В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Опасное сближение. Депутаты испугались новых правил налогового учета Назад
Опасное сближение. Депутаты испугались новых правил налогового учета
Идея правительства скорректировать порядок уплаты налога на прибыль в пользу предпринимателей вызвала вопросы у депутатов. Они опасаются, что упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским выйдет компаниям боком: регулировать правила учета будут уже не сами налогоплательщики, а Минфин. Эксперты считают страхи депутатов напрасными.



Вслед за пакетом законопроектов, призванных завершить налоговую реформу, правительство собирается внести в Думу и проект поправок в 25-ю главу НК о налоге на прибыль. Эти поправки, в частности, разрешают компаниям самим определять перечень прямых расходов. Кроме того, компании смогут распределять прямые затраты между остатками незавершенного производства и готовой продукцией. В обоих случаях принцип распределения затрат должен быть зафиксирован в учетной политике организации. Этот законопроект, в основном одобренный правительством две недели назад, в доработанном виде был вчера внесен в правительство, рассказал "Ведомостям" замминистра финансов Михаил Моторин.



К прямым расходам относятся затраты на материальное производство, зарплату работникам и амортизацию, которые осуществлены при производстве конкретной продукции. Остальные затраты считаются косвенными, они не зависят от выпуска продукции. Оба типа затрат уменьшают базу налога на прибыль. Но косвенные расходы списываются полностью в том налоговом периоде, в котором они произведены, а прямые - только после продажи товара.



Сейчас список прямых расходов в налоговом учете является закрытым, а в бухгалтерском - открытым. Проект закона предлагает сделать открытым перечень прямых расходов и в налоговом учете, что позволит компаниям самостоятельно делить затраты на прямые и косвенные. В результате налоговый и бухгалтерский учет будут сближены, говорится в пояснительной записке к документу. "Делая список открытым, мы либерализуем налоговый учет и делаем его удобным для налогоплательщика", - уверен Моторин. Это требовалось сделать еще и потому, что у разных отраслей прямые и косвенные затраты различны, а отразить их специфику в Налоговом кодексе невозможно, поддерживает Моторина чиновник Министерства по налогам и сборам. По мнению президента клуба банковских бухгалтеров Кирилла Парфенова, "в 95 процентов организаций будут утверждены единые принципы для двух видов учета", поскольку это экономит затраты и время на ведение учета.



Но депутатская рабочая группа по подготовке законопроектов по налоговой реформе, проанализировавшая в начале недели минфиновский законопроект, именно сближения двух видов учета и опасается. "Сближать налоговый учет с бухгалтерским надо, но не так, чтобы платежи по налогу на прибыль зависели от правил бухгалтерского учета, утверждаемых даже не постановлениями правительства, а минфиновскими приказами о выходе нового правила бухучета", - говорит руководитель рабочей группы вице-спикер Госдумы Владислав Резник. Сближать налоговый учет с бухгалтерским опасно, потому что все нормы бухучета регулируются приказами Минфина, а базовый закон о бухучете не идеален, соглашается с ним председатель налогового подкомитета Думы Наталья Бурыкина. "Правила учета, влияющие на налоговую базу, должны обязательно содержаться в Налоговом кодексе", - уверена она. По словам Резника, депутаты предложили правительству создать совместную экспертную группу и доработать проект закона. "Это не отрицательное заключение, мы просто хотим принять закон не в спешке, а после обсуждения", - говорит член рабочей группы Игорь Игошин.



Эксперты считают опасения депутатов чрезмерными. "У налогоплательщиков будет больше свободы", - подчеркивает руководитель компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.



Распределяя затраты, компании смогут регулировать налоговую нагрузку, считает Парфенов. Например, если поток доходов постоянный, то выгоднее считать большинство затрат косвенными, а если цикл производства товара длинный - то, наоборот, прямыми. Разделение издержек по видам не меняет налоговую нагрузку в целом, но позволяет распределять ее во времени, говорит Моторин.



"Претензии депутатов совершенно неожиданны, - удивляется Моторин. - Минфин определяет не список затрат, а принципы их определения". Перенос принципов одного учета на другой будет не обязательным, а добровольным для налогоплательщика, поддерживает чиновников Шаповалов. Сближение двух видов учета - правильный вектор, уверен глава экспертного комитета по налогам при Госдуме Михаил Орлов. А Парфенов полагает, что финансовое ведомство не будет выпускать для каждой отрасли принципы определения затрат, так что опасность, о которой предупреждают депутаты, "сугубо теоретическая".



Скидки в налогах. В этом же законопроекте Минфин, в частности, предлагает разрешить налогоплательщикам учитывать затраты, произведенные ими за рубежом и подтвержденные документами, оформленными в соответствии с иностранным законодательством. Перечень внереализационных расходов дополнен премиями, которые продавец может выплачивать покупателю при покупке товара. Это позволит компаниям уменьшать базу налога на прибыль на сумму предоставляемой клиенту скидки.

23.04.2004
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=2821&matID=36441

Док. 488624
Перв. публик.: 23.04.04
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 214

  • Моторин Михаил Альбертович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``