В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сенатор Валентин Завадников: Отсутствие закона, регулирующего вопросы создания и использования автодорог в России, порождает сложности Назад
Сенатор Валентин Завадников: Отсутствие закона, регулирующего вопросы создания и использования автодорог в России, порождает сложности
Отсутствие в настоящее время специального федерального закона, регулирующего вопросы создания и использования автомобильных дорог в России, порождает существенные сложности, заявил в беседе с корреспондентом "ФК-Новости" председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников.

Он добавил, что сегодня именно из-за отсутствия закона возникают сложности при проектировании автомобильных дорог. Отсутствие закона также мешает развитию автомобильных дорог различных видов с целью создания единой дорожной сети страны. Более того, возникают и дополнительные проблемы в данной отрасли, например, до сих пор не урегулированы взаимоотношения между владельцами автомобильных дорог и субъектами хозяйственной деятельности.

Комитет Совета Федерации по промышленной политике рассмотрел проект федерального закона "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанный депутатами Госдумы. Законопроект был разработан как раз с целью регулирования отношений, возникающих в связи с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием, эксплуатацией и использованием автомобильных дорог в Российской Федерации, в том числе автомобильных дорог, пользование которыми осуществляется на платной основе.

"Принятие этого документа актуально и своевременно, - пояснил Завадников. - Ведь действующие в настоящее время в дорожной отрасли нормативно-правовые акты, такие как: Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР 8 января 1969 года; Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденные Постановлением Совмина РСФСР 5 марта 1969 года, морально устарели. Их применение является затруднительным в связи с имеющимися в них противоречиями с более современным законодательством в сфере имущественных и земельных отношений".

По словам сенатора, сегодня осуществляется лишь частичное правовое регулирование указанных правоотношений. Например, Гражданским, Земельным, Градостроительным кодексами РФ и рядом постановлений Правительства РФ. Например, Правилами установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ 14 апреля 2007 года. Но, подчеркнул сенатор, эти нормативно-правовые акты носят сегментарный характер и не формируют единой системы правового регулирования в дорожной отрасли.

В условиях отсутствия установленных на федеральном уровне общих принципов функционирования автомобильных дорог общего пользования ряд субъектов РФ, в частности, Ленинградская, Московская, Ульяновская области, Пермский край и другие приняли соответствующие законы на региональном уровне, отметил он. Законопроект, который сейчас обсуждается, фактически является результатом компиляции разработанных Правительством РФ проектов федеральных законов "О платных автомобильных дорогах" и "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации".

"Основные новеллы этих двух проектов федеральных законов содержатся в анализируемом законопроекте, однако его текст подвергся частичной доработке путем внесения правок, имеющих в основном технический характер, что в некоторой степени улучшило его юридическую технику. Впрочем, решение об объединении двух законопроектов в один является обоснованным, поскольку позволит создать правовую базу, осуществляющую комплексное регулирование в данной сфере", - добавил Завадников.

Он уточнил, что законопроект вводит определение основополагающих понятий, преобладающая часть которых до этого уже применялась в российском законодательстве, однако не имела четкого определения ("автомобильная дорога", "автомобильная дорога общего пользования", "автомобильная дорога не общего пользования", "земли автомобильных дорог", "платная автомобильная дорога" и др.). Достоинством законопроекта является четкое разграничение полномочий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Валентин Завадников подробно рассказал о законопроекте. О комплексности осуществляемого законопроектом правового регулирования свидетельствует закрепление в статье 24 необходимости при осуществлении дорожной деятельности соблюдать требования экологической безопасности. Юридические и физические лица, осуществляющие дорожную деятельность, не должны своими действиями наносить ущерб окружающей природной среде и загрязнять земли автомобильных дорог. Одновременно запрет на загрязнение автомобильных дорог, дорожных сооружений, полосы отвода и придорожной полосы установлены и для пользователей автомобильных дорог (ст.30).

Новацией законопроекта является то, что за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам с помощью устройства подъездов, съездов и примыканий планируется взимать плату на основании договора о присоединении, заключаемого с лицом, владеющим автомобильной дорогой, что поддерживается Комитетом, поскольку это позволит увеличить финансовые поступления на содержание дорог. Однако необходимо обеспечить равные условия присоединения объектов дорожного сервиса к любым видов автомобильных дорог, а не только к федеральным автомобильным дорогам, как указано в части 7 статьи 23.

В законопроекте закреплено право пользователей автомобильных дорог на возмещение вреда и ущерба, нанесенного их здоровью и имуществу, вследствие нарушения правил ремонта и содержания автомобильных дорог (ст.29).

Отдельная глава законопроекта посвящена регулированию правовых основ создания и использования платных автомобильных дорог. Принятие законопроекта позволит привлечь дополнительные средства, инвестиции в дорожное хозяйство, посредством применения частно-государственного партнерства в отрасли. В статье 37 законопроекта установлено, что финансирование строительства, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог осуществляется на основе концессионных соглашений и в соответствии с нормами Федерального закона "О концессионных соглашениях".

В законопроекте закрепляются гарантии прав автовладельцев. Помимо принципа обязательного альтернативного бесплатного проезда в статье 11 законопроекта указано, что порядок определения размера платы за проезд по платной дороге устанавливается Правительством РФ.

Законопроектом предусмотрен ряд категорий транспортных средств, имеющих право бесплатного проезда. К ним относятся: маршрутные автобусы (кроме выполняющих междугородные и международные перевозки); автомобили пожарной охраны, милиции, скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств. Норма об освобождении от платы за проезд по платной автомобильной дороге организаций федеральной почтовой связи закреплена также и в федеральном законе "О почтовой связи" (статья 32).

Однако наряду с перечисленными достоинствами к тексту законопроекта имеется ряд замечаний, подчеркнул Завадников. Так, статьей 2 законопроекта определены его основные цели, к которым отнесено, в том числе, содействие внедрению перспективных технологий в дорожной деятельности. Однако ни в одной статье законопроекта не установлено, каким образом планируется достичь поставленной цели.

Исходя из формулировки определения "автомобильная дорога необщего пользования" можно сделать вывод о том, что данный вид дорог может находиться во владении или пользовании юридических или физических лиц, либо в ведении органов государственной власти. Остается неясным, почему дороги необщего пользования не могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

В главе VI законопроекта установлен порядок финансирования проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов РФ, муниципалитетов, которое осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Но только создание и содержание федеральных автомобильных дорог может осуществляться за счет иных источников финансирования, в том числе с привлечением средств юридических и физических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных, законодательством о концессионных соглашениях. Комитет считает целесообразным распространить данный порядок финансирования на дороги субъектов РФ, дороги местного значения и местного значения межмуниципального характера.

Статья 38 законопроекта, устанавливающая, что платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, противоречит статье 5 законопроекта, где указано, что на территории Российской Федерации автомобильные дороги создаются и используются в условиях многообразия форм собственности и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципалитетов, а также в собственности юридических и физических лиц. Комитет считает необходимым исключить данное противоречие. Платные автомобильные дороги могут находиться и в частной собственности при условии соблюдения предусмотренных российским законодательством требований и ограничений.

Часть 2 статьи 39 законопроекта устанавливает ограничение к протяженности автомобильной дороги, обеспечивающей альтернативный бесплатный проезд. Она не должна более чем в 1,5 раза превышать протяженность платной дороги. Однако помимо указанного ограничения необходимо установить общие требования к классу и качеству альтернативной дороги и уровню безопасности движения по ней. В противном случае эксплуатация бесплатной дороги, содержащейся в ненадлежащем виде, может представлять опасность жизни и здоровью граждан, а по причине плохого состояния ее покрытия автовладелец вынужден будет расходовать дополнительные средства на ремонт и диагностику транспортного средства, тем самым права автовладельцев будут ущемлены.

"Как видите, я и мои коллеги в целом положительно оцениваем документ, но полагаем, что его все-таки надо доработать", - заключил Валентин Завадников.


25.06.2007
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=143195

Док. 489131
Перв. публик.: 25.06.07
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 100

  • Завадников Валентин Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``