В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса агентству ПРАЙМ-ТАСС

Вопрос: Тема страхования жизни и законности использования страховых схем для ухода от налогов активно обсуждается в настоящее время в разных кругах. Пришли ли страховщики к единому мнению по этому вопросу?

Ответ: Да, пришли. Всероссийский союз страховщиков собрал первые 20 компаний, поскольку собрать всех просто невозможно, и они высказались следующим образом: существовало многое и из многого мы выходим, потому что начинают открываться новые страховые поля, на которых уже и так-то не успеваешь работать. Это многое существовало благодаря определенным дырам в законодательстве, которые активно использовались, причем иногда без всяких ограничений. Те, кто этого не понимает, просто мешают развитию рынка. Стоит отметить, что в основных страховых компаниях прекрасно себе представляют, как развивается государство и чего оно ждет от страховщика.
Таким образом, двадцать компаний пришли к выводу о необходимости выработки определенных правил игры, чтобы государство сказало, что разрешено, что кажется подозрительным, а что запрещено категорически.
Разбив страхование жизни на эти три категории, мы и намерены гласно и спокойно с правительством работать и подвергаться профилактическому и превентивному надзору. Но только превентивному, потому что случай, который сейчас у всех на устах, не превентивный, а ретроспективный (Речь идет об осуждении на 8 лет директора Дзержинского филиала Промышленно - страховой компании за организацию ухода от налогообложения - Прим. ПРАЙМ-ТАСС). Попутно могу сказать, что насколько нас информировала компания, сотрудник был уволен за год до возбуждения дела, а все филиалы год назад получили указание вообще не заниматься страхованием жизни.
Таким образом, я хочу сказать, что двадцатка согласилась с тем, что настал тот момент, когда государство укрепилось, проявило политическую волю и сказало, что оно хочет и не хочет. Стоит отметить, что само государство подавало разные сигналы поведением своих органов, застрахованных таким образом. Сейчас все понятно - началась новая эра. Но для того, чтобы "с грязной водой не выплеснули ребенка", хотелось бы разобраться. Вот этим разбором мы сейчас и займемся. Системно.

Вопрос: Означает ли это, что страховщики решили свернуть страхование жизни и отказаться от зарплатных схем?

Ответ: Существуют разные зарплатные схемы, и все они станут предметом разбирательства на конференции, которая пройдет в конце мая. Некоторые из схем, например, аннуитетные, являются классикой и полностью вписываются в Гражданский кодекс и другие законы. Другие - заключаешь договор и быстро его прерываешь, выплачиваешь какими-то векселями - явно не проходят, и им надо положить конец. Балансирование на грани закона больше не проходит. Все эти схемы и будут представлены на конференции комитетом по личному страхованию ВСС.
Мы уже пытались решить вопрос со схемами. В 1998 г. я обращался к Е.Примакову с просьбой организовать координационный совет, чтобы мы объяснили, где - нормальная оптимизация, где - преступный умысел, а где - нечто среднее между криминалом и чистотой. Примаков обещал, что будет создан такой совет, но его сняли. С этим же предложением мы обращались и к остальным.
Сейчас ясно, что проявляется воля и момент наступил - необходимо найти эту грань. Тем более что главой 25 Налогового кодекса, принятой Госдумой в первом чтении, страховщикам даны очень мощные стимулы. Если страховщики погонятся за коротким, быстрым рублем, тогда ни в ВСС, ни в МНС, ни в Минфине, ни в Минэкономразвития они больше не найдут понимания такого поведения.
Раньше все оправдывали тем, что предпринимателю нельзя развиваться, ему дан всего один процент от себестоимости на страхование. Его увеличили до трех и сказали: "Отходите от схем", и многие, это видно по анализу рейтингов, начали от схем отходить. Компании, которые занимали по три-четыре года первые позиции, вдруг переместились на пятое-шестое место. Это связано с тем, что огромные сборы, а потом такие же выплаты, их перестали интересовать.

Вопрос: А не кажется ли Вам, что ситуация в Дзержинске - это личные конфликты страховщиков, а не сигнал государства?

Ответ: Я очень бы хотел, чтобы было именно так. Судов над отставными главами филиалов было много, но вынесенный приговор такого типа и такая подача прессе... Не могу исключить, что это - внутренняя разборка, но этот сигнал прошел вовремя, кем бы он ни был заказан.
Я с 1998 г. говорю страховщикам: если вы хотите, чтобы я ходил в Государственную Думу и правительство и говорил, что надо давать стимулы и развивать страхование, отодвигать вступление в ВТО, то давайте и сами приводить себя в порядок. Только Дзержинском дело не закончится, ФСНП уже возбудилась, пошли запросы. И тут уже возможна ситуация, когда от революции до контрреволюции один шаг.
Самые короткие схемы МНС уже давно задавил, остались какие-то остатки, и с ними надо покончить. И это будет сделано самой жизнью, если не федеральными органами. Поэтому хотелось бы, чтобы мы это вовремя поняли, все разобрали и начали вести себя прилично. При приличном поведении государство многое может сделать для развития сектора. Оно понимает значение страхования как институционального инвестора. Если начинать встраиваться в страхование от несчастного случая, в третий уровень пенсионного обеспечения, то надо приобретать соответствующее лицо.

Вопрос: Тут уже прозвучала мысль, что страховщики отрабатывали заказ предприятий. Почему Вы думаете, что теперь этого заказа не будет?

Ответ: Сейчас с Налоговым кодексом нет никакого заказа. В чем тут может быть заказ - еще раз уйти от налога, который и так снизили в три раза и разрешили все на себестоимость относить?

Вопрос: Несмотря на это зарплатная схема может быть выгоднее для предприятий?

Ответ: А вот теперь уже это исключено. Когда у предприятия оставалось 6 копеек с рубля, государство само понимало, что так нельзя. Теперь, после снижения налогового бремени, государство имеет право усилить контроль над этим и довести это дело до конца. Можно использовать инструменты для минимизации, но не платить государству вообще нельзя. За счет чего будем содержать людей в погонах, врачей, учителей и т.д.?

Вопрос: В Дзержинске был доказан только умысел конкретного человека. Доказать незаконность самой схемы даже не пытались. Резонно предположить, что страховые компании попытаются доказать законность страховых схем?

Ответ: Мы и собираемся это сделать. На базе того, что разрешено ГК, мы собираемся показать не зарплатные, а схемы минимизации налогообложения. Понять ту грань, когда государство, дав стимул, готово это разобрать, проанализировать и сказать, что наносит очень большой вред бюджету. Предположим, государство говорит: мы вам дали освобождения на 100 млрд. руб. (не страховщикам, а всем предприятиям), а им еще и оптимизацию. И тогда в доказательном разговоре мы смотрим, что возможно, а что невозможно для государства, потому что оно действительно много дало. Мы можем зачеркнуть хорошее дело, и вернуться обратно к 1 проценту.
Видимо поэтому 20 первых страховщиков собрались и сказали: давайте проведем инвентаризацию. Это означает, что где-то внутри себя они понимают свой долг, понимают, что достаточно есть достаточно.

Вопрос: Фактически это значит, что страховщики покажут схемы. Выгодно ли это им, ведь сразу станут видны дыры в законодательстве, которые можно будет заткнуть?

Ответ: Ну и пускай заткнут, тогда легче будет на парламентской трибуне спорить. Если же это закон, нужно действовать в его рамках. Хотите закон поменять, давайте обсудим его с общественностью и поменяем.

Вопрос: В 1993-1995 гг. страховщики активно проводили возвратное страхование жизни. Потом в 1996 г. это все прикрылось, и страховщики говорили: мы создали на возвратном страховании необходимую базу, нам этого больше не надо. Однако, когда в 1998 г. сложились определенные условия, начался опять рост страхования жизни. Теперь открываются новые рынки, и страховщики намерены отказаться от зарплатных схем. Не повториться ли ситуация? Есть ли гарантии, что при открытии лазеек страховщики не вернутся к этому снова?

Ответ: Не хотелось бы, чтобы так получилось. Но государство каждый раз играло, а оно задает поведенческий тон. Когда сверху раздается адекватный сигнал, на него начинают адекватно реагировать. Когда государство само подходит к компании и говорит: ты застрахуй моих сотрудников, пропусти по такой схеме, то это становится известно всем остальным и начинается цепная реакция. Если так случится, то будет очень печально, и уж действительно не при мне, президенте ВСС.







http://www.prime-tass.ru/


Док. 488981
Перв. публик.: 18.04.01
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 302

  • Юргенс Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``