В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Лунтовский: Реструктуризации банковской системы Назад
Георгий Лунтовский: Реструктуризации банковской системы
ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Георгий ЛУНТОВСКИЙ,
заместитель председателя Банка России, к.э.н.

Главные цели реструктуризации банковской системы - восстановление ее стабильности, укрепление доверия между всеми контрагентами и участниками, устранение с рынка банковских услуг нежизнеспособных банков. За два года Банку России и другим участникам этого процесса удалось сформировать концепцию, системный подход и основные направления работы с проблемными банками. О том, как Банк России оценивает результаты первого этапа реструктуризации и ее перспективы, говорилось в докладе Г.И. ЛУНТОВСКОГО на конференции "Развитие банковской системы России: современные проблемы и перспективы". Приводим текст выступления с некоторыми сокращениями.


Взаимодействие Банка России с АРКО

В основе этого направления - работа с проблемными банками в рамках Закона "О реструктуризации кредитных организаций". Тезисно ее содержание заключается в том, что Банк России готовит и направляет предложения о переходе кредитных организаций под управление Агентства, контролирует процедуру перехода, вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов, назначает временные администрации, проводит экспертную оценку планов реструктуризации кредитных организаций и контролирует их выполнение, а также разрабатывает предложения по совершенствованию этой работы.

По состоянию на 1.08.2000, АРКО осуществляет мероприятия по реструктуризации в 19 банках. В трех кредитных организациях (АКБ "Кузбасспромбанк", АКБ "Прогресспромбанк", ОАО "Башпромбанк") действуют временные администрации. Двум банкам (АКБ "Тверьуниверсалбанк" и АКБ "Прогресспромбанк") Совет директоров АРКО принял решение отказать в принятии под свое управление.

Всего под управление Агентства перешли 14 кредитных организаций: ОАО "Петр Первый" (10.08.99), ОАО ПК "АвтоВазбанк" (31.08.99), ТОО "Челябинский коммерческий земельный банк" (16.09.99), АКБ "Кузбасс-

угольбанк" (21.09.99), ОАО "Банк "Российский кредит" (18.10.99), АКБ "Инвестбанк" (10.11.99), ОАО "Российский национальный коммерческий банк" (16.11.99), АКБ "СбС-АГРО" (16.11.99), АБ "Евразия" (23.11.99), АКБ "Вятка-банк" (10.12.99), ОАО "Дальрыббанк" (20.12.99), АБ "Воронеж" (27.01.2000), АКБ "Кузбасспромбанк" (31.01.2000) и АКБ "Амурпромстройбанк" (29.03.2000).

Установленные законом основания для передачи банка под управление Агентства (в частности, норматив достаточности капитала менее 2 %) предусматривались как начальный шаг. Полагаем, что настало время повысить планку норматива достаточности капитала до 4-5% - чтобы расширить круг банков, которые могут обратиться за помощью к Агентству, а также ввести добровольную форму сотрудничества между АРКО и коммерческими банками.


Предупреждение банкротства

Другое важнейшее направление - реализация требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". По состоянию на 1.07.2000, основания для осуществления мер по предупреждению банкротства имели 141 кредитная организация в 35 регионах России, или 10,6 % от общего количества действующих кредитных организаций. В основном, это средние и мелкие банки.

В соответствии с Законом осуществлять меры по предупреждению банкротства обязаны собственники и менеджеры банков. Если меры не предприняты и финансовое положение ухудшается, то у Банка России появляются основания предъявить к банку санкции, вплоть до отзыва лицензии. В настоящее время Банк России подготовил проект нормативного акта, который уточняет этот важный момент: в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона, кредитная организация вправе не осуществлять меры по предупреждению банкротства только в том случае, если основания для них были устранены самостоятельно в срок до 10 дней с момента их возникновения.

Работа Банка России носит системный характер, сформирована комплексная нормативная база. Все территориальные учреждения Банка России проводят ежемесячный анализ состояния кредитных организаций. Если он выявляет финансово неблагополучные банки, то к ним либо предъявляются требования осуществить меры, предупреждающие банкротство, либо начинается подготовка к реструктуризации и переходу банка под управление АРКО.

В территориальные учреждения Банка России (на 1.07.2000) представлено 144 плана финансового оздоровления. Планы 101 кредитной организации признаны реальными и за их реализацией установлен контроль. 15 планов направлены на доработку, 14 признаны нереальными, еще 14 на тот момент находились на рассмотрении.

Кроме того, территориальные учреждения Банка России предъявили требования о разработке планов финансового оздоровления к 133 кредитным организациям. За I полугодие 2000 года в Департамент по организации банковского санирования поступили планы мероприятий от 52 банков. 32 из них признаны реальными, 3 - нереальными, 17 направлены на доработку.

Всего в настоящее время территориальными учреждениями Банка России организована работа по предупреждению банкротства в 212 кредитных организациях. К 1 июля 71 из них устранила основания, предусмотренные статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Вместе с тем, в процессе финансового оздоровления проблемных банков выявился ряд серьезных проблем.

Уменьшение уставного капитала до фактической величины собственных средств. Важность этой меры очевидна: с одной стороны она стимулирует собственников проблемных банков, а с другой - повышает интерес к банку со стороны потенциальных инвесторов. Однако лишь немногие банки выполняют данную процедуру. Основных причин две. Прежде всего сама кредитная организация не заинтересована в одномоментном погашении убытков - гораздо выгоднее растянуть этот процесс на 5 лет. Еще в меньшей степени заинтересованы собственники банка - вкладывать средства в уставный капитал они должны из прибыли, после выплаты налогов, а значит вынуждены нести двойные убытки. Таким образом, проблема налогообложения перерастает в проблему взаимодействия интересов, и решать ее следует с учетом не только этих обстоятельств, но и позиции государства, заинтересованного в скорейшем восстановлении банковской системы

Капитализация средств кредиторов в виде их направления в уставный капитал банков. В международной практике этот механизм является одной из форм реконструкции капитала банка, альтернативой его ликвидации. Законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" он также предусмотрен, но при этом законодатель не оговорил: каким способом будут прекращаться обязательства банка перед кредиторами. На практике, превращаясь в собственника проблемного банка, кредитор не только теряет свое право на соответствующую очередность удовлетворения требований (если банк все же будет признан банкротом), но и рискует потерять все.

Непринятие руководством и собственниками проблемной кредитной организаций своевременных мер по предупреждению ее банкротства. Суть проблемы в том, что нормы законодательства, предусматривающие ответственность учредителей и руководителей кредитных организаций (ст. 56 ГК РФ, ст.ст. 195-197 УК РФ, ст.ст. 14 и 50 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"), носят декларативный характер. Чтобы изменить ситуацию, следует внести в действующее законодательство изменения, которые бы предусматривали реальную гражданско-правовую, уголовную или административную ответственность учредителей (участников) и руководителей кредитных организаций за их финансовое положение и непринятие мер по предупреждению банкротства.

Предоставление банками недостоверной отчетности, искажающей расчет собственных средств. Банк России намерен ужесточить контроль за соответствием отчетности реальному положению дел: путем проведения систематических проверок, применения к нарушителям санкций и устранением в результате выявленных нарушений. Но для реализации этой программы необходимо внести в законодательство изменения, дающие Банку России право производить переоценку активов кредитных организаций.


Повышение эффективности процедур ликвидации

Процесс отзыва лицензий на осуществление банковских операций охватил практически все регионы страны. Всего к 1.08.2000 изданы приказы об отзыве лицензий у 1313 кредитных организаций. В 365 кредитных организациях ликвидационные процедуры завершены, и в Книге государственной регистрации кредитных организаций аннулирована запись об их регистрации.

Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предоставил Банку России дополнительные возможности, что позволило добиться позитивных сдвигов в ходе ликвидационных процедур.

В частности, использование права инициировать в суде банкротство банка вне зависимости от того, является Банк России его кредитором или нет, дало возможность повысить удельный вес кредитных организаций, по которым имеются решения о ликвидации: на 1.01.98 - до 76%, к 1.01.99 - до 87%, а к 1.07.2000 - до 90,1%. В 1999 г. по таким заявлениям арбитражные суды признали банкротами 50 кредитных организаций. А с 1.01.99 по 1.08.2000 г. завершены ликвидационные процедуры и аннулирована запись о регистрации в Книге Государственной регистрации в отношении 207 кредитных организаций.

Второе важное новшество - право Банка России аттестовывать арбитражных управляющих и вводить для них отчетность. К 1.08.2000 в Банк России поступило более 900 заявлений от кандидатов в арбитражные управляющие, выдано около 300 аттестатов. Сейчас Банк России готовит проекты документов, касающихся процедур проведения проверок деятельности арбитражных управляющих.

Для контроля за ходом ликвидации кредитных организаций разрабатываются формы статистической отчетности конкурсных управляющих. Проводятся проверки их деятельности, по результатам которых Банк России принимает меры воздействия к арбитражным управляющим, допустившим нарушения требований действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Эти меры способствовали росту числа кредитных организаций, в которых осуществляются ликвидационные процедуры - действуют ликвидационные комиссии, временные и конкурсные управляющие (в настоящее время ими охвачено 79,8% банков, подлежащих ликвидации), а также увеличению объема денежных средств, направленных на удовлетворение требований кредиторов.

Вместе с тем, процедура банкротства в Российской Федерации пока еще далека от идеальной. По состоянию на 1.07.2000, меры по ликвидации приняты в отношении 934 кредитных организаций, в 137 (из числа КО, по которым принято решение о ликвидации) еще не созданы ликвидационные комиссии и не назначены конкурсные управляющие. В отношении 52 кредитных организаций никаких действий по ликвидации вообще не предпринимается.

Следует отметить, что в ходе проведения ликвидационных процедур Банк России сталкивается с такими проблемами, как: невозможность установления местонахождения кредитной организации и ее участников; уничтожение документов и нежелание участников осуществлять ликвидационные процедуры; невысокая эффективность исполнительного производства и отсутствие контроля со стороны суда за исполнением его решений о ликвидации; отказы арбитражных судов в возбуждении дел о банкротстве по заявлениям Банка России; нарушение конкурсными управляющими требований законодательства.

Многие отмеченные в статье проблемы должны быть решены в результате подготовленных Банком России и внесенных Правительством РФ в Государственную Думу проектов поправок в действующие федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Особо хотелось бы остановиться на последнем из них. Он, в частности:

- вводит дополнительный признак банкротства - снижение достаточности капитала ниже 2%;

- конкретизирует основания для признания учредителей (участников) и руководителей кредитной организации виновными в доведении ее до банкротства и устанавливает более строгие меры их ответственности;

- предполагает осуществление процедур установления реальной величины уставного капитала;

- устанавливает обязанности Банка России, связанные с назначением временной администрации, уточняет ее полномочия и перечень лиц, которые могут быть ее руководителями;

- усиливает контроль со стороны временной администрации и конкурсного управляющего за сделками кредитной организации (сделки с аффилированными лицами могут совершаться только с разрешения временной администрации, а по ходатайству ее руководителя арбитражным судом может быть признана недействительной и сделка, совершенная до назначения временной администрации).

Чтобы обеспечить правильное и единообразное применение норм Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в проекте предлагается предоставить Банку России право давать официальные разъяснения по вопросам, относящимся к его применению. Аналогичные права имеет в соответствии со ст. 25 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральная служба по делам о несостоятельности, а Банк России - в соответствии с Законом "О реструктуризации кредитных организаций".


http://www.bdm.ru/arhiv/2000/10/10-12.html

12.10.2000

Док. 488755
Перв. публик.: 12.10.00
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 337

  • Лунтовский Георгий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``