В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и банковским рынкам Владимира Тарачева агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью заместителя председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и банковским рынкам Владимира Тарачева агентству ПРАЙМ-ТАСС

5 апреля 2001 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Вопрос: Когда российским автовладельцам стоит ожидать введения обязательного страхования автогражданской ответственности?

Ответ: Авторы законопроекта предполагают, что документ может быть подписан в окончательном виде президентом еще до конца текущего года, но это не значит, что закон начнет действовать с 1 января 2002 г. Как известно, законопроект принят Государственной Думой в первом чтении, и второе чтение намечается на середину октября. В настоящее время ведется сбор поправок ко второму чтению, и первая поправка, которую внесу я, будет заключаться в том, что срок введения в действие закона будет установлен на 1 января 2003 г., то есть, перенесен на 1 год.

Вопрос: С чем это связано?

Ответ: Это связано с несколькими моментами. Если законопроект будет подписан в конце года, то у страховых компаний не будет необходимого времени для получения соответствующих лицензий. А по моим данным на сегодняшний день как минимум 300 страховых компаний из 1200, работающих на рынке, намерены получить лицензию на обязательное страхование автогражданской ответственности. Стоит отметить, что законодатель предъявляет достаточно жесткие требования к страховым компаниям. Так, претенденты на проведение обязательного страхования должны иметь двухлетний опыт работы по добровольному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Кроме того, страховщик не должен иметь за последние 2 года каких-либо замечаний со стороны надзорного органа.
Страховые компании также должны создать развитую региональную сеть во всех субъектах Российской Федерации. Сегодня только "Росгосстрах" имеет филиалы во всех субъектах. Видимо, всем остальным компаниям придется открывать филиалы и представительства, либо заключать договора перекрестного характера с местными страховщиками, чтобы они могли, в соответствии с законом, в течение 3-х дней провести экспертизу автомобиля (а это может быть и московский автомобиль в Волгоградской области) и в течение месяца произвести выплаты по результатам ДТП.
Федеральному автотранспортному гарантийному фонду (фонд будет производить выплаты потерпевшим, в случае банкротства страховой компании, либо если виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места происшествия - Прим. ПРАЙМ-ТАСС) нужно будет за это время создать свою инфраструктуру, наладить взаимодействие с ГИБДД, другими органами исполнительной власти, а также заключить договора со страховыми компаниями.
Таким образом, на организационные моменты, по нашим подсчетам, потребуется от полугода до 8 месяцев.

Вопрос: Планировалось, что закон будет вводиться поэтапно. Сохранится ли это положение?

Ответ: Обязательно. С 1 января 2003 г. закон будет действовать только в части страхования гражданской ответственности автовладельцев за вред, причиненный жизни и здоровью других граждан в результате ДТП. А уже дополнительным законом будут введены статьи, касающиеся страхования вреда, причиненного имуществу.

Вопрос: И когда может начаться второй этап?

Ответ: В законе мы не определяем этой даты. Дело в том, что ряд стран, например Великобритания, вообще не страхуют обязательную гражданскую ответственность "по железкам". Может быть, и мы пойдем по этому пути.
Для второго этапа нам необходимо собрать статистику, чтобы определить размер страховых платежей на возмещение ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП. Сегодня такой статистики нет, и, если мы волюнтаристски попытаемся установить эту сумму, это приведет либо к краху страховой системы, либо автовладельцы просто не будут страховать свои автомобили в силу слишком высоких тарифов.

Вопрос: Сколько будет стоить страховой полис?

Ответ: В законе четко записано, что сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненные убытки, должна быть не менее 400 тыс. руб. Страховой тариф, естественно, мы по закону прописать не можем.
И вот почему. Тариф - величина плавающая и зависит только от статистики, и если она будет резко меняться, то по проекту закона правительство может менять ставку тарифа 2 раза в год. Если отдать законодателю право устанавливать ставку тарифов, то из-за "медлительности", что бывает порой очень часто с принятием законов, просто рухнет вся система обязательного страхования.

Вопрос: Наверное, есть какие-нибудь примерные цифры?

Ответ: А примерно мы определили, что для среднестатистического автомобиля среднестатистического россиянина, а таким автомобилем являются "Жигули", страховой платеж будет составлять от 300 до 400 руб. в год. Это, естественно, в части, касающейся первого этапа страхования /страхования жизни и здоровья/. Когда будет введен закон в целом, то, по нашим предварительным подсчетам, ибо статистики, как я уже говорил, у нас нет, это будет порядка 2-3 тыс. руб. в год. Но эта цифра может быть окончательно экономически необоснованна. Ведь сегодня порядка 40 процентов ДТП нигде не фиксируется и в статистику не входит. Все повреждения жизни и здоровья граждан в результате ДТП находят отражение в статистических данных, поскольку жертва ДТП попадает в поликлинику, последняя через фонд ОМС получает деньги - то есть статистика есть.

Вопрос: Многие пользуются автомобилем в определенные периоды, например, в весенне-осенний сезон для поездок на дачу. Предусмотрена ли законопроектом возможность покупки полиса на срок менее года?

Ответ: В законопроекте "институт подснежников" мы обозначили. Автовладелец может заключить договор обязательного страхования с учетом его сезонного использования (в течение 3, 6, 9 календарных месяцев в году). И, естественно, для тех, кто ездит на дачу в течение летне-осеннего периода, стоимость полиса на первом этапе будет составлять где-то 100-150 руб на 3 месяца.

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена для автовладельцев, использующих транспортные средства без страхового полиса?

Ответ: Наряду с принятием данного законопроекта, мы вводим дополнения и изменения еще в 6 законодательных актов, в том числе и в Кодекс об административно-правовых нарушениях. Езда на автомобиле без страхового полиса будет караться штрафом до 5 МРОТ с постановкой автомобиля на штрафную стоянку. Если же Вы просто забыли полис дома, то инспектор ГИБДД "пробьет" Вас на компьютере и проверит Вашу честность. Если полис у Вас действительно есть, то инспектор может ограничиться предупреждением, либо наложить штраф в размере 0,5 МРОТ.

Вопрос: Какие поправки могут быть внесены в законопроект ко второму чтению?

Ответ: Если говорить глобально, то группа депутатов в настоящее время рассматривает кардинальную поправку, которая заключается в том, чтобы лишить ГИБДД права проводить годовые техосмотры и возложить их на страховые компании. Именно страховщик заинтересован в том, чтобы его клиент выходил на дорогу на технически исправном автомобиле, ведь ему придется платить за ДТП. Но, с другой стороны, встает вопрос, а "поднимут" ли страховые компании проведение технического осмотра? Мне кажется, что "поднимут". На мой взгляд, передача полномочий ГИБДД страховщикам найдет понимание и поддержку у всех автовладельцев России.

Вопрос: Единого мнения по данному вопросу пока нет?

Ответ: Да, единого мнения пока нет. Однако обсуждаться такая поправка, безусловно, будет. Вопрос в том, как на нее посмотрит ГИБДД и правительство, но я считаю, что такая поправка имеет право на жизнь. Сейчас мы решаем, в какую таблицу поправок - принятых или отклоненных - ее включить.

Текст законопроекта "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" опубликован на сайте ПРАЙМ-ТАСС в рубрике "Документы".




http://www.prime-tass.ru/

Док. 488965
Перв. публик.: 14.05.01
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 270

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``