В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сенатор Валентин Завадников: Законопроект о развитии малой авиации в РФ существенно изменяет правовое регулирование в области воздушного права Назад
Сенатор Валентин Завадников: Законопроект о развитии малой авиации в РФ существенно изменяет правовое регулирование в области воздушного права
И Н Т Е Р В Ь Ю

Парламентский корреспондент "ФК-Новости" Анна Козырева/. Совет Федерации в порядке законодательной инициативы разработал законопроект "О развитии малой авиации в Российской Федерации", который существенно изменяет правовое регулирование в области воздушного права, сообщил в интервью корреспонденту "ФК-Новости" председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников.

Он пояснил, что законодатель вводит понятие "малая авиация" и устанавливает правовые основы осуществления ее деятельности. "Необходимость создания комплекса норм, регулирующих правоотношения в сфере малой авиации, является назревшей, поскольку отсутствие законодательной базы ограничивает развитие отрасли", - полагает сенатор. Но при этом, добавил он, авторами законопроекта не были в полной мере учтены нормы действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу воздушного транспорта. Также законопроект нуждается в доработке с точки зрения понятийного аппарата.

Завадников рассказал, что в законопроекте получили определение многие термины, ранее в законодательстве не определенные. В то же время ряд определений, таких как "авиационная инфраструктура", "авиационная деятельность", "безопасность полетов" и др. следовало бы изложить в Воздушном кодексе Российской Федерации (ВК РФ) как основном законодательном акте в области воздушного права, устанавливающем наиболее общие принципы правового регулирования.

Например, в тексте законопроекта вместо понятия "воздушное судно" (глава V ВК РФ) используется понятие "летательный аппарат", при этом термин "воздушное судно" встречается и в статье 1, и в статье 17 законопроекта. В ВК РФ определение понятия "воздушное судно" содержит понятие "летательный аппарат". Поэтому, по мнению Завадникова, использование в законопроекте термина "воздушное судно" представляется предпочтительным.

"Статья 29 законопроекта определяет, что "авиационно-техническая база малой авиации - организация, имеющая лицензию на обеспечение летательных аппаратов малой авиации и иных летательных аппаратов с учетом ограничений в части авиационно-технического и горюче-смазочного обеспечения", что противоречит статье 17 федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой "деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов" не требует лицензирования", - отметил также сенатор. Он напомнил, что этот вид деятельности исключен из статьи 17 федеральным законом от 2 июля 2005 года.

По мнению сенатора, необходимо остановиться и на понятии "авиационное имущество". В соответствии с законопроектом "авиационное имущество - электрифицированные и механические приборы, оборудование и предметы, необходимые для обслуживания летательных аппаратов и парашютной техники". Закрепляя такое определение, законопроект исключает из состава авиационного имущества любую недвижимость, что противоречит основам гражданского и воздушного законодательства.

Первые четыре главы законопроекта составляют аналогию с начальными главами Воздушного кодекса РФ, рассматривают одни и те же понятия и правоотношения, в связи с чем представляется целесообразнее сократить текст законопроекта, исключив дублирование.

Все воздушные суда, за исключением сверхлегких, в соответствии с ВК РФ подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов. Порядок регистрации сверхлегких судов в настоящее время законодательно не установлен. Для нужд малой авиации этот вопрос требует решения, что нашло отражение в статье 17 законопроекта и поддерживается комитетом по промышленной политике, рассказал Завадников.

"Существенным элементом, выделяющим малую авиацию из сферы гражданской авиации, является порядок использования воздушного пространства. Законопроектом предлагается установить уведомительный порядок. По мнению членов комитета, введение упрощенного порядка использования воздушного пространства является вполне оправданным, но возможность его применения уже предусмотрена ВК РФ. В данном случае необходимо разработать соответствующие подзаконные акты, которые бы регламентировали этот процесс применительно к малой авиации", - подчеркнул председатель комитета.

В преамбуле законопроекта декларируется, что закон призван обеспечить развитие бизнеса в сфере малой авиации, в том числе, с участием иностранного капитала. Действующее законодательство содержит нормы, ограничивающие участие иностранного капитала в сфере гражданской авиации (статья 61 ВК РФ и статья 12 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации"). "В сфере малой авиации такие ограничения не могут применяться, в противном случае это затормозит развитие всей отрасли. Следовательно, законопроект должен содержать изменения в указанные выше федеральные законы", - отметил он.

Обратил внимание Валентин Завадников и на финансово-экономическое обоснование законопроекта. В частности, не определены источники финансирования большинства мероприятий по развитию малой авиации. Например, не определены объем и источники финансирования создания и функционирования Центров регистрации, сертификации и лицензирования летного состава и летательных аппаратов малой авиации (пункт 2 статьи 35 законопроекта и др.), не определены доли участия бюджетов различных уровней в совместном финансировании данных мероприятий (п.6 статьи 35).

"Поскольку сфера отношений по использованию "малой авиации" имеет значительную специфику, ее регулирование отдельным федеральным законом является оправданным. Учитывая, что отсутствие законодательной базы, комплексно и системно регулирующей малую авиацию, значительно тормозит ее развитие, наш комитет считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона "О развитии малой авиации в Российской Федерации", разработанного в порядке реализации права законодательной инициативы, отмечая необходимость его доработки", - заключил Валентин Завадников.


http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=169546
19.02.2008

Док. 489113
Перв. публик.: 19.02.08
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 106

  • Завадников Валентин Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``