В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сенатор Валентин Завадников: Достоинство законопроекта `О платных автомобильных дорогах` - четкое разграничение полномочий между органами госвласти Назад
Сенатор Валентин Завадников: Достоинство законопроекта `О платных автомобильных дорогах` - четкое разграничение полномочий между органами госвласти
Достоинством законопроекта "О платных автомобильных дорогах" является четкое разграничение полномочий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог между органами государственной власти, заявил корреспонденту "ФК-Новости" председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике. На заседании комитет рассмотрел проект федерального закона "О платных автомобильных дорогах", внесенный Правительством РФ.

"Цель законопроекта - развитие сети автомобильных дорог в России, улучшение условий и повышение безопасности дорожного движения, привлечение инвестиций в дорожное хозяйство страны. Документ законодательно закрепляет правовые основы регулирования отношений, возникающих в связи со строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и эксплуатацией автомобильных дорог, пользование которыми осуществляется на платной основе", - пояснил сенатор.

Он добавил, что в документе вводятся определение таких понятий как: "автомобильная дорога", "автомобильная дорога общего пользования", "автомобильная дорога федерального значения", "автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения", "автомобильная дорога местного значения", "платная автомобильная дорога", "пользователи платных автомобильных дорог", "эксплуатация платной автомобильной дороги". Хотя эти термины уже применялись в российском законодательстве, однако не имели такого четкого определения, добавил Завадников.

Платные автомобильные дороги, как указано в статье 5 законопроекта, могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а финансирование их строительства, реконструкции и эксплуатации осуществляется на основе концессионных соглашений. Законопроект разработан в соответствии с нормами федерального закона "О концессионных соглашениях", в статье 4 которого указано, что одним из объектов концессионного соглашения могут быть автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры. В документе установлена процедура принятия решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе.

Такое решение в отношении дорог соответствующей подведомственности принимает либо Правительство РФ, либо орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо орган местного самоуправления. Решение принимается по согласованию с субъектами и муниципалитетами, на территории которых планируется строительство платной дороги, а также при соблюдении обязательного условия - должен быть обеспечен альтернативный бесплатный проезд.

В соответствии со статьей 6 законопроекта решение об эксплуатации автомобильной дороги на платной остове принимается до заключения концессионного соглашения и должно быть в обязательном порядке опубликовано, что повышает информационную открытость принятия решений. В документе содержится и порядок заключения концессионного соглашения, также определены процедуры проведения конкурса на право заключения данного соглашения и порядок заключения концессионного соглашения с победителем конкурса.

В законопроекте закрепляются гарантии прав автовладельцев. Помимо принципа обязательного альтернативного бесплатного проезда в статье 11 законопроекта указано, что порядок определения размера платы за проезд по платной дороге устанавливается Правительством. Предусмотрен и ряд категорий транспортных средств, имеющих право бесплатного проезда. К ним относятся: маршрутные автобусы (кроме выполняющих междугородные и международные перевозки); автомобили пожарной охраны, милиции, скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств.

Норма об освобождении от платы за проезд по платной автомобильной дороге организаций федеральной почтовой связи закреплена также и в Федеральном законе "О почтовой связи" (статья 32). Вместе с тем, по словам Завадникова, комитет считает необходимым расширить указанный перечень и предоставить право на бесплатный проезд еще и автомобилям жителей населенных пунктов, расположенных непосредственно на платной автомобильной дороге.

Наряду с перечисленными достоинствами к тексту законопроекта имеется ряд замечаний. Сенаторы полагают, что формулировка части 1 статьи 7 законопроекта является недостаточно корректной и создает возможность ее двоякого толкования. Из содержания статьи нельзя сделать однозначный вывод, будет ли существовать альтернативный бесплатный проезд между населенными пунктами после ввода в эксплуатацию построенной (реконструированной) платной автомобильной дороги. Принятие законопроекта в предложенном виде создаст правовую коллизию, что значительно затруднит правоприменительную практику.

Часть 2 статьи 7 законопроекта устанавливает ограничение к протяженности автомобильной дороги, обеспечивающей альтернативный бесплатный проезд. Она не должна более чем в 1,5 раза превышать протяженность платной дороги. Однако, по мнению Завадникова, помимо указанного ограничения необходимо установить общие требования к качеству альтернативной дороги и уровню безопасности движения по ней. В противном случае эксплуатация бесплатной дороги, содержащейся в ненадлежащем виде, может представлять опасность жизни и здоровью граждан, а по причине плохого состояния ее покрытия автовладелец вынужден будет расходовать дополнительные средства на ремонт и диагностику транспортного средства, тем самым права автовладельцев будут ущемлены.

Законопроект предусматривает возможность использования на платной основе как вновь построенной на условиях частно-государственного партнерства автомобильной дороги, так и дороги, введенной в эксплуатацию до вступления в силу законопроекта, при условии ее реконструкции за счет средств концессионера. Как отметил сенатор, взимать повторно плату с граждан за проезд по дороге, построенной на средства бюджетов различных уровней, сформированных за счет налогов, представляется неправильным.

"Мы предлагаем исключить возможность перевода на платную основу уже функционирующих автомобильных дорог. Полагаю также, что этот закон должен рассматриваться одновременно с проектом федерального закона "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации", тем самым, позволяя законодателям комплексно осуществлять правовое регулирование в данной сфере. Понятно, что в условиях постоянного роста автомобильного парка в России, увеличения грузооборота и существования проблем финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог, которые особенно остро встали после ликвидации дорожных фондов, создание сети платных автомобильных дорог является одним из способов улучшения сложившейся ситуации в отрасли, который позволит построить современные магистрали с высокой степенью безопасности и пропускной способностью. Так что этот документ принимать надо, но придется вносить в процессе работы в проект закона поправки", - заключил Завадников.



21.05.2007
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=139376

Док. 489135
Перв. публик.: 21.05.07
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 93

  • Завадников Валентин Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``