет о равномерном ужесточении налоговой дисциплины. В этом случае все компании будут поставлены в равные условия, что повлечет за собой укрепление справедливой конкуренции и дальнейшее развитие бизнеса. Пугать ужесточение налогового администрирования может только в том случае, если участники рынка будут поставлены в неравные условия и меры будут применяться выборочно. Но я надеюсь, что о таком варианте развития событий речь не идет.

Вячеслав Новиков / зампред комитета Совета федерации по бюджету:

Я не считаю, что речь идет об ужесточении. Потому что на эту тему было много споров, в которых участвовало в том числе бизнес-сообщество. С моей точки зрения, стоит говорить скорее о наведении некоторого порядка. Да, конечно, были вопросы относительно презумпции невиновности налогоплательщика, относительно сроков по выездным проверкам и так далее. Однако мне представляется, что сейчас нужно просто посмотреть, как будет идти практика. При этом я, повторюсь, не думаю, что проявится что-либо серьезное для бизнеса в смысле ужесточения.

Борис Титов / председатель общероссийской общественной организации "Деловая Россия":

Ужесточения бояться поздно, потому что ситуация с администрированием такая, что хуже уже не будет. Тем не менее есть и позитивные моменты, ведь Минфин хотя бы начал думать о том, что налоговая реформа не завершена. Ранее господствовало мнение, что ничего трогать не надо. А если говорить конкретно, то возврат к страховым формам по ЕСН - это то, что мы давно предлагали. Теперь будем дальше работать, чтобы действительно перейти на выгодные для всех (бизнеса, бюджета и простых людей) методы. Однако нас не устраивает предложение по НДС, который нужно реформировать кардинальнее. Мы предлагали новую форму начисления этого налога (прямой вариант), а администрация президента - налог с продаж (НсП). И то, и другое вполне приемлемо. Но новый налог может вызвать некоторый рост инфляции. Что же касается НДПИ и налога в газовой сфере, то я бы вспомнил мотивацию правительства по увеличению тарифов на газ в России. Каждое увеличение обосновывается отрицательным сальдо "Газпрома" по поставкам на внутренний рынок. Но если сейчас оказывается, что компании так хорошо живется, что пора повысить НДПИ, то, может, лучше вместо этого просто не повышать цены на внутреннем рынке?

30.01.2008
http://www.opora.ru/press/publications/2008/01/30/grazhdane-platyat-bolshe-neftegazovykh-kompaniy

Док. 489693
Перв. публик.: 30.01.08
Последн. ред.: 14.09.08
Число обращений: 113

  • Корочкин Владислав Леонтьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``