В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МВФ недоволен. Проектом бюджета России на 2005 год Назад
МВФ недоволен. Проектом бюджета России на 2005 год
Эксперты МВФ все меньше довольны политикой российского Минфина. К традиционным претензиям по поводу ослабления бюджетной политики добавились новые: специалисты фонда не советуют тратить стабфонд на компенсацию доходов, выпадающих из-за снижения единого соцналога. Минфин отвечает, что иначе закрыть "дыру" в федеральном бюджете-2005 невозможно.



В следующем году при цене барреля Urals 26 долл доходы бюджета составят 3,103 трлн руб, профицит - 187 млрд руб (1 процент ВВП). При этом в бюджете-2005 будет "дыра" в 171,6 млрд рублей. Из-за снижения с 1 января 2005 года ЕСН (верхняя ставка упадет с 36,5 процента до 26 процентов) в бюджете Пенсионного фонда возникнет дефицит в 80,95 млрд руб, и еще 91,6 млрд руб нужно изыскать на погашение внешнего долга. Деньги Минфин предлагает взять в стабфонде, в котором аккумулируются поступления от НДПИ и пошлины на нефть при ценах выше 20 долл за баррель Urals.



Очередная миссия Международного валютного фонда (МВФ), работавшая в России с 15 по 25 июня, перед отъездом раскритиковала российскую бюджетно-налоговую политику.



Эксперты МВФ недовольны, что стабфонд, который страхует Россию от дефицита бюджета при падении цен на нефть, будет тратиться на выплату пенсий. Деньги стабфонда, сказано в итоговом заявлении миссии, следует использовать "исключительно на цели погашения внешнего долга", а норму, которая позволяет правительству расходовать средства стабфонда после того, как в нем скопится 500 млрд руб., по мнению МВФ, нужно вовсе отменить. МВФ советует России сбалансировать бюджет за счет сокращения расходов и увеличения налоговой нагрузки на нефтяной сектор и повышения акцизов. Экономия или дополнительные доходы должны обеспечить 1,25 процента ВВП (выпадающие доходы от снижения ЕСН и монетизации нефинансируемых льгот составят 2 процента ВВП).



Предложенный Минфином вариант бюджета, по мнению МВФ, свидетельствует о сильном ослаблении бюджетной политики - "в размере 1-1,5 процента ВВП по сравнению с 2003 годом", которое приведет к "значительному усилению инфляционного давления" и более быстрому укреплению рубля. А расчеты по исполнению региональных бюджетов, говорится в докладе, "нереалистичны": местные власти не смогут обеспечить 0,75 процентный профицит, поскольку им придется содержать передаваемые с федерального уровня учреждения образования, здравоохранения и культуры, а также финансировать часть льгот, от которых отказался центр.



Министр финансов Алексей Кудрин пообещал изучить и учесть "мнение специалистов фонда", передала в пятницу пресс-служба Минфина. Руководитель департамента налоговой политики Минфина Михаил Моторин объясняет, что при подготовке бюджета чиновники изучили все возможные резервы для компенсации выпадающих расходов. "Повышать другие налоги дальше уже некуда: нефтяники при цене выше 25 долл за баррель и так отдают 93 процента прироста выручки, по акцизам тоже нет резервов, - говорит Моторин. - Стабфонд позволит нам пройти критический период, когда налог снижен, но поступления из-за роста (налогооблагаемой) базы еще не возросли". Остальные претензии МВФ, отмечает Моторин, "мы слышим постоянно". "У них давно выстроены приоритеты, например, снижение инфляции, а мы не считаем, что стоит лечь костьми лишь для того, чтобы опустить инфляцию, скажем, с 8 процентов до 6 процентов", - говорит чиновник.



Эксперты также не во всем согласны с оценками МВФ. "У нас и так довольно существенное сокращение (непроцентных) расходов - 0,5 процента в год, урезать их на несколько процентов нереально", - говорит научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Но тратить стабфонд на компенсации Пенсионному фонду Гурвич тоже считает неправильным: нестабильные доходы от высоких цен на нефть лучше было бы пустить на структурные реформы для повышения эффективности бюджетных секторов. "Если мы залезаем в стабфонд для финансирования текущих расходов, это свидетельствует о несбалансированности доходных и расходных обязательств", - соглашается научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. "Тревоги МВФ не лишены оснований, риски для (бюджетной системы) возрастают - вопрос в том, насколько они оправданны, например, в случае с той же монетизацией льгот", - резюмирует Ясин.

28.06.2004
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=2821&matID=40687

Док. 488621
Перв. публик.: 28.06.04
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 222

  • Моторин Михаил Альбертович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``