В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Корочкин: Равные возможности обеспечиваются неравными условиями Назад
Владислав Корочкин: Равные возможности обеспечиваются неравными условиями
Интервью с вице-президентом ОПОРЫ России Владиславом Корочкиным

- Владислав Леонтьевич, по официальным данным в Москве более 200 тыс. малых предприятий. А по среднему бизнесу какие-то данные есть?
- Никакой официальной статистики, показывающей, сколько в Москве или в России средних компаний, на сегодняшний день нет. Какие-то оценочные цифры мне встречались, но к ним надо относиться с осторожностью. В любом случае средних предприятий гораздо меньше, чем малых.

- Многие предприятия, которые мы привыкли считать средними, не вписываются в критерии, прописанные в законе (прежде всего, по количеству сотрудников). Получается, все, у кого больше 250 человек персонала, уже крупные? А кто же тогда Газпром?

- Смысл введения этих критериев совершенно не в том, чтобы показать, кто крупный, а кто малый. Смысл в том, чтобы дать какие-то дополнительные возможности и преференции тем направлениям бизнеса, которые с точки зрения общества и государства следует поддерживать. Компании требуется поддержка до определенной точки, дальше она ей не нужна. Это уже состоявшийся, серьезный, самостоятельный бизнес.

- Хорошо, количественные критерии оставим. Есть ли какие-то качественные отличия среднего бизнеса? Например, от малого?

- Безусловно. Качество управления иное. В микробизнесе можно и не иметь никаких специальных, не основанных на простом здравом смысле управленческих навыков. То есть предприниматель все может сделать сам. С ростом бизнеса появляется необходимость делегирования полномочий, должны появляться элементы навыков стратегического планирования. Хотя на практике, честно сказать, далеко не у всех средних компаний в нашей стране есть долгосрочные стратегии. Да и принцип "плыть по течению" во многих случаях не так уж плох, особенно в условиях растущих рынков. Он предполагает в каждый конкретный момент времени делать максимально эффективно то, что ты можешь сделать. Довольно просто. Такой вариант управления тоже есть, и, может быть, он для кого-то даже эффективней, чем стратегическое планирование. Какие еще качественные отличия? Трудно сказать, это теоретики должны придумать
- Тогда скажите нам как практик: какая поддержка нужна среднему бизнесу?
- Самая лучшая поддержка среднего бизнеса - это сохранить те льготы, которые он имел, пока был малым. Мы говорили об этом неоднократно: если малое предприятие развивается и перестает соответствовать критериям малого, в течение какого-то времени оно должно иметь возможность пользоваться тем, чем оно пользовалось на предыдущем этапе развития. Например, упрощенной системой налогообложения. В противном случае у компании появляются стимулы дробиться, формально организовывать новые предприятия, а это никому не нужно. С другой стороны, если сделать нормальную налоговую систему, простую, адекватную, понятную и не требующую бешеного количества бухгалтеров, этот вопрос вообще можно было бы снять с повестки дня, так же, как вопрос о существовании УСН и ЕНВД.

- То есть вы за то, чтобы упрощенная система налогообложения стала обычной?
- Грубо говоря, да. Надо заменить НДС, смысл которого никто не может внятно объяснить, на налог с оборота. Почему налог с оборота хуже, тоже никто не может растолковать. Единственное объяснение, что этот налог невыгоден тем, кто занимается экспортом ресурсов и банкам. А то, что производству он выгоден, никого не волнует. Если мы хотим развивать среднее, конкурентоспособное, экспортно ориентированное производство, нужно отменять НДС! Это сейчас основной тормоз для развития промышленности, генератор не только коррупционных схем с его зачетом, возвратом и т.д., но и непрерывного "совершенствования" налогового администрирования, требующего выстраивания все новых и новых форм контроля, включая контроль за "контролерами", и, соответственно, отвлечения все большего количества и без того дефицитных трудовых ресурсов.

- Помимо упрощения налоговой системы, что еще нужно среднему бизнесу от государства?

- Не мешать. А что тут можно еще сказать? Устранить излишние административные барьеры. Возьмем, к примеру, вопрос с сертификацией. В Европе, если ты один раз сертифицирован по ИСО 9001, никаких сертификатов тебе больше не надо. Это называется "презумпция соответствия декларации производителя". Они декларируют, что сертифицированы по ИСО и за свою декларацию полностью отвечают. А вот за тем, чтобы заявленное качество соответствовало декларируемому, следят уже надзорные органы, причем следят так, что предприятие даже об этом не знает: они просто периодически проверяют находящиеся в обращении товары. У нас же на каждую партию продукции требуется сертификат. И все уже прекрасно знают, где этот сертификат брать и сколько он стоит. В итоге наши надзорные структуры смотрят не на качество продукции на полке магазина, а на наличие купленной бумажки на эту партию. Это же бред.

- Ну, тогда последний вопрос: закон-то хороший?
- Трудный вопрос. Вряд ли можно сказать, что он сам по себе очень хороший. Хорошо, что он появился, конституировал какие-то вещи. Хорошо, что он и на этапе подготовки, и после принятия вызвал эти дискуссии вокруг себя. Хорошо, что он требует совершенствования нормативной базы. Сам по себе закон, как уже многократно говорилось, рамочный. По идее, в условиях внятной государственной политики, основанной на четко сформулированных принципах отношения общества к малому и среднему бизнесу, в этом законе, может быть, и не было бы необходимости. Но у нас система сложилась так, что все эти вещи еще нужно упорно доносить до общественного сознания. Например, то, что для обеспечения равных возможностей малых и крупных предприятий совершенно очевидно нужны неравные условия. То есть, что формальное равенство во многих случаях есть проявление вопиющего неравенства.
Пока же они еще не стали общепризнанными категориями мышления ни чиновников, ни народа. Например, Минфин всегда будет противиться налоговым льготам, и, не имея прямых ссылок на какой-либо достаточно серьезный нормативный акт федерального уровня, внедрить их будет сложно.

А при нормальной экономике, при нормальной налоговой системе, при нормальном техническом регулировании закон этот был бы и не нужен.

29.10.2007
http://www.opora.ru/press/publications/2007/10/29/ravnye-vozmozhnosti-obespechivayutsya-neravnymi-usloviyami

Док. 489688
Перв. публик.: 29.10.07
Последн. ред.: 14.09.08
Число обращений: 106

  • Корочкин Владислав Леонтьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``