В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с заместителем министра иностранных дел РФ, специальным представителем президента РФ по Каспию Виктором Калюжным Назад
Интервью с заместителем министра иностранных дел РФ, специальным представителем президента РФ по Каспию Виктором Калюжным
20-21 февраля в Тегеране после более чем двухлетнего перерыва прошло III заседание специальной рабочей группы по Каспию. Об итогах встречи корреспонденту ПРАЙМ-ТАСС рассказал глава российской делегации, заместитель министра иностранных дел РФ, специальный представитель президента РФ по Каспию Виктор Калюжный.


Вопрос: Виктор Иванович, оправдали ли нынешние переговоры в Тегеране Ваши ожидания?

Ответ: На мой взгляд, главный итог этой встречи в том, что она, наконец, состоялась. Напомню, что последнее заседание специальной рабочей группы по Каспию на уровне заместителей министров иностранных дел состоялась в декабре 1998 года в Москве. Естественно, что такой долгий перерыв наложил свой отпечаток на последнее заседание, и по этой причине его можно оценить, как достаточно тяжелое. Поэтому тот факт, что делегациям пяти прикаспийских государств удалось в рамках подготовки предстоящего в Туркмении саммита глав стран каспийского региона согласовать не менее половины всех вопросов - это, конечно, позитивный результат. Очень важно то, что мы определили те позиции, по которым имеем расхождения, и сейчас у сторон есть время для того, чтобы еще раз оценить свои предложения и позиции, посмотреть, что можно сделать для достижения компромиссного решения. В этой связи показательно, что туркменская делегация сообщила иранской стороне о своем решении отказаться от ранее отстаивавшегося ею принципа деления моря равными долями. Кстати, иранская сторона в беседах с нами достаточно положительно оценила итоги последней встречи в Тегеране. Хотя, я внутреннего удовлетворения от нее не испытываю - всегда ждешь большего.


Вопрос: Можно ли говорить о каком-либо сближении позиций сторон по проблеме юридического статуса Каспия ?

Ответ: По крайней мере, у трех государств существует схожая точка зрения по вопросу деления Каспия по принципу модифицированной линии. Иран заявил, что он, в принципе, не возражает против этого принципа, но, тем не менее, подтвердил свое предложение о равнодолевом делении Каспия - по 20 процентов каждой из пяти прибрежных стран. Близки позиции договаривающихся сторон по вопросу создания Каспийского центра. В рамках этой проблемы РАО "Роснефтегазстрой" успешно провело презентацию разработанной его специалистами интеллектуальной системы управления территорией, объектами и процессами на Каспии. К сожалению, представители "Роснефтегазстроя" "поскромничали" и не полностью показали все плюсы и потенциал их разработок. Далее, все стороны еще раз подтвердили, что нужно неукоснительно двигаться в обсуждении и решении проблемы статуса Каспийского моря, основываясь при этом на основных положениях советско-иранских договоров от 1921 и 1940 годов.

Как я уже сказал, встреча в Тегеране проходила напряженно, в длительных дискуссиях. Несмотря на то, что она завершилась на несколько часов позже запланированного срока, из-за определенных разногласий по вопросу согласования программы саммита на высшем уровне в Туркмении мы не успели рассмотреть широкий спектр актуальных региональных проблем, связанных с терроризмом, наркоманией, ситуацией на Кавказе, а также в Афганистане. Однако стороны договорились рассмотреть эти вопросы предварительно на двухсторонней основе, а затем, в случае проведения внеочередной встречи спецгруппы по Каспию, вынести их на ее повестку дня.


Вопрос: Ранее сообщалось, что неформальная встреча глав прикаспийских государств состоится в 8-9 марта в г. Туркменбаши. Были ли в Тегеране подтверждены сроки саммита ?

Ответ: Как вы знаете, президент Ирана 12-13 марта посетит с официальным визитом Россию. Поэтому иранская сторона хотела получить у нас поддержку своему предложению перенести саммит на один месяц. Но это - вопрос не повестки дня заседания рабочей группы по Каспию, а вопрос принимающей стороны, то есть Туркмении. Со своей стороны мы иранцам однозначно заявили, что Россия - против проведения встречи на высшем уровне "четверкой" прикаспийских государств, без участия Ирана.

Вопрос: Как Вы считаете, возможен ли ответный визит президента Владимира Путина в Иран в этом году ?

Ответ: Это решение - за президентом России.

Вопрос: В случае окончательного решения каспийской проблемы, как это может повлиять на проекты освоения месторождений углеводородного сырья на Каспии?

Ответ: Только положительно. Определенность со статусом Каспийского моря, наконец, внесет определенность в позиции иностранных инвесторов в таких проектах. Сегодня много говорят о каспийских проектах, но пока в них больше слов, чем реальных результатов. Во многом это из-за того, что иностранные компании не чувствуют уверенности в том, что они получат от совместной работы на Каспии.

Вопрос: Как вы оцениваете перспективы расширения присутствия российских нефтяных компаний в нефтегазовой отрасли Ирана?

Ответ: Сразу подчеркну, что по этому вопросу могу высказаться только как частное лицо. На мой взгляд, российско-иранское межправительственное соглашение по топливно-энергетическому комплексу дает неплохие возможности для двустороннего сотрудничества в этой сфере. Наши поездки в Тегеран всегда сопровождались встречами представителей российских компаний в Министерстве нефти Ирана с рассмотрением взаимно интересных вопросов ТЭКа. Я думаю, что такая заинтересованная позиция России начала поворачивать Иран в сторону российских нефтяных компаний.

Вопрос: Хотелось бы отвлечься от каспийской темы и узнать Ваше мнение, как бывшего главы Министерства топлива и энергетики, по некоторым проблемам российского ТЭК. Как Вы считаете, является ли ТЭК тем локомотивом, который вытянет российскую экономику из кризиса, или упор на ТЭК приведет экономику к еще большему кризису?

Ответ: То, что ТЭК сегодня - это основа российской экономики, это - объективный факт. Другое дело, что последний год для российского ТЭКа потерян с точки зрения политики, которую правительство проводило в отношении отрасли. Увеличение экспорта нефти при сокращении поставок сырья на внутренний рынок, на мой взгляд, является достаточно серьезной ошибкой, так как, развивая экспорт, мы губим российский рынок, сдерживаем восстановление нефтехимического производства. Второе, государству надо определиться, как изменить инвестиционную политику в отношении российской нефтегазовой отрасли с учетом потенциального увеличения объемов добычи в Иране, перспективы отмены санкций в отношении Ирака. Если рассчитывать госбюджет только из расчета на доходы от нефтяного экспорта, мы, в конце концов, остановимся в своем развитии. Но для того, чтобы определиться - что нужно делать и как, надо ответить на один вопрос. Почему сегодня Россия добывает достаточно большое количество газа, нефти, угля, а имеет бюджет в пределах 30 млрд долл? Это при том, что сегодня в Соединенных Штатах на науку из бюджета выделяется 86 млрд долл в год. Пока на этот вопрос не найдем ответа, мы не сможем построить ни грамотную политику в ТЭК, не сможем прогнозировать темпы и направления развития комплекса. И, в конце концов, "просядем", даже с учетом дальнейшего увеличения объемов добычи нефти.

Вопрос: Недавнее решение правительства о снижении экспортных пошлин на нефть - это передышка для нефтяных компаний, которые могут ее использовать для инвестирования в производство, или правительство "свое возьмет" другими путями?

Ответ: Считаю, что это ошибочное решение свидетельствует о незнании правительством текущей ситуации в топливно-энергетическом комплексе России и невозможности реальной оценки рынка. Не может правительство позволять себе так шарахаться из одной крайности в другую в отношении нефтяных компаний. Нужна стабильность и последовательность в политике государства, чтобы компании могли планировать свое развитие, инвестиционную политику. А если тебя постоянно дергают, тогда думаешь: "подожду, что будет дальше".

Вопрос: Сейчас в прессе высказываются различные мнения о дальнейшей судьбе Минэнерго. Как вы думаете, сохранит ли министерство себя как государственную структуру?

Ответ: Однозначно, да. Даже не серьезно обсуждать вопрос - быть Минэнерго или не быть. Потому что, имея такие потенциальные ресурсы углеводородного сырья, государство не может не заниматься планированием, в том числе долгосрочным, в ТЭК и контролем за работой в комплексе, и это - функция государственного учреждения. Другое дело, что нынешнее министерство необходимо реорганизовать, возможно, за счет слияния с Министерством природных ресурсов, дополнить его функции. Может быть, это и правильно.

Вопрос: Вы хотели бы возглавить Минэнерго, если бы Вам поступило такое предложение ?

Ответ: Нынешнее министерство - нет. А реорганизованное - было бы очень интересно.

Вопрос: Кто еще, по Вашему мнению, мог бы стать достойной кандидатурой на должность главы Министерства энергетики?

Ответ: На мой взгляд, президент компании "Роснефть" Сергей Богданчиков. Он - хороший производственник, который смог дать "второе дыхание" этой государственной нефтяной компании. Представителей частных компаний вряд ли стоит рассматривать в качестве кандидатов на государственную должность.





http://www.prime-tass.ru/



Док. 489029
Перв. публик.: 26.02.01
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 281

  • Калюжный Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``