В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Матюхин: В РФ создается электронная система товарного рынка Назад
Владимир Матюхин: В РФ создается электронная система товарного рынка
В России создано и действует большое количество различных информационных систем и электронных торговых площадок. Однако все эти системы никак не связаны между собой, несовершенно законодательное обеспечение их работы, а также в целом их деятельность зачастую неэффективна. О том, как решить существующие в данной области проблемы, шла речь в четверг, 19 октября, на круглом столе на тему "О разработке, внедрении и законодательной поддержке Автоматизированной системы формирования и осуществления процедур взаимодействия органов представительной, исполнительной власти, общества и бизнеса (АСВТ РФ) в рамках региональной политики и федеральных отношений в целях развития внутреннего рынка и внешнеэкономической деятельности".

Эта система, отметил в своем выступлении президент Фонда развития России Евгений Гринев, создается с использованием ряда инструментов ФЦП "Электронная Россия", а также опыта корпоративных и государственных структур в данной сфере. Необходимость появления такой системы вызвана тем, что существующие на сегодняшний день в большом количестве локальные сети и информационные системы различных властных и корпоративных структур практически никак между собой не связаны. Это не позволяет выстроить реальные системы управления и информационного взаимодействия ни на государственном, ни на отраслевом уровнях. В свою очередь, это является причиной чрезвычайно длительных сроков подготовки проектов законодательных актов, несовершенства процедур их согласования, а затем - их низкой результативности, а также незначительного уровня аналитики воздействия принимаемых законов на правовую, социально-экономическую и политическую среду. В то же время отсутствует и эффективный отраслевой инструментарий, способный обеспечить равноправие монопольных и транснациональных компаний и прочих бизнес-структур, отмечается замкнутость внутрикорпоративного управления.

Среди причин сложившейся ситуации Е.Гринев назвал "разновекторную" деятельность органов власти, господствующее ненаучное представление о саморегулирующей роли рынка и проч.

Важность изменения данной ситуации он проиллюстрировал рядом примеров. Так, введение единого электронного информационного портала для госзакупок позволило за I полугодие текущего года сэкономить, по данным МЭРТ, 56 млрд рублей, а по данным ФАС - 150 млрд рублей. Кроме того, после принятия всех необходимых правительственных актов в сфере госзакупок только в этой сфере страна сможет экономить 300-400 млрд в год.

Е.Гринев сравнил работу ФЦП "Электронная Россия" и АСВТ РФ. По его словам, "Электронная Россия" предлагает универсальные проекты информатизации, а АСВТ направлена на решение конкретных задач. В их числе он назвал сопровождение процесса разработки, согласования, принятия и мониторинга действия законодательных актов, формирование информационных средств и стандартов законодательной поддержки нормативов, обеспечивающих осуществление процедур взаимодействия органов власти, общества и бизнеса в рамках региональной политики и федеральных отношений.

Одним из основных блоков данной системы является блок регулирования и поддержки экономических процессов и товарно-финансового обмена на внутреннем рынке и во внешней торговле. Данный блок позволяет обеспечить обмен информацией о наличии готовых к реализации товарах и услугах, текущем и перспективном объеме рынка, ценовой конъюнктуре, поддержать деятельность всех видов бирж, сформировать всю номенклатуру для любых видов сделок, осуществлять необходимые виды отчетности, аналитические исследования, а также оказывать поддержку ВЭД.

Также в системе формируется общефедеральный блок образования, науки и инноваций.

Введение данной системы станет одним из важнейших антикоррупционных механизмов в России, подчеркнул Е.Гринев.

Председатель Комитета ГД по информационной политике Валерий Комиссаров рассказал о законодательном обеспечении развития данной системы, а также в целом информатизации в России. Он отметил, что хотя в последнее время Госдумой был принят ряд законов в данной сфере, в частности, об электронно-цифровой подписи, тем не менее их все еще недостаточно для создания эффективного правового поля. В частности, нужно принять три закона, которые позволят вывести Россию на новый уровень в информационно-коммуникационной сфере. К таким законам В.Комиссаров отнес закон об информационной открытости власти, поправки к закону об ЭЦП (в части функционирования федерального удостоверяющего центра), а также закон об электронном документообороте.

Председатель Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин важность данной темы проиллюстрировал иначе. Так, он обратил внимание на масштабный объем существующих в стране законодательных и нормативно-правовых актов, которые нужно систематизировать и гармонизировать. В связи с этим необходима информационная система, которая смогла бы помочь обработать всю эту информацию.

Руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин остановился на одном из аспектов административной реформы, в отношении которого большую роль сможет сыграть новая информационная система, - предоставлении государственных услуг дистанционно. В своем выступлении он рассказал о разработке технологических возможностей для этого. Так, прежде всего необходимо создание национальной системы удостоверяющих центров, благодаря чему будет сформировано единое пространство между отдельными информационными сегментами. На сегодняшний день, по словам В.Матюхина, в России действует около 300 ведомственных и корпоративных управляющих центров. Во-первых, их слишком много, а во-вторых, они никак не связаны между собой, считает он. В связи с этим летом 2005 года был создан единый "корневой" центр, который должен объединить все существующие центры. Однако проблема в том, что в законе особенности его деятельности не прописаны, да и сам он не упомянут, и это необходимо изменить, считает В.Матюхин.

Работа федерального информационного центра, следующего звена системы, должна решить вопрос межведомственных взаимодействий: между различными ведомствами которыми будет создано единое информационное пространство. Эта система позволит организовать взаимосвязь различных баз данных министерств и ведомств, без чего, в частности, невозможно реализовать принцип "одного окна".

Наконец, еще один вопрос, который необходимо решить, связан с идентификацией граждан. Для этой цели, сообщил В.Матюхин, следует создать единую универсальную интеллектуальную карту граждан, которая будет содержать всю необходимую информацию. Эта карта, сообщил он, будет создана к концу текущего года.

О системе электронных сделок, которая является наиболее проработанной на сегодняшний день частью первого блока АСВТ РФ, рассказал руководитель департамента АСВТ РФ Фонда развития России Эдуард Фомин. По его словам, одним из серьезных минусов существующих сегодня электронных систем такого рода является то, что их владельцы - это одна или несколько компаний, которые и диктуют участникам системы свои условия работы. Кроме того, некоторые системы можно использовать исключительно как информационно-маркетинговый центр, и в этом случае утрачивается сама суть электронной торговой системы, в рамках которой должны заключаться сделки. Более позитивно он оценил опыт фондовых и валютных бирж, хотя и здесь владельцами является ограниченное число компаний, кроме того, работают такие площадки только с крупными операторами.

Проблема, по словам Э.Фомина, заключается в том, что "электронные торговые системы находятся в законодательном вакууме". В частности, необходимо принять федеральный закон об электронной системе товарного рынка. При этом, подчеркнул он, действующая законодательная база позволяет "приступить к практическим шагам".

Также он подробно рассказал об автоматизированной системе товарного рынка. Пользователями этой системы могут быть как государственные органы, так и частные экономические агенты. При этом можно выступать как пассивным, так и активным агентом, последний участвует в организации рынка и в дальнейшем будет получать дивиденды от его работы. Пользователи будут присоединяться к определенным интересующим их сегментам, подбирать себе необходимых партнеров, например, поставщиков или экспедиторов, а наличие в этой системе банковских структур позволит, в частности, проверить финансовую устойчивость потенциальных партнеров. Стоимость услуг системы будет первоначально составлять около 2% от сделки, а позднее, при выходе ее на массовое использование, возможно снижение до 0,1%. Эта система прежде всего будет запущена по трем сегментам: услуги связи, зерно и продукты его переработки, госзакупки.

В ходе обсуждения участниками конференции был поднят ряд важных вопросов. Так, их интересовало, кто должен разрабатывать такие электронные системы - государство или же общественные и бизнес-структуры. Неоднократно подчеркивалась необходимость совершенствования законодательства для целей развития информатизации в стране в целом и электронных торговых площадок в частности.

По итогам заседания была принята резолюция, в которой отмечены рекомендации Мининформсвязи, МЭРТ совместно с Фондом развития России рассмотреть вопрос о привлечении внебюджетных инвестиций, а также бюджетных средств для реализации проекта создания АСВТ РФ. Также им было рекомендовано создать рабочую группу для координации работ по внедрению системы.

ИА "Альянс Медиа"

http://allmedia.ru/headlineitem.asp?id=314250

20.10.2006


Док. 488672
Перв. публик.: 20.10.06
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 135

  • Матюхин Владимир Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``