В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью первого вице-президента компании ОАО `СУАЛ-Холдинг` Владимира Скорнякова Назад
Интервью первого вице-президента компании ОАО `СУАЛ-Холдинг` Владимира Скорнякова

Справка ПРАЙМ-ТАСС: в объединение алюминиевых предприятий, управляемых ОАО "СУАЛ-Холдинг" входят: Богословский, Уральский Иркутский и Кандалакшский алюминиевые заводы, Каменск-Уральский метзавод, "Михалюм", завод "Демидовский", Иркутский кабельный завод, Кирсинский кабельный завод, ООО "СУАЛ-ПМ", Полевской криолитовый завод, Юргинский абразивный завод, Северо-Уральский бокситовый рудник, Южно-Уральский бокситовый рубник, "Бокситы Тимана", Черемшанский кварцитовый рудник, ЗАО "Кремний", ООО "СУАЛ-Кремний-Урал".
По итогам 2001 года компания планирует увеличить производство первичного алюминия на 4,3 проц до 620 тыс тонн, в сравнении с 2000 г, глинозема на 3 проц до 1,7 млн тонн. Компания занимает первое место в России и пятое место в мире по производству глинозема. По производству первичного алюминия - второе место в России и восьмое в мире. На российском рынке доля компании составляет: по добыче бокситов - 93 проц, по производству глинозема - 60 проц, по производству первичного алюминия - 23 проц.
Вопрос: Управляющая компания "СУАЛ-Холдинг" создана в прошлом году. Что изменилось в стратегии деятельности предприятий алюминиевого объединения с момента создания "СУАЛ-Холдинга"?

Ответ: Управляющая компания "СУАЛ-Холдинг" создана для эффективного управления предприятиями входящими в холдинг, включающими все переделы алюминиевого производства. Стратегические задачи компании направлены, в первую очередь на развитие собственной сырьевой базы, а также на развитие заводов производящих продукцию высокого передела. Для осуществления этой цели мы инвестируем средства в развитие производства на Каменск-Уральском металлургическом заводе, "МИХАЛЮМе" /Михайловском заводе по обработке цветных металлов/, "Демидовском" заводе, а также на кабельных заводах входящих в компанию. Сегодня группа СУАЛ - это рудная база, алюминиевое производство и заводы по производству алюминиевого проката, слитков, посуды, кабельной продукции и т.д. В стратегии развития компании значительных изменений не предвидится. Мы обеспечили сырьевую независимость своих предприятий, самодостаточность объединения по всем видам продукции, теперь мы намерены развивать четвертый передел /производство продукции с высокой добавленной стоимостью/.

Вопрос: Изменились ли приоритеты в политике сбыта на внутреннем рынке и на экспорт?

Ответ: Компания СУАЛ исторически ориентирована на российский рынок. И мы стараемся развивать, и вкладывать деньги именно в расширения нашего присутствия на внутреннем рынке. Сейчас, к сожалению, рынок производителей изделий из российского алюминия достаточно узок, но мы уверены, что он будет расширяться, и мы увеличиваем свои поставки во многие его сектора. При формировании компании СУАЛ в 1996 году соотношение внутреннего рынка первичного алюминия и экспорта было примерно таковым: 10 проц - Россия, 90 проц - экспорт. Постепенно эта ситуация менялась: и сейчас мы увеличили поставки первичного алюминия на внутренний рынок до 22 проц, поставки на экспорт сократились и составляют порядка 78 проц, из них порядка 8 проц поставляется в США, 17 проц - в Азию, остальной объем экспорта осуществляется в европейские страны. При этом объем поставок на внутренний рынок продолжает расти.

Вопрос: Что предпринимается компанией для поддержания работоспособности существующих предприятий, в каком состоянии находятся проекты строительства новых производственных мощностей?

Ответ: Как вы знаете, заводы - входящие в состав холдинга и выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью значительно снизили объемы производства в период с 1995-1998 годов. Но в течение последних двух лет они начали бурно развиваться. Сейчас мы восстанавливаем производство на наших заводах, модернизируем оборудование, проводим реконструкцию. Но надо смотреть вперед, и поэтому мы создали новые структуры, которые занимаются техническим, перспективным развитием наших производств. Наши специалисты работают над наращиванием объемов производства и расширением его номенклатуры, над сокращением издержек, устраняют недостатки в управлении, в логистике, снабжении производства. Технологические, физические, химические свойства алюминия, используемого при производстве продукции высокого передела, учитываются уже на начальных стадиях его переработки, в процесс производства вносятся изменения, что снижает себестоимость продукции, повышает эффективность работы всей технологической цепочки. Среди новых проектов самый значимый - это разработка Средне-Тиманского бокситового месторождения. В этом году компания завершила строительство 67 км подъездной железной дороги к руднику, и в 2002 году эта дорога будет введена в эксплуатацию полностью. Сейчас рассматривается вопрос строительства глиноземного завода в республике Коми, мы выбрали примерное место этого строительства, выбрали финансового консультанта. Есть несколько предложений от крупных западных компаний, которые готовы вместе с нами подготовить банковское технико-экономическое обоснование, а также взяться за проектирование этого завода. В том, что этот завод будет построен - мы не сомневаемся. В наших планах - строительство алюминиевого завода в Республике Коми, который будет производить первичный алюминий и продукцию из алюминия и его сплавов. О сроках говорить пока рано, но при благоприятных условиях первая очередь этого алюминиевого комплекса может быть введен в строй через 5-6 лет. Ориентировочно мощности глиноземного завода составят от 1,2 млн т до 1,5 млн т глинозема, алюминиевого завода - 500-600 тыс т. Об окончательных цифрах можно будет говорить тогда, когда будет банковское ТЭО. Сейчас можно сказать, что строительство глиноземного комплекса будет стоить нам порядка 350-500 млн долл, строительство алюминиевого комплекса порядка 1,5-2 млрд долл.

Вопрос: Как дальше будет развиваться производство на предприятиях компании и ваш прогноз по производству на ближайшие годы?

Ответ: В России имеются большие возможности для роста внутреннего рынка. Сегодня потребление алюминия в России, к сожалению, на порядок меньше, чем в развитых странах. И связано это с тем, что крупнейшие потребители алюминия и продукции из него пока находятся не в лучшем экономическом состоянии. Однако сегодня, когда цена на алюминий на мировом рынке заметно снизилась, эти предприятия имеют реальную возможность наращивания объемов производства. Сейчас для них - самый благополучный момент для расширения собственного бизнеса, и этим они должны воспользоваться. Это относится и к деятельности наших заводов. Например, Каменск-Уральский завод выпускает продукцию, которую реализует на внутреннем и внешнем рынке. Его производственные мощности задействованы всего на 50-60 проц - больше не в состоянии потребить его партнеры на рынке. Поэтому наша главная задача - вывести предприятия-производителей готовой продукции, входящие в холдинг, на нормальные производственные мощности, наладить сбыт их продукции. Мы должны выпускать продукцию, которая нужна потребителю. Наша задача не просто реализовывать алюминий, а совместно с другими предприятиями разрабатывать новые виды продукции, а также заменять изделия из стали и других материалов изделиями из алюминия. СУАЛ вводит мощности по производству алюминия на Уральском алюминиевом заводе, рассматривает возможность строительства новых мощностей на Иркутском алюминиевом заводе, идет реконструкция Кандалакшского алюминиевого завода и Богословского алюминиевого завода. Мы думаем, что без инвестирования значительных средств в ближайшие 2-3 года сможем увеличить производство алюминия на 10 проц /до 682 тыс т/. При этом на мировом рынке глобального увеличения нашего экспорта не будет, выпускаемый металл мы планируем реализовывать на внутреннем рынке.

Вопрос: Ваша оценка внутреннего рынка, как он изменится в течение ближайших полутора-двух лет?

Ответ: По моему мнению, внешний рынок будет расти около 3-4 проц в год. Внутренний рынок - около 10 проц.

Вопрос: Сталкиваетесь ли вы с РУСАЛОМ при работе на внутреннем рынке.

Ответ: Пока - нет, хотя на рынке мы прямые конкуренты, но глобального столкновения интересов не происходит, рынок настолько широкий, что всем хватает места.

Вопрос: Планируете ли вы расширять компанию путем приобретения или консолидации алюминиевых производств не входящих пока в крупные алюминиевые холдинги?

Ответ: СУАЛ всегда имел понятную стратегию расширения своего бизнеса, а его политика отличалась открытостью и использованием цивилизованных методов. Сегодня компании нужен еще один алюминиевый завод, чтобы перерабатывать имеющийся глинозем. Если какой либо завод захочет войти в состав холдинга - нам это будет выгодно, но заставлять или действовать насильственными методами мы не будем.

Вопрос: Уже очень долго на одном из крупнейших российских заводов производящих электродную продукцию ситуация нестабильна. Каковы ваши планы, связанные с Новосибирским электродным заводом /НовЭЗ/?

Ответ: Этот спор давно вышел из состояния хозяйственного спора и превратился в противостояние местных властей и бизнеса. Такую ситуацию нормальной назвать никак нельзя, более того она давно и существенно ухудшает производственное и экономическое состояние предприятия. Если рассматривать суть вопроса, то мы считаем, что для "НовЭЗа" наша компания в качестве управляющей лучше чем "Энергопром". И причина простая - нам нужна продукция "НовЭЗа" для того чтобы работать. Нам нужны блоки для футеровки электролизеров, нам нужны электроды для рудно-термических печей, нам нужна продукция "НовЭЗа", потому что она может использоваться на наших предприятиях. "Энергопрому" это предприятие не нужно, потому что из этих блоков, из этих электродов они ничего не выпускают. НовЭЗ им нужен для того, чтобы перепродавать продукцию завода и зарабатывать на этом деньги. Хотя... это тоже бизнес. Новосибирский электродный завод и Иркутский алюминиевый завод /ИркАЗ-СУАЛ/ заводы связывают давние отношения и не только как продавца с покупателем, но и как партнеров по созданию новых видов продукции. Вместе с Государственным научно-исследовательским институтом электродной промышленности /ГосНИИЭП/ был создан российский угольный электрод диаметром 1,2 м, причем изготавливался он на "НовЭЗе", а испытания проводились на "ИркАЗе". Жаль, что этого не знают и не помнят те, кто сегодня у руля "НовЭЗа". Ведь и на внешний рынок "НовЭЗ" вышел с нашей помощью - в этом большая заслуга Сергея Кохановского, который начал заниматься этим вопросом еще работая генеральным директором ЗАО "Кремний" /Иркутск/. Я думаю, что разум восторжествует. У нас есть разработанная программа реконструкции производства, но мы отложили ее до лучших времен. Если госпакет акций государство выставит на продажу, мы обязательно примем участие в покупке акций. Нам этот завод нужен, поскольку он является частью производственной цепочки, и его продукция может и должна использоваться в российской алюминиевой промышленности.



http://www.prime-tass.ru/

Док. 488831
Перв. публик.: 18.10.01
Последн. ред.: 12.09.08
Число обращений: 285

  • Скорняков Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``