В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Сердюков: Базам нужны деньги Назад
Анатолий Сердюков: Базам нужны деньги
Выступление министра обороны России Анатолия Сердюкова на "правительственном часе" в Государственной Думе прошло в обстановке величайшей секретности. Можно было подумать, что в зале заседаний парламента разрабатывалась стратегическая операция по завоеванию господства в космосе, на земле и под водой. На самом деле глава военного ведомства докладывал народным избранникам о ходе военной реформы, о действиях российских войск во время проведения операции по принуждению к миру грузинского агрессора в Южной Осетии, о выводах, сделанных по итогам этой операции, и о перспективах строительства современной армии и флота. Почему это нужно было секретить от налогоплательщиков, на деньги которых содержится армия, и чьи сыновья, мужья, братья, да и просто близкие родственники служат в этой армии, осталось неизвестным.

Конкретные данные из доклада Анатолия Сердюкова так и остались в тайне от широкой публики. Но стало известно, что глава военного ведомства подвергся резкой критике со стороны отдельных партий, в том числе и КПРФ, чей представитель Виктор Ильюхин прямо потребовал от министра уйти в отставку по причине низкого профессионализма и неготовности войск 58-й армии к немедленному отражении агрессии, что повлекло за собой большие жертвы среди мирных граждан и миротворцев. Известно так же, что Сердюков принял критику к сведению, но в отставку подавать не собирается. И еще то, что депутатам предстоит рассмотреть поправки в бюджет на 2008 год, где будет предусмотрено увеличение расходов на оборону до 1,07 триллиона рублей. Из них 30 с лишним миллиардов пойдет на компенсацию расходов военных на проведение миротворческой операции в Южной Осетии и на обустройство российских военных баз в той же Южной Осетии и Абхазии.

Разговор о создании военных баз на территории независимых стран, образовавшихся на месте бывших автономий, Анатолий Сердюков вел накануне своего выступления в Государственной Думе с Президентом России Дмитрием Медведевым. Он сообщил главе государства о том, что его ведомство вело переговоры с коллегами в Цхинвале и Сухуме, и они "уже договорились о том, какой контингент - порядка 3800 человек в каждой республике - будет там находиться. Определена структура войск и места их дислокации".

И хотя детали тех договоренностей при журналистах тоже озвучены не были, понятно, что численность войск, названная министром обороны, предполагает бригадную структуру. То есть, несколько (три-четыре, в зависимости от потребностей) мотострелковых батальонов, танковый батальон, артиллерийский дивизион, зенитно-ракетный дивизион, батальон или рота связи, батальон разведки, тыловые и саперно-инженерные подразделения. И несколько эскадрилий армейской авиации. Скорее всего - транспортных и ударных вертолетов. На приморском направлении, в районе Очамчиры войска могут быть усилены кораблями береговой охраны.

Назвал Сердюков и места дислокации российских баз. В Абхазии это Гудаута, там есть неплохой аэродром, который когда-то активно использовался российскими военными, казармы, которые в советское время занимал зенитно-ракетный полк и пограничники, санаторий ВДВ. А также Сухум, где продолжают работать два санатория Минобороны России, есть казармы и штаб миротворческого контингента. А ближе к грузинским границам - город Гали, где сегодня тоже размещаются российские миротворцы. В том числе и на бывшей высокогорной физкультурно-оздоровительной базе, недалеко от Ингури ГЭС. Всего 2142 человека личного состава, 109 бронетранспортеров, 34 миномета, шесть спаренных зенитных установок ЗУ-23-2, шесть гранатометов СПГ-9, десять автоматических гранатометов АГС-17, две сотни автомобилей, четыре вертолета Ми-24 и Ми-8.

В Южной Осетии российские миротворцы располагаются в двух военных городках в Цхинвале. В одном из них в девяностых годах прошлого века размещался вертолетный полк, защищавший город в 1992 году от танков грузинского генерала Тенгиза Кетовани. Всего в Южной Осетии сегодня чуть меньше 500 человек личного состава. Если там будут разворачивать мотострелковую бригаду численностью в 3800 человек, то нужно строить новые военные городки, казармы, парки для хранения боевой техники, дома для проживания семей офицеров, прапорщиков и контрактников (за границей России служить могут только контрактники), склады для боеприпасов, горюче-смазочных материалов и многие другое. С учетом необходимости восстанавливать весь жилой сектор разрушенного и разграбленного города, расходы очень большие, в миллиарды дополнительных рублей. Но на эти расходы придется пойти.

Почему возник вопрос о военных базах на территории Абхазии и Южной Осетии? Дело в том, что увеличение контингента российских войск, размещаемых в новых независимых республиках, как считают специалисты, вызвано несколькими обстоятельствами. Миротворческая операция по поддержанию мира в двух этих странах подходит к концу. В том, чтобы она продолжалась, должны быть заинтересованы обе стороны вооруженного конфликта: Тбилиси и Сухум, Тбилиси и Цхинвал. Но Грузия, как известно, вышла из миротворческого процесса. Более того, она объявила российские войска "оккупационными". 15 октября заканчивается мандат ООН, выданный России на проведение операции по поддержанию мира в Закавказье.

И в этой ситуации, чтобы защитить жизнь и здоровье своих граждан от повторения возможной агрессии, Москве ничего не остается, как заключить двусторонний договор о дружбе и взаимопомощи с независимыми республиками и на основании этого договора, безусловно, по просьбе населения и руководителей Абхазии и Южной Осетии, разместить там свои военные базы.

Кстати, и Сергей Багапш, и Эдуард Кокойты неоднократно заявляли о том, что на территории их республик обязательно будут находиться российские военные базы, как гарантия безопасности и суверенитета независимых республик. А в том, что население Абхазии и Южной Осетии с восторгом встретит новость об увеличении российского военного контингента, сомневаться не приходится. Так оно, кстати, и произошло. Воинские части в городе - это не только гарант мира и спокойствия, но еще и рабочие места. Их в разоренных войнами республиках явно не хватает.

В этих условиях становится очевидными, что стремление руководителей Евросоюза расширить действие военных наблюдателей ОБСЕ, о размещении которых в буферных зонах на границе с Южной Осетией и Абхазией договорились президенты Николя Саркози и Дмитрий Медведев, еще и на территорию новых независимых республик, на чем настаивает Тбилиси, не имеет никаких перспектив. Миротворческая операция закончилась, а за российскими военными базами наблюдать не надо, контролировать их - тоже. Это не входит в компетенцию представителей ОБСЕ. К тому же разрешение на посещение территории Абхазии и Южной Осетии надо получить у властей этих республик. А будет такое разрешение или нет, это вопрос не к Москве.

Тут что-то одно. Или вы признаете независимость Абхазии и Южной Осетии, тогда их руководство готово к сотрудничеству с ОБСЕ. А если не признаете, то с кем вы будете разговаривать о посещении? Россия такого разрешения дать не может. Она сама - гость в этих странах. Хотя и очень дорогой гость, каким на Кавказе всегда считают защитника дома.

11.09.2008
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=4005&matID=190852

Док. 488874
Перв. публик.: 11.09.08
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 117

  • Сердюков Анатолий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``