В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутат Елена Панина: Антимонопольная, ценовая и тарифная политика - важнейший инструмент повышения конкурентоспособности экономики России Назад
Депутат Елена Панина: Антимонопольная, ценовая и тарифная политика - важнейший инструмент повышения конкурентоспособности экономики России
Антимонопольная, ценовая и тарифная политика являются важнейшим инструментом государственной промышленной политики России, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, заявила корреспонденту "ФК-Новости" заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина. Именно об этом говорилось на парламентских слушаниях в Госдуме, сообщила она.

Участники парламентских слушаний констатировали, что контроль за ценами и их регулирование во многих странах является предметом государственного управления. Особое значение при этом имеет стратегия управления ценами (тарифами) на продукцию и услуги естественных монополий. Анализ государственной ценовой политики в зарубежных странах показывает, что западные страны, в том числе и страны-члены бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) только что адаптированные в новую экономическую формацию, имеют комплексную эффективную систему воздействия государства на ценообразование: для монопольного сектора - жесткими рамочными механизмами и измеряемыми критериями, закрепленными в законодательном порядке по каждой монополии; для немонопольного - гибкими рыночными механизмами.

Основой системного правового поля, обеспечивающего равноправные условия всем субъектам рынка, а также нивелирующего агрессивные проявления отдельных субъектов в корпоративных целях, в западных странах являются: типовая международная система бухгалтерского учета и отчетности; законодательно утвержденная обязательная периодическая независимая экспертиза всех субъектов рынка; антитрестовские законы, жестко регулирующие слияние компаний и содержащие неотвратимые механизмы применения санкций по сговору участников рынка; законодательное регулирование сроков амортизации; законы о ценах, о картелях, о сверхприбылях, антидемпинговые законы, и другие.

"Особенностью зарубежной правовой базы, в отличие от российской, является то, что практически все законы имеют прямое действие и быстродействующие механизмы их реализации. Размеры экономической ответственности за нарушение законодательства в данной области исключают возможность повторения нарушения правил игры, установленных государством", - подчеркивалось на слушаниях.

Участники также отмечали, что многие страны на разных этапах развития рыночных отношений применяли различные механизмы государственного воздействия для создания равных условий для всех субъектов рынка. В частности, в США до нефтяного кризиса 1979 года цены на нефть и газ устанавливались государством на очень низком уровне в интересах, прежде всего, потребителей. После начала нефтяного кризиса цены были временно отпущены. Однако через год государство вновь вернулось к регулированию цен принятием закона "О налоге на непредвиденную прибыль в нефтедобыче". Суть указанного закона состоит в том, что администрация президента США наделена правом устанавливать "базовые цены", за превышение которых с "незаработанной" надбавки взимается дополнительный налог по ставке до 70 процентов в зависимости от условий добычи.

Многолетняя практика применения налога на превышение цены на нефть в США показала высокую эффективность такого механизма для стабилизации цен на энергоносители, энергоемкие изделия и в целом на все другие товары, работы и услуги. Важное значение имеет система регулирования цен на продукцию сельского хозяйства. Центральное место в ней занимают залоговые цены и залоговые операции. Залоговые цены (ставки) выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в условиях, когда рыночные цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.

Как отметила Елена Панина, для европейских стран характерно более широкое участие государства в регулировании цен. В частности, в Австрии парламент устанавливает почтовые, телефонные и железнодорожные тарифы и цены на табак и соль, министерство финансов - на спиртные напитки, а министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг. В Бельгии законодательно закреплено понятие максимальной продажной цены на товары и услуги, при этом верхний предел этой цены фиксируется нормативным актом, который выпускается министерством по делам экономики после предварительной консультации с Комитетом по регулированию цен. Правовой основой для государственного регулирования цен в Норвегии является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции, а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании указанного закона.

Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются специализированные органы ценообразования: Совет по ценам, Директорат по ценам и Государственная инспекция по ценам. Государство может определять максимальные и минимальные уровни цен, "замораживать" цены, устанавливать порядок исчисления скидок, надбавок (наценок) и максимальные уровни прибыли. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.

"В России административно регулируются цены на продукцию государственных монополий - газ, электричество, железнодорожные перевозки, тарифы в портах, аэропортах, услуг связи. Начиная с 2006 года, устанавливают предельные тарифы на коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации. Государство определяет также предельные торговые надбавки на жизненно необходимые лекарственные средства и препараты, отпускаемые льготным категориям граждан. Основу регулирования тарифов монополий, в том числе естественных, составляют ценовые методы в форме прямого (жесткого) ценового регулирования, осуществляемого путем установления тарифа конкретному хозяйствующему субъекту по методу "экономически обоснованных затрат", - напомнила Панина.

Законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен базируется на законе "О естественных монополиях" и на отраслевых федеральных законах, направленных на регулирование товарных рынков как в состоянии естественных монополий, так и конкурентных рынков (законов "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", "О газоснабжении в РФ", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "О почтовой связи", "О лекарственных средствах", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О железнодорожном транспорте в РФ", "О связи", "О зерне", "Об образовании" и др.).

Государственное регулирование цен в отношении лекарственных средств осуществляется в соответствии с законом "О лекарственных средствах" и постановлениями Правительства РФ, в соответствии с которыми утверждается Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) и устанавливаются предельные отпускные цены производителей на ЖНВЛС. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на ЖНВЛС.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 года "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные максимальные тарифы на услуги телефонной связи и унифицированные для всех категорий тарифы на услуги почтовой и телеграфной связи. Операторам связи предоставлено право устанавливать тарифы на услуги телефонной связи не выше максимальных значений с возможностью дифференцирования по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, по набору и объему оказываемых услуг связи. Тарифы на железнодорожном транспорте вводятся в действие актами Федеральной службы по тарифам или министерства транспорта РФ в сроки, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ.

Участники парламентских слушаний отметили, что применяемая в настоящее время система воздействия государства на ценообразование имеет ряд недостатков, сказала Панина. В первую очередь, речь идет об отсутствии базового федерального закона, устанавливающего основы ценовой политики государства. Регулирование цен и тарифов отдельными федеральными законами и нормативно-правовыми актами снижает эффективность предпринимаемых государством в данной области. Кроме того, регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий в настоящее время осуществляется преимущественно на ведомственном уровне.

В стране действует порядка 100 актов органов исполнительной власти, в том числе около половины из них - документы Федеральной службы по тарифам, регулирующие цены и тарифы в различных отраслях экономики. Все это замедляет и существенно усложняет процесс государственного регулирования тарифов. До настоящего времени не определен порядок назначения гарантирующего поставщика, который обязан принять на обслуживание любого потребителя, ранее обслуживаемого электросетевой организацией.

Действующее законодательство, регулирующее ценовую и тарифную политику, нестабильно. Так, начиная с 2003 года в закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" внесено около 10 изменений, в том числе в части полномочий по регулированию. Постоянно вносимые в нормативно-правовые акты изменения замедляют развитие экономики и ухудшают социальное положение населения. Регулируемые цены на услуги естественных монополий устанавливаются Правительством РФ и зачастую превышают уровень инфляции на соответствующий период.

Другие отрасли экономики ставятся тем самым в заведомо худшее положение, провоцируется повышение цен на их продукцию и раскручивается спираль инфляции. Высокая себестоимость оказываемых услуг, в том числе в ЖКХ, вынуждает регулирующие органы многократно пересматривать предельные уровни цен и тарифов в сторону их увеличения в течение года.

Действующий в отраслях затратный метод ценообразования не способствует стимулированию субъектов регулирования, в том числе инфраструктурных монополий, к снижению собственных издержек и повышению эффективности их производственной деятельности. Сложившаяся ситуация вызвана тем, что в российском законодательстве не определено понятие "экономически обоснованные затраты". Зачастую методики определения затрат, включаемых в себестоимость продукции и услуг, недостаточно обоснованы. Все это позволяет субъектам регулирования включать в себестоимость продукции расходы на содержание непрофильных активов, что существенно повышает стоимость производимой ими продукции.

В России до сих пор сохранение перекрестного субсидирования одних потребителей услуг естественных монополий за счет других. Население по уровню доходов неоднородно, а оплачивает услуги по единому тарифу, дотируемому промышленностью в рамках перекрестного субсидирования. Именно поэтому участники парламентских слушаний считают, что приоритетным направлением в сфере ценовой и тарифной политики должна стать разработка федерального закона. В нем должны быть сформулированы основные принципы ценовой политики Российской Федерации и разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен.

В законе также должны быть определены сферы, в которых осуществляется государственное регулирование цен; сформулированы общие принципы формирования свободных и регулируемых цен; определены критерии и принципы расчета экономически обоснованных затрат; установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, а также процедуры разрешения конфликтов. В отношении естественных монополий должны быть четко разграничены монопольные и конкурентные виды деятельности, пересмотрен состав информации, поступающей в контролирующие органы.

Введение четких процедур долгосрочного планирования и прогнозирования цен позволит не только избежать неожиданного повышения цен, но и осуществлять перспективное планирование развития экономики страны в целом, сдерживать рост инфляции.

05.10.2007
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=154854

Док. 488523
Перв. публик.: 05.10.07
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 125

  • Панина Елена Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``