В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Ганичев: Малая Родина Назад
Валерий Ганичев: Малая Родина
Вручение первой премии "Малая Родина" в городе Касимове

...Касимов город не большой, но и не из крохотных. А если взглянуть на его прошлое, то место довольно значительное, помеченное многими знаками истории. Но вначале некое предисловие...

Революционные вожди, в первые свои годы, бросали в костер мировой революции все недорогое для них. И история народа была им абсолютно недорога - ветошь. И они отсекли прошлое и выбросили его за ненадобностью. Становилось ясно, что никому и не нужно это прошлое и почти не нужны эти малые города или села, в крайнем случае, пригодятся как хворост в раздуваемый тогда огонь так и не запылавшей мировой революции.

И лишь перед лицом смертельного врага, германского фашизма, стало ясно, что им - врагам - безразлично, какая она Россия - монархическая или социалистическая. Главное - ее уничтожить. Тогда-то, когда и Советская страна обзавелась собственной историей, прозвучали слова вождя: "пусть вдохновит вас образ великих предков". История времен стала смыкаться.

"Образ великих предков"... И стало ясно, что предки-то жили не только в столице, а вся Россия состоит из "малых земель". И вся неразрывная ткань России сплетается из малых и больших городов, из сел и деревушек.

У этого цельного, многоцветного российского полотна было много врагов. Особенно из внутренних жучков-короедов. Из городков изгонялось Дело, они хирели и пустели. Взрывались храмы, и городки лишались стержня. Разорялись погосты и они лишались памяти. Переименовывались улицы и они лишались истории. Ну, скажите, кто такие урицкие и володарские для русских городов? Но ведь в каждом из них застолбили фамилии этих зарубежных эмиссаров.

Затем появились научно-обоснованные заключения и решения о "неперспективных" деревнях и целых землях, о повороте рек, которые и должны были затопить эти Матеры и Мологи. Подгоняемые нашим комсомольским энтузиазмом, ехали из Центральной России "друзья в дальние края", где стали "новоселами и ты, и я". Ныне эти поднятые русскими руками "целинные" земли оказались за пределами России. А наша коренная русская земля, центр страны, пустел и обезлюдевал.

Пора проснуться! Подымем мы свои малые города и села, обустроим малую Родину и большой будет хорошо.

Во многих местах эти городки и райцентры оживают, пытаются обустраиваться, возвращают себе отнятое безродными историками прошлое.

Давно хотел учредить премию для тех, кто служит этой малой Родине, кто воспевает ее, кто поддерживает ее дух. А ведь их не мало: тут и вятские энтузиасты и местные энциклопедисты, и липецкий патриот В. Шальнев, и недавно принятый в Союз, но давно воспевающий свой сурский край профессор Нарышкин. Но вот решение назрело и получило материальную основу. Союз писателей России и Фонд культурных инициатив (Председатель - доктор исторических наук И.Т. Янин) при участии журнала "Роман-газета XXI век" приняли постановление: учредить премию "Малая Родина"!

Прошел Х съезд писателей России, на котором мы объявили о создании премии. Где вручать? И тут вырисовался город и его певец. Замечательный, скромный русский писатель Николай Александрович Родин отмечал 19 ноября в своем родном городе Касимове 75-летие. Николая Родина в писательском мире, в среде литературных журналов знают давно. Он коренной касимовец, воевал на фронтах Отечественной, работал в колхозе, в районной газете (ох, какие кадры талантливых очеркистов, правдолюбцев и заботников народных породили наши "районки" - спасибо им). Затем первые рассказы, книги, выпущенные в Рязани, Высшие литературные курсы и публикации в "Волге", "Нашем современнике", "Молодой гвардии". Появляются его романы, повести "Зимний гром", "Ярусы", "Пристань", "Журкин родник", "Где-то звенят жаворонки". И особенно прогремевший "Танец с саблями" о вырывавшейся из унижений и оскорблений человеке. Борис Можаев хорошо отзывался, Виктор Астафьев назвал Н. Родина замечательным стилистом. Знали в столице, что есть такой неплохой, даже хороший писатель. Но недосуг нашей критике было поспорить, поговорить о нем, обозначить на литературной карте. Все это и дало повод автору юбилейной статьи в "Рязанских ведомостях" написать: "Жаль, что такой талантище не стал всероссийской знаменитостью. Не ему одному - всем нам, рязанцам, тут не повезло".

Жаль, конечно. Но Николаю Александровичу повезло. Такой любви, которой окружили, запеленали, сотворили его земляки-касимовцы и те же рязанцы на юбилее, мог позавидовать любой классик.

Да и было чему. Конечно, адреса, подарки, цветы. Но воскресали на сцене образы из рассказов и повестей, звучало слово, рожденное от тихой речки, шелеста листьев, стариковской мудрости крестьянина. Рязанцы, как бы узнавали себя, слышали доброе слово о себе, молились за нашу Родину. Выходил мэр (прости, Господи, за это слово. Уж в малых-то городах России давно пора отказаться от этакой клички). Да уж неважно, человек-то Виктор Игнатьевич Епифанов хороший, мудрый, с необходимой хитринкой и заботой. Говорил о городе, людях, благодарил певца земли. Выходил бравый Военком и обещал восстановить медаль "За отвагу", утонувшую в боях на Висле. А медаль-то ведь самая чистая, боевая, не штабная. Выходила давняя подруга с кондитерской фабрики, вручала чудо-торт и вспоминала ("а помнишь, ты писал-то...) Выходила элегантная министр культуры из Рязани и благодарила за вклад в описание истории области, выходили поэты и писатели-земляки, читали оды, произносили экспромты. Один из них небезуспешно сопрягал понятие Родина с фамилией писателя. И ничего, созвучно.

И все вспоминали, вышедшую пятью изданиями, известную уже трем поколениям книгу Николая Александровича "Касимов". За что (в том числе) и награждали мы его - первого лауреата Всероссийской премии "Малая Родина".

Да и есть что описать, о чем рассказать про город, его историю и жителей. Когда въезжаешь в Касимов, ощущаешь теплоту, уют, одомашненность этого города. Видишь старинные постройки, торговые палаты, кружевную деревянную вязь и как духовные стержни - колокольни и храмы. Протоиерей Владимир (Правдолюбов), тоже получивший поощрительную награду за свои книги по истории Веры, водил нас по храмам, рассказывал сколько взорвано и уничтожено было церквей. Но вера не погасла. Местночтимая Матрона (Белякова), блаженная Матрешенька, многим дала силу, у многих она и сохранилась. Когда вошли в ободранный изнутри спортивным бесшабашьем (тут был спортзал) величественный Вознесенский собор, стало ясно, что потребуется еще немало средств, чтобы восстановить. "Восстановим", - убежденно говорит батюшка. А рядом высится мечеть. Тут в Касимове, как писал Родин, многие века мирно уживались русские и татары, православные и мусульмане. Татары Касимовского ханства воевали вместе с русскими против шведов, ливонцев, немцев, поляков, литовцев. Добрые были воины касимовские татары. И друзья хорошие, без сепаратистских замашек. А во время Великой Отечественной войны двадцать Героев Советского Союза дала касимовская земля. О всех о них писал Николай Александрович, да еще о других знатных предках-земляках: архитекторе Гагине, русском адмирале, герое Наварина Авинове, о космонавте В. Аксенове, о великой певице Марии Олениной. Именно о ней писала газета "Речь" в 1909 году: "Для того, чтобы Мусоргский получил теперешнюю свою известность, надо было, чтобы в России родилась Оленина". Мария Оленина покорила Францию своим голосом, жила там, выступала в оперных театрах, во время оккупации встала в ряды Сопротивления, распространяла "Юманите", скрывала у себя французских патриотов. Уже девяностолетней возвратилась на Родину. В общем, много знатных и интересных людей было и есть в Касимове.

Ну и конечно великие Уткины! Царские потомки, промышленники, воеводы? Нет, спасители и защитники России! Да, отсюда с касимовской земли вышли великие ученые, конструкторы, изобретатели - братья Уткины. Их отец, Федор Дементьевич Уткин, работал в лесных хозяйствах Касимовского уезда. Над будущими гениями шумела листва русских деревьев, стеной вставали перед ними сосновые боры, они вдыхали запахи многотравья Мещеры. Старший Николай закончил среднюю школу в Касимове и поступил в МВТУ. Военные заводы , потом специалист по производству артиллерийских орудий, преподаватель и проректор знаменитого Ленинградского военно-технического института, подготовившего тех, кто обеспечивал своим знанием оборону страны. По его пути пошел и второй брат Владимир, ставший Великим ученым и конструктором ракетной и космической техники. Он родился в ныне несуществующей деревеньке Пустобор (вот кого они давали, эти "неперспективные" деревни). Десятилетку он оканчивал в Касимове, уже без отца, наверняка жилось нелегко. Но в школе никто не слышал жалоб от него. Спрашиваю Антонину Петровну, жену Н.А.Родина (она училась вместе с Уткиным в школе No 2):

- Какой он был? Как учился?

- Хорошо учился. Математику знал прекрасно.

- Ну а общественными делами, спортом занимался?

- Ну, а как же? Как все мы.

Вот так: как все мы! Он был устремлен к знанию, к открытиям, к служению Родине.

После войны, отслужив в авиационной части, вернулся домой, преподавал в ФЗО, а потом закончив Ленинградский военно-механический работает в знаменитом конструкторском бюро "Южный" в Днепропетровске, где пройдя все ступеньки стал Главным, а позднее генеральным конструктором.

Владимир Уткин один из отцов нашей ракетно-космической техники. То что Америке с почтением относилась к Советскому Союзу это не плод усилий дипломатов, а результат понимания мощи четырех созданных под руководством Уткиных стратегических ракетных комплексов, твердотопливной ракеты ОС-24, и знаменитой СС-18.

В.Ф. Уткин и его ученики создали орбитальные головные части ракет, разработали уникальный "минометный" старт тяжелой ракеты из шахты, они обеспечивали боевое дежурство заправленных жидкостных ракет много лет.

Владимир Федорович, великий ученый, академик нескольких академий, президент Академии Космонавтики, сопредседатель российско-американских программ.

Ныне он директор Центрального Научно-исследовательского института машиностроения. Вклад В.Ф. Уткина в науку, оборону огромен - он дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий и многих-многих орденов (одних орденов Ленина - 6!), "За службу Отечества II и III степеней" (пора уже и I степень дать).

Могла бы природа уже и отдохнуть на этих двух братьях Уткиных. Так нет, младший Уткин Алексей, закончил тот же военно-механический, и он тоже выдающийся военно-космический конструктор, лауреат Ленинской, Государственной премий и т.д. и т.д. не буду перечислять его достижений, скажу лишь о знаменитом не имеющим аналогов железнодорожном стартовом комплексе, стартовой системе, ракеты на подводных крыльях, и выдающаяся стартовая установка зенитно-ракетного комплекса С-300.

Итак, без сомнения, Россия обязана Касимову и выдающимся сыновьям его земли, своим спасением, своей защитой, своим многолетним спокойствием.

Маленький музейчик Уткиных в школе No2, - это конечно, хорошо. Но ведь обязаны мы для нас и для будущих поколений создать там, в Касимове, Центр ракетно-космической истории, ибо волей Божией, токами касимовской земли, живительностью ее историко-духовных источников, мастерством провинциальных учителей, дыханием неповторимой природы. Таинственной и непостижимой для остального мира внутренней силой Святой Руси. Тут родились Великие Сыны России, ее космические архангелы Николай, Владимир, Алексей.

Да и сегодняшний Касимов не оставил без писательского присмотра Николай Александрович. Описал он знаменитый Цветмет, т.е. завод цветных металлов. Подобного предприятия нет в стране, здесь очищают золото и серебро от вредных примесей и дают стране его кондиции. Откуда золото и серебро в Касимове? А вот значит заслужили они своей верой, правдой и честностью, что поставляют его из всех районов России и не уходит оно в карманы ушлых и юрких охотников из других широт. Красивые чистые здания, красивые и удобные производственные помещения, новейшее оборудование, зоркое наблюдение за окружающей средой. Ну а гостиницы такой, пятизвездочной, едва ли сыскать между Москвой и Петербургом. Но и другие заводы работают - и механический, и овчинно-меховой, и приборный. И к новой хозяйке завода, производящего прекрасный кирпич, объединения "Кротберс", Н. Сучковой, внимательно приглядывается писатель.

А индустриальный техникум, гордость города, уже сто лет существует. В общем, о всем не расскажешь, читайте книгу Николая Александровича "Касимов".

Кстати, на основе этой книги уже коллективом автором создан краеведческий учебник "Касимов: город и человек". Эксперимент полезен, но всегда ли нужно было авторам (или одному из авторов) вставлять в библиографию книги, вряд ли имеющие отношение и к теме, и к городу Касимову? Ну, например, статью В.Б. Новичкова "Толерантность как социально-образовательная ценность", книги А. Меня "История религии" и Э. Фромма "Бегство от свободы. Человек для себя". И уж совсем на берегах Оки не обойдутся без П. Тейяра де Шардена "Феномен человека"... А если уж и стоило включать эти книги, то надо было бы привести и литературу, посвященную выдающимся подвижникам русского благочестия. Уместны и книга Святейшего Патриарха Алексия II "Церковь и духовное возрождение России, книгу коллектива авторов "Великие духовные пастыри России", книги об оптинских старцах, о Паисии Величковском. И это только один аспект. Я уже не говорю об исторических исследованиях и книгах о России последних лет. Ну, ничего, учебник еще предстоит дорабатывать. Уверен, что и руководители города, и Николай Александрович свою духовную зоркость еще проявят.

...Уезжали из Касимова после обеда. Сверкала остановившаяся льдом Ока, улицы города были заполнены жителями, шуршали машины, неробко двигались лошадки, дым из труб не смешивался с чистотой воздуха и рассеивался где-то там, наверху. Было красиво, торжественно и порождало необъяснимую уверенность. Наш Касимов (теперь он без сомнения для меня - наш) неспешно двигался в XXI век.

18.09.1996
http://ganichev.voskres.ru/dp20.htm


Док. 489511
Перв. публик.: 18.09.96
Последн. ред.: 13.09.08
Число обращений: 439

  • Ганичев Валерий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``