В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Переговоры с Владимиром Путиным по вопросам поставок природного газа прошли успешно, и думаю, что мы их до 15 сентября приведем в контрактную форму`, - заявила Юлия Тимошенко Назад
`Переговоры с Владимиром Путиным по вопросам поставок природного газа прошли успешно, и думаю, что мы их до 15 сентября приведем в контрактную форму`, - заявила Юлия Тимошенко
ШЕЛЬФОВИКИ, НАДЕНЬТЕ ОРДЕНА. УКРАИНА РЕШИЛА НЕ ТОРОПИТЬСЯ С ЗАХВАТОМ НЕФТЕГАЗОНОСНЫХ УЧАСТКОВ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ


Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сделала публичную оферту российскому коллеге. "Переговоры с Владимиром Путиным по вопросам поставок природного газа прошли успешно, и думаю, что мы их до 15 сентября приведем в контрактную форму", - заявила она. Тимошенко уверена, что цена на газ будет повышаться постепенно, в течение нескольких лет, до уровня европейских цен, а не разово с 1 января 2009 года. В конечном счете цена на газ зависит не от Юлии Тимошенко, а от Владимира Путина, Дмитрия Медведева и лидеров среднеазиатских республик. Но у Тимошенко тоже имеются козыри: ВТО, куда Украина уже вступила и может помешать сделать то же самое России, неразделенный до сих пор между двумя странами Керченский пролив, а также Черноморско-Азовский шельф и, наконец, возможность заблокировать или по крайней мере затянуть строительство по дну Черного моря газпромовского "Южного потока".

Иными словами, Тимошенко демонстрирует готовность обменять постепенное повышение цен на газ на ряд уступок "Газпрому".

Памяти Тузлы

Несколько лет назад Россия и Украина оказались на грани войны из-за кучи песка, постоянно то намываемой, то размываемой в Керченском проливе. Она называется косой Тузла. Проблема возникла потому, что до сих пор российско-украинская граница не проведена окончательно, а значит территориальные споры за сотни или даже десятки квадратных метров неизбежны. Особенно если на этих клочках суши или шельфа подозревают наличие газа и нефти. Конфликт вокруг косы Тузла удалось погасить. Но уже в мае-июне этого года разгорелся новый. МИД России потребовал от украинского правительства прекратить разработку нефтегазовых месторождений на черноморском шельфе (речь шла о Прикерченском участке континентального шельфа) по причине неопределенности правового статуса участка. Украинская сторона сначала возмутилась. Посыпались заявления, что геологоразведочные работы ведутся на незалежной территории. А представитель президента Украины Виктора Ющенко Богдан Соколовский вроде бы поставил точку в новом пограничном споре: "Украинская сторона не выдает лицензии на территории, которые не принадлежат к зоне компетенции Украины". И призвал Россию завершить делимитацию границы. В это же время Виктор Ющенко в ультимативной форме потребовал вывести из Севастополя Черноморский флот в 2017 году, когда заканчивается российская аренда порта. И увеличение арендной платы, на что осторожно намекнули в российском МИДе, Ющенко не переубедили. Однако несколько дней назад Юлия Тимошенко начала постепенно дезавуировать заявления и действия президентстской ветви украинской власти. Тимошенко готова использовать любой промах Ющенко, лишь бы через год победить его на президентских выборах. Взаимная политическая нетерпимость дошла до того, что первые лица Украины общаются исключительно эпистолярно.

Воздушно-газовый поцелуй Юлии Тимошенко

Но здесь явно выходит наружу и игра Тимошенко с Путиным вокруг цен на газ и собственности на шельф. Например, вчера "Интерфакс" сообщил, что Тимошенко заявила о своем намерении вернуть сданный в аренду континентальный шельф Черного моря в госсобственность и отменить все незаконно выданные лицензии на разведку и разработку месторождений. "Никакие заказные действия не разрушат путь украинского правительства на прекращение масштабной межгосударственной коррупции, которая касается шельфа Черного моря", - пригрозила всем врагам Юлия Тимошенко. Внутренний враг - это, конечно, Ющенко, внешний - на этот раз не Путин, а швейцарская компания Vanco International, с которой были заключены несколько соглашений о разделе продукции. Вначале швейцарцы должны были получить 45% добытых на шельфе нефти и газа (55% - Украина), в прошлом году украинская доля была увеличена до 60% (на этапе первоначальной разработки - 50%). Кроме того, в августе прошлого года НАК "Нафтогаз Украины" подписала с британской компанией CBM Oil меморандум о намерениях о сотрудничестве в области геологического изучения черноморского шельфа.

Угрозы Тимошенко - не только игра. В мае ее правительство, несмотря на протесты Ющенко, расторгло соглашение с Vanco. А перед этим она обвинила президента Украины в защите швейцарских интересов.

Наконец, вчера украинские СМИ сообщили, что председатель правления "Нафтогаза Украины" Олег Дубина уже ведет переговоры с "Газпромом" о совместной разработке черноморских месторождений. Одновременно Дубина заявил, что $2,5 млрд "Газпрому" должна не Украина, а компания "РосУкрЭнерго". Представитель "Газпрома" Сергей Куприянов факт шельфовых переговоров подтвердил.

Похоже, российское правительство к сотрудничеству с Украиной готовится всерьез. 3 июля, выступая в Госдуме, замминстра финансов Сергей Шаталов заявил, что налоговые каникулы по НДПИ могут быть распространены и на нефтяные месторождения в Черном море.

Так что газовый компромисс, в результате которого украинская экономика не рухнет сразу от цен европейского уровня (сейчас это свыше $400 за тысячу кубометров, а председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер прогнозирует в будущем и $1 тысячу), а Россия получит доступ в ВТО и черноморскую нефть (газ Дубина предлагает отдать украинцам), вполне вероятен.

Почернеет ли Черное море от добычи углеводородов на шельфе?

Виктор Данилов-Данильян / директор Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук:

- Смотря как добывать, ведь Черное море не сравнимо с Каспийским по биологическому богатству. Однако если работать грамотно, то особых опасностей не будет. Само собой, делать все нужно на основе новейших технологий, которые обеспечивают высокий уровень безопасности и практически оберегают от утечек. Да, если убежит чуть-чуть - не проблема. Но как только что-то случается, мгновенно все перекрывается, сбрасывается давление и так далее. Если подойти с умом и не жадничать, то все должно быть нормально. Да и вообще, Черное море входит в бассейн Средиземного, а потому находится под пристальным вниманием Евросоюза. Поэтому думаю, что все нормативы будут выполнены: нарываться на неприятности ни нам, ни Украине ни к чему. При этом я считаю, что было бы полезно, если бы проект разрабатывался при участии капитала третьей страны.

Виктор Орлов / председатель комитета Совета федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, президент Российского геологического общества, бывший министр природных ресурсов РФ, доктор экономических наук:

- Темнее море не станет - это точно. Хотя если серьезно, то все зависит от технологий. Если будут использоваться лучшие технологии бурения, добычи и транспортировки, которые уже наработаны в Северном море или Мексиканском заливе, то опасность, конечно, сохранится, но вероятность будет небольшой. А так как ни Украина, ни Россия таким уровнем не обладают, придется звать кого-то третьего. Причем потребуются не только технологии, но и специалисты. Ведь у нас пока только ЛУКОЙЛ имеет небольшой опыт по ведению серьезных морских работ. Наконец, мы не имеем и производства соответствующих платформ, поскольку в Черном море глубины будут приличные. Иными словами, имеется целый клубок вопросов, которые, безусловно, будут возникать. Тем не менее предложение о совместной разработке шельфа интересное и способно снять многие вопросы по поводу приграничных зон.

Алексей Яблоков / председатель фракции "Зеленая Россия" партии "Яблоко", член-корреспондент РАН, доктор биологических наук:

- В принципе технологии, которые позволяют безопасно работать с углеводородами на шельфе, в мире имеются: так, например, поступают американцы в Мексиканском заливе. Однако это гораздо более дорогие технологии, чем те, которые обычно применяются у нас. А потому наши компании, которые рвутся за прибылью любой ценой, на экологию тратиться не желают. Все организовать можно, но в наших условиях есть угроза экологических рисков. Тем более что Черное море является сложным: оно глубоководное, шельф небольшой, а в нижних слоях много сероводорода, благодаря которому начинается сильная коррозия.

Наталья Комарова / председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (фракция "Единая Россия"):

- Надо сделать так, чтобы не почернело. И пусть у нас нет технологий работы на шельфе, они имеются у других, например у Норвегии. Потом, свой шельф для разработки собираются открывать американцы. Так что главное - поставить задачу, тогда все можно будет решить. При этом действовать необходимо грамотно и с ответственностью перед будущими поколениями. А в связи с этим соблюдение экологических требований и нормативов должно быть во главе угла.

08.07.2008
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=2821&matID=184428

Док. 489025
Перв. публик.: 08.07.08
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 100

  • Тимошенко Юлия Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``