Владимир Матюхин: В Суздале Сергей Степашин вспомнил притчу о Вавилонской башнеНазад
Владимир Матюхин: В Суздале Сергей Степашин вспомнил притчу о Вавилонской башне
Кроме него, конференцию посетили начальник главного контрольного управления президентской администрации Александр Беглов и руководитель федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин.
"Бюджетирование по результатам, как новый принцип госуправления, сдерживается развитием информационных технологий в контролирующих органах на местах и разночтением в форматах данных в органах региональной исполнительной власти", - этот основополагающий тезис был озвучен Сергеем Степашиным в докладе на пленарном заседании перед аудиторами из 60 субъектов РФ.
А крупные бюджетные вливания в регионы, неподкрепленные эффективной системой госконтроля за рациональностью их использования, создали ситуацию, когда, по выражению Степашина, "телега оказалась впереди лошади".
Он заявил, что "без взаимного согласования целей и задач реорганизации органов исполнительной власти и проверяющих их деятельность органов местного госконтроля государственное строительство будет напоминать возведение печально известной Вавилонской башни".
"Во многих субъектах РФ, например, в Смоленской, Кемеровской областях, республике Северная Осетия-Алания, не были даже выполнены все необходимые мероприятия по приведению региональных актов в соответствие с требованиями федерального законодательства, что затормозило реализацию нацпроектов", - прокомментировал несоответствие базовых принципов госуправления в центре и на местах председатель Счетной палаты.
Но концепция "единого информационного пространства" даже на базовом уровне вызывает разночтения.
Владимир Матюхин сообщил что "ни разу даже не слышал определения, что же это такое - "единое информационное пространство"! По мнению участников конференции, дублирование компьютерной базы данных в бумажном виде, - пока безусловная необходимость переходного периода от работы по старинке к "электронному государству". Хотя ведение бумажных архивов и содержание гигантского штата сотрудников требует затрат во много раз больших, чем работа с электронными базами данных даже при условии их многократного дублирования и хранения в защищенных от катастроф зданиях.
"Разработка информационных систем у нас шла снизу, как правило, с бухгалтерии, и каждый раз вырастало что-то разное, - констатировал Владимир Матюхин. - Можно, конечно, перейти на принципиально новые информационные структуры и сломать все существующие, но на это нам никаких бюджетов не хватит".
По его словам, "у нас есть некоторые технические решения, которые могут поставить знак эквивалента между "бумагой" и электронной перепиской".
"Технические решения у нас есть. Но проблема в законодательстве: скорей всего, на его корректировку уйдет, по крайней мере, 5 лет", - сказал Матюхин.
Тем не менее, о ходе начального этапа реализации приоритетных нацпроектов, Сергей Степашин высказался оптимистично:
"Мы можем заявить, что приоритетные национальные проекты уже на начальной стадии своей реализации смогли обеспечить значительный социально-экономический эффект. И это, несмотря на серьезные бюджетные инвестиции, не привело к резкому росту инфляции".
Хотя главный контролер страны и не обошел стороной явные, мягко говоря, просчеты:
"В ходе реализации национального проекта "Здоровье" без проведения конкурсов было закуплено более 2,3 тыс. единиц дорогостоящего диагностического оборудования на сумму почти в 3,5 млрд рублей, что составляет почти 24% от общего объема закупок".
"Реализация национальных проектов "Развитие агропромышленного комплекса" и "Доступное и комфортное жилье, - признал Степашин, - тормозится рядом серьезных проблем в структурном плане. Преобразования на селе сдерживает незавершенность земельной реформы, несовершенство механизма страхования рисков сельхозпроизводителей, диспаритет цен на энергоресурсы и сельскохозяйственную продукцию".
А проблемы с осуществлением национальной жилищной программы Степашин связал с коррумпированностью местных чиновников при выделении участков под жилую застройку.