Депутат ГД Елена Панина: Впервые в отечественном законодательстве появляется понятие промышленного кластераНазад
Депутат ГД Елена Панина: Впервые в отечественном законодательстве появляется понятие промышленного кластера
И Н Т Е Р В Ь Ю
Впервые в отечественном законодательстве появляется понятие промышленного кластера, заявила в интервью корреспонденту "ФК-Новости" зампред комитета Госдумы по промышленности, председатель Комиссии по вопросам промполитики партии "Единая Россия" Елена Панина. Она - основной разработчик законопроекта "О национальной промышленной политике", который был сегодня внесен в Госдуму.
Панина добавила, что появление в законодательстве понятия "промышленный кластер" позволит создать условия для развития этих возникающих в настоящее время групп локализованных взаимосвязанных организаций и предприятий, взаимодополняющих друг друга и тем самым усиливающих конкурентные преимущества. "Обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных вопросов и повышение обороноспособности страны являются стратегическими задачами нашего государства. Для достижения этих целей необходима эффективная национальная промышленная политика и механизмы ее последовательной реализации", - считает Панина.
По ее словам, сегодня конкурентоспособность отечественной промышленной продукции остается недостаточной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Медленно развиваются наукоемкие производства. В структуре экспорта преобладает продукция топливно-энергетического комплекса. Обрабатывающие отрасли и особенно машиностроение отстают от уровня индустриально развитых стран. "Принятие специального федерального закона "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" послужит выработке и реализации стратегических приоритетов развития промышленности как основы для решения социальных задач и обеспечения национальной безопасности.
В представленном законопроекте промышленная политика рассматривается как система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В законопроекте неслучайно идет речь о национальной промышленной политике как об общегосударственной, общенациональной задаче, которая решается во взаимодействии государства и общества.
Законопроектом предусматривается формирование Национального промышленного совета - независимого общественного органа, в состав которого наряду с представителями органов государственной власти и местного самоуправления должны войти представители бизнес-сообщества, научных учреждений, профсоюзов, организаций потребителей.
Национальный промышленный совет будет принимать участие в разработке концепции промышленной политики, проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие промышленной деятельности, организовывать публичное обсуждение общенациональных проблем промышленного развития, участвовать в подготовке ежегодного аналитического доклада о состоянии и развитии промышленности в Российской Федерации и мерах по ее развитию, вырабатывать рекомендации органам власти по определению приоритетов в области промышленной политики, по гармонизации внутриотраслевых и межотраслевых связей промышленных предприятий", - пояснила депутат.
Она также рассказала, что законопроект содержит перечень полномочий органов государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней в сфере промышленной политики, что позволит создать стройную систему государственной поддержки развития промышленности.
По словам Паниной, особое внимание в законопроекте уделено прогнозированию в сфере промышленной политики. Законопроектом предусматривается, что в состав концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу входит концепция промышленной политики, а в состав программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу - программа промышленного развития.
В связи с этим вносятся изменения в федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Надо сказать, что этот закон, принятый в 1995 году, в целом устарел и нуждается в серьезной переработке, особенно в связи с ведущейся сейчас разработкой стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года.
Законопроект содержит нормы, регулирующие территориальные аспекты промышленной политики, включая комплексное развитие территорий, и международное сотрудничество в области развития промышленности.
Отдельная глава законопроекта посвящена мерам государственной поддержки промышленных предприятий и способствующих их деятельности организаций инфраструктуры. Такая поддержка включает в себя финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области инноваций, поддержку посредством размещения государственных заказов, поддержку посредством использования механизма гослизинга, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, регулирование таможенных пошлин и тарифов в целях поддержки предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, иные виды поддержки.
Все это создает необходимые законодательные предпосылки для последующего внесения изменений в Налоговый, Бюджетный, Таможенный кодексы РФ, отраслевые федеральные законы, в которых будут конкретизированы виды поддержки и условия ее предоставления. При этом в законопроекте приводятся основные меры поддержки по каждому из указанных видов.
"Принятие данного законопроекта создаст базовые законодательные условия для формирования и реализации национальной промышленной политики в Российской Федерации", - заключила Елена Панина.