В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Корочкин: Не в кассу Назад
Владислав Корочкин: Не в кассу
Вопрос об отмене контрольно-кассовых аппаратов для субъектов малого бизнеса, которые "сидят" на ЕНВД, может решиться в ближайшее время. Теперь уже есть все основания думать, что малые бизнесмены будут избавлены от необходимости проводить всю выручку через кассу - и нести расходы на приобретение и обслуживание ККМ.

Вчера речь об этом зашла на самом "верху": на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ министр экономического развития Герман Греф обратился к Михаилу Фрадкову с просьбой лично вмешаться и помочь решить вопрос об отмене ККМ. "Только вы можете поставить в этом вопросе точку, и это будет большой подарок малому бизнесу", - заметил Греф. ИА "Верхнекамье" цитирует Фрадкова: "Меня интересует качество малого предпринимателя. Это не спекулянты?" Выступавший на заседании совета президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов уверенно ответил, что нет. И тогда премьер-министр дал обещание "форсированно отменить необходимость для малых предпринимателей приобретать и обслуживать ККМ".

Предлагается внести в статью 2 Федерального закона No 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" дополнение, освобождающее от необходимости использования ККМ индивидуальными предпринимателями и организациями, платящими ЕНВД. Они должны будут лишь предоставлять по требованию покупателя товарные чеки.

У этого вопроса долгая история: впервые он возник из небытия три-четыре года назад. И до сих пор решается. Принятию законопроекта препятствует Минфин, аргументируя это тем, что отмена ККМ может ударить по правам потребителя и помешает отслеживать оборот наличных денег. С первым пунктом "обвинения" согласна Нина Козлова, начальник отдела консалтинга аудиторско-консалтинговой группы "Финэкспертиза": "В этом случае нарушаются права потребителей. Хорошо, есть товарные чеки. А если человек не подумал об этом сразу или просто забыл - как он потом будет доказывать, что совершил покупку или получил услугу?"

Тем временем малый бизнес, которому и без того приходится несладко, несет немалые издержки: приобретение и обслуживание контрольно-кассовых аппаратов обходится ему ежегодно в 20 миллиардов рублей. За четыре года, в течение которых малые предприятия находились под гнетом этого требования, - 80 миллиардов. Сам аппарат стоит как минимум 14-15 тысяч рублей. Есть еще и необходимость в замене кассовой ленты и прибора ЕКЛЗ.

"Согласно проведенным исследованиям, средняя стоимость ККМ составляет около семи тысяч рублей, стоимость обслуживания в год - пять-семь тысяч. Если учесть, что ЕНВД платят 1 миллион 850 тысяч малых предприятий и частных предпринимателей, то общая сумма издержек малого бизнеса превышает даже те 20 миллиардов рублей, о которых было заявлено на заседании совета. В то же время поступления в бюджет от плательщиков ЕНВД в 2004 году, к примеру, составили 25,5 миллиарда рублей", - рассказывает Сергей Мигин, директор по проектам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

О немалых потерях бизнеса, несравнимых с масштабом господдержки этого сектора, говорит и Вячеслав Корочкин, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ: "Кассовый аппарат мало купить, его еще нужно периодически перерегистрировать, обслуживать. Потери - 20 миллиардов рублей, а на поддержку малого бизнеса в год выделяется 3,5 миллиарда".

Как ни странно, некоторые игроки рынка признаются, что эксплуатация кассовых аппаратов для них - не самая большая проблема. Есть вещи и поважнее. Вот что нам рассказал директор ООО "ЭЛИКА" (шиномонтаж, ремонт обуви, изготовление ключей, 114 квадратных метров) Юрий Буклеев: "Я не думаю, что контрольно-кассовые аппараты когда-либо отменят. ККМ в свое время обошлась мне в 500 долларов. Плюс есть и такой расход, как ежегодная замена ЭКЛЗ - а это пять-шесть тысяч рублей. Замена ленты - это в общем-то пустяки, копейки. Да и в принципе контрольно-кассовый аппарат, я считаю, нужен. Чтобы иметь полное представление о выручке. Хотелось бы, чтобы власть больше помогала в решении других важных вопросов. Чтобы нас не душили налогами, как это совсем недавно было, чтобы представители различных инстанций реже "навещали". А то ходят все - от налоговиков до экологов. Последним все важно: от ламп, которые у нас висят, до грязи и пыли. Все в их ведении".

Впрочем, с точки зрения национальной экономики проблема, безусловно, гораздо глубже. Речь идет о существенных убытках для всего сектора. К тому же требование к предпринимателям устанавливать ККМ в обязательном порядке можно рассматривать и как проявление извечного противостояния бизнес - государство. Последнее, к сожалению, склонно регулировать все и вся. "Что касается целесообразности использования ККМ, то она вызывает большие сомнения. Ставка ЕНВД рассчитывается вне зависимости от размеров фактической выручки. ККМ нужны прежде всего налоговым органам - но вот только не ясно, зачем. Хочется надеяться, что мы уходим от государственного патернализма в экономике. Требование устанавливать ККМ - это не что иное, как избыточный административный барьер", - уверен Сергей Мигин. "Нарушения прав потребителей - это любимая тема чиновников, которые стремятся установить тотальный контроль над экономикой. Причем именно чиновники, а не представители каких-либо организаций, ассоциаций по защите прав потребителя. Хотя это в принципе не их дело. Никакой экономической основы для требований об установке и использовании ККМ я не вижу, - утверждает Вячеслав Корочкин. - Это лоббистская работа производителей контрольно-кассовой техники. Они внушают и чиновникам, и обществу, что без контрольно-кассовых аппаратов страна загнется. В свое время так же верещали: без хлебной инспекции страна отравится. Но отменили - и все нормально".

Один из аргументов, выдвинутых Минфином против принятия законопроекта об отмене ККМ, заключается в том, что отсутствие контрольно-кассовых машин помешает рассчитывать понижающие коэффициенты при начислении ЕНВД, что может привести в итоге к "нарушению конкуренции" на муниципальном уровне. Сергей Мигин считает эту аргументацию, мягко говоря, сомнительной. "У Минфина, конечно, есть свои аргументы. Весьма туманные. К примеру, речь идет о том, что отмена кассовых аппаратов каким-то образом может привести к созданию различий в условиях экономической деятельности предпринимателей на муниципальном уровне. Дескать, в разных муниципальных образованиях могут устанавливаться различные ставки ЕНВД, и, соответственно, создаются различные условия работы для предпринимателей. Но это, на мой взгляд, надуманный аргумент, - объясняет эксперт. - Вообще же понижающие коэффициенты ЕНВД должны рассчитываться с учетом результатов исследований, проведенных независимыми организациями, а никак не органами власти. Это не их дело. И чтобы такие исследования проводить, вовсе не обязательно снимать показания ККМ. Чаще всего их проводят, опросив 40-50 участников того или иного сегмента рынка".

Большинство экспертов и представителей общественных организаций полагает, что размер ЕНВД не зависит от объема фактической выручки. Таким образом, применение ККМ не обязательно: собственник предприятия может устанавливать или не устанавливать аппарат, исходя из своих потребностей. Однако Нина Козлова придерживается противоположного мнения: "При расчете ЕНВД существуют понижающие коэффициенты. К примеру, если в том или ином секторе общая доходность составляет 7 500 рублей, то с учетом понижающего коэффициента она может быть снижена до шести тысяч. Согласно Налоговому кодексу, при установлении коэффициентов может учитываться в числе прочего и величина дохода. Налоговым кодексом размер корректирующего коэффициента ставится в зависимость от особенностей ведения предпринимательской деятельности, в частности от режима работы, сезонности, величины доходов, места ее ведения".

Дальнейшую судьбу законопроекта эксперты определяют одинаково: как вполне благополучную. "Есть надежда, что на этот раз законопроект примут. По крайней мере Михаил Фрадков четко сказал, что политическое решение принято", - говорит Вячеслав Корочкин. Сергей Мигин также полагает, что обязательное использование ККМ отменят, хотя и с оговорками: "Минфин в принципе очень консервативен и неохотно идет на изменения, особенно в том, что касается надзорных функций государства. Но в этом случае я думаю, что против принятия законопроекта выступает в первую очередь ФНС. Чиновники вообще неохотно расстаются с полномочиями, позволяющими, к слову, применять избирательный подход в отношении нарушителей. Кого-то за отсутствие ККМ наказывать, кого-то - нет. Будем надеяться, что дело сдвинется с мертвой точки: по крайней мере в план действий правительства по реализации программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу 2006-2008 годов такой пункт внесен".

13.06.2007
http://www.opora.ru/press/publications/2007/06/13/ne-v-kassu

Док. 489665
Перв. публик.: 13.06.07
Последн. ред.: 14.09.08
Число обращений: 104

  • Корочкин Владислав Леонтьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``