В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Корочкин: Дело за малым Назад
Владислав Корочкин: Дело за малым
Власти снова обещают спасать предпринимателей, остается только начать

В России может появиться новый национальный проект - по малому и среднему бизнесу, об этом говорится в рекомендациях, принятых по итогам "круглого стола", в котором принимали участие представители парламента и правительства. Участники откровенно признали "практически полное отсутствие какого-либо роста малых и средних предприятий". Эксперты удивляются - где же они были раньше.

По данным Совета Федерации, за последние 20 лет в малый и средний бизнес пришел всего 1% населения и на его долю приходится порядка 10% от общего объема товаров и услуг (в развитых странах доля этого сектора доходит до 70%). Согласно рекомендациям участников "круглого стола", на развитие предпринимательства необходимо ежегодно выделять не по 3,5 миллиарда рублей, как предусмотрено в федеральном бюджете на 2007 и 2008 годы, а не менее 40 миллиардов рублей "на возвратной основе".

"Все эти обещания нацпроектов - не более чем предвыборные штучки, - уверена Ирина Хакамада, в свое время возглавлявшая министерство малого предпринимательства, - нацпроект - это деньги, но малому бизнесу нужны от государства сейчас вовсе не деньги, а благоприятные условия для развития. Нужна более гибкая налоговая система (большее распространение должны получить налоговые каникулы), необходимо право на получение доступа к пустующим помещениям с бесплатной арендой земли и самое главное - избавиться от милицейского и криминального "крышевания". Обо всех этих и многих других мерах вспоминают только перед выборами, но дело не движется и двигаться не будет. Пока в России бюрократия - это не наемные менеджеры, а правящий класс, у власти нет мотивации реально что-то менять".

По мнению г-жи Хакамады, если бы у власти действительно было желание изменить ситуацию, это не составило бы труда. При этом интересы крупных компаний никак бы не пострадали: "Курс на создание крупных корпораций, конкурентных на мировом рынке, не противоречит развитию малого бизнеса: скажем, в США или Сингапуре одно с другим очень хорошо сочетается, при том что это наиболее развитые экономики в мире. У нас же крупные корпорации живут за счет своей монопольной прибыли".

"Конечно, все это обычные предвыборные разговоры, - соглашается председатель Общероссийского общественного политического движения "Развитие предпринимательства" Иван Грачев, - никакие нацпроекты и вообще инфраструктурные решения малому бизнесу не нужны. Надо всего лишь слушать самих предпринимателей, их идеи. Но все эти реально необходимые вещи Госдуму не проходят из-за давления правительства и, в частности, Минфина".

Более того, по мнению г-на Грачева, в последнее время положение малого предпринимательства ухудшается: "В 1993-1994 годах был написан закон, освобождавший на два года от уплаты налогов любое небольшое дело, а теперь закон отменен и экономическое давление усиливается. Скажем, открыл в свое время бизнесмен подсобное помещение где-нибудь в подвале, а теперь стоимость недвижимости выросла и ему приходится платить арендную плату в десятки раз больше. Чиновники по просьбе торговых сетей изгоняют малый торговый бизнес из всех возможных мест. Совсем недавно в Питере закончилась по этому поводу голодовка".

Эксперт сообщил "НИ", что необходимо внести в административный кодекс новую норму, предусматривающую ответственность чиновников за нерешение или затягивание важных для предпринимателей вопросов, связанных с оформлением документов.

Обещания властей не вызывают особого восторга и у самих представителей малого бизнеса. Как отметил в интервью "НИ" вице-президент ОПОРЫ России Владислав Корочкин, простую раздачу денег в виде дешевых кредитов и других средств стимулирования нацпроектом назвать нельзя совсем: "С моей точки зрения, тут должен быть комплекс административных мер, изменяющих саму идеологию отношения государства и мелкого бизнеса. В том числе, конечно, и материальная помощь - но только на общих, а не избирательных условиях, Иначе при нынешнем уровне коррупции работать это не будет".

Г-н Корочкин уверен, что одной из важнейших мер могла бы стать государственная поддержка экспорта, но опять же не только в виде субсидий, а в первую очередь - в виде ликвидации административных барьеров: "Нужно ввести систему сертификации экспортной продукции за счет государства, ответственность бюрократов за задержку поставок. Сейчас отсутствие таких норм не дает предпринимателям выходить на мировой рынок и обеспечить своей продукции конкурентоспособность".

05.07.2007
http://www.opora.ru/press/publications/2007/07/05/delo-za-malym

Док. 489667
Перв. публик.: 05.07.07
Последн. ред.: 14.09.08
Число обращений: 112

  • Корочкин Владислав Леонтьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``