В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сенатор Валентин Завадников: Принятие законопроекта о морских портах прямо предусмотрено Кодексом торгового мореплавания РФ Назад
Сенатор Валентин Завадников: Принятие законопроекта о морских портах прямо предусмотрено Кодексом торгового мореплавания РФ
Принятие законопроекта о морских портах прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, заявил корреспонденту "ФК-Новости" председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике. Он добавил, что комитет на своем заседании рассмотрел проект федерального закона "О морских портах Российской Федерации", внесенный Правительством РФ.

По словам Завадникова, законопроект имеет своей целью законодательное закрепление основных положений, регламентирующих осуществление деятельности морскими портами. Осуществляемое законопроектом правовое регулирование портовой деятельности является в достаточной степени рамочным, но необходимым с точки зрения полноты правового регулирования, что выгодно отличает рассматриваемый законопроект от альтернативного законопроекта "О морских портах в Российской Федерации", внесенного группой депутатов Государственной Думы.

Законопроект вводит законодательные определения наиболее важных для регулирования правоотношений терминов ("морской порт", "портовые гидротехнические сооружения", "перевалка груза" и др.), устанавливает законодательные рамки регулирования оказания услуг в морском порту, определяет пределы вмешательства государства в деятельность порта и основы государственного контроля такой деятельности. В целом законопроект решает поставленные при его написании задачи и соответствует действующему законодательству в области морского мореплавания, Земельному и Гражданскому кодексам РФ.

Тем не менее, законопроект содержит определенные неточности, недоработки и коллизии с действующим законодательством, вследствие чего в процессе рассмотрения и принятия законопроекта в него следует, по мнению Комитета, внести отдельные дополнения и уточнения, отметил Завадников. Так, функции администрации морского порта (статья 12 законопроекта) следует дополнить функцией по организации деятельности лоцманской службы и движения судов в морском порту, как следует из положений статьи 6 КТМ, и функциями по регистрации судов и прав на них, как следует из положений пункта 4 статьи 33 и статьи 35 КТМ. По мнению членов Комитета, именно в рассматриваемом законопроекте следует подробно указать все основные полномочия капитана морского порта, следующие из положений КТМ (ст. 34, 53, 54, 74-84 и др.)

Как сказал Завадников, положение пункта 6 статьи 10 законопроекта, рассматривающее эффективное использование объектов инфраструктуры порта, находящихся в государственной собственности, как цель государственного регулирования деятельности в морском порту, не согласуется с положениями пунктов 7, 8, 10 статьи 10 законопроекта, так как предполагает создание не конкурентных, а особых условий и привилегий при использовании государственного имущества с целью обеспечения эффективности его использования. Комитет традиционно выступает против предоставления привилегий владельцам имущества отдельных видов (в том числе и государству), в связи с чем данная новация не поддерживается.

Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 14 законопроекта, перечень информации, отражаемой в обязательных постановлениях по морскому порту, может быть предусмотрен только нормативными правовыми актами РФ в области торгового мореплавания, что не соответствует действующему законодательству. Так, статьей 41 закона "Об использовании атомной энергии", который не относится к данной области права, установлено, что администрация порта Российской Федерации, в который допускается заход судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками, должна располагать планом мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварий на таких судах и плавсредствах и обеспечивать при необходимости его реализацию. В связи с изложенным из текста подпункта 12 пункта 3 статьи 14 законопроекта слова "в области торгового мореплавания" следует исключить, полагает комитет.

Положения статьи 27 законопроекта, предусматривающие возможность внесудебной реализации груза оператором морского терминала в случае неоплаты его услуг, прямо противоречат положениям части 3 статьи 35 Конституции РФ, согласно которым никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Кроме того, посредством указанной статьи открываются широкие возможности для различных злоупотреблений со стороны оператора морского терминала, в связи с чем положения пункта 2 статьи 27 нуждаются в значительной корректировке для приведение в соответствие с Конституцией РФ. Положения статьи 27 законопроекта противоречат статьям 359, 360 ГК РФ, предусматривающим реализацию удерживаемого груза в порядке, предусмотренном для удовлетворения требований, обеспеченных залогом, а не путем прямой безусловной продажи, как предусмотрено законопроектом.

Кроме того, по словам сенатора, представляется неправомерным удержание всего груза в случае неоплаты его небольшой части или при наличии спора по платежам, связанным с оказанием отдельных видов услуг. По мнению Комитета, положения пункта 4 статьи 29 законопроекта побуждают оператора морского терминала умышленно задерживать полученный груз более чем на 30 дней для получения возможности его дальнейшей реализации - это позволит оператору получать разницу между чистой стоимостью груза (которая подлежит возмещению за его "утрату") и стоимостью груза с доставкой в морской терминал, которая будет значительно выше. Данная норма нуждается в корректировке.

В целом законопроект совершенствует систему правового регулирования, четко определяя объем прав и обязанностей участников правоотношений; нуждается в согласовании с отдельными положениями действующего законодательства. "Комитет поддерживает концепцию законопроекта, но считает, что его необходимо дорабатывать при дальнейшем рассмотрении", - заключил Завадников.


http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=139349
18.05.2007

Док. 489136
Перв. публик.: 18.05.07
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 98

  • Завадников Валентин Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``